Часть дипломной работы Педагогика/Психология Коррекционная педагогика и логопедия

Часть дипломной работы на тему Формирование словообразовательных гнезд у детей с ТНР (младшего школьного возраста)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Проблема формирования навыков образования ЛСГ у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в теории и практике логопедии 5
1.1 Понятие о лексико-словообразовательном гнезде в русском языке 5
1.2 Формирование словообразовательных операций у детей в ходе онтогенеза речевой деятельности 9
1.3 Особенности развития навыков образования ЛСГ у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 19
1.4 Методические подходы к формированию навыков образования ЛСГ у детей младшего школьного возраста с ТНР 29
Список использованной литературы 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Главной задачей развития речи ребёнка является овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; овладение грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) такие языковые средства, которые необходимы для полноценной диалогической речи нарушены. Стойкие фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения у детей с ТНР значительно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, которые обеспечивают процесс говорения и процесс приема речи.
Исследование проблемы тяжелых нарушений речи и его влияние на овладение детьми устной и письменной речью представлены в работах многих ученых (Г. Жаренкова, Н. Жукова, Р. Лалаева, Р. Левина, Л. Спирова, Е. Соботович, В. Тарасун, Т. Филичева, Г. Чиркина, C. Шаховская, М. Шеремет, A. Ястребова и др.). В работах ученых (В. Воробьева, Н. Жукова, Г. Каше, P. Левина, Е. Соботович, Л. Спирова, Т. Туманова, Т. Филичева, Г. Чиркина, С. Шаховская и др.) отмечается, что у детей с тяжелыми нарушениями речи навыки словообразования или недостаточно сформированы, либо отсутствуют вообще.
Процесс усвоения грамматического строя речи у детей происходит неравномерно. Речь детей закономерно сопровождается различными нарушениями и отклонениями от грамматических норм, которые получили название «типичных грамматических ошибок».
Отечественные исследователи (Н. Чиркина, Т. Филичева, Н. Усольцева) в своих трудах подчеркивают, что формирование связной речи в логопедической работе с детьми, имеющими ТНР, сегодня приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей, превращающейся в главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая представляется трудно достижимой и требует от логопеда, педагогов и родителей длительной кропотливой работы.
Объектом исследования является речь младших школьников с ТНР.
Предметом исследования является процесс формирования словообразовательных гнезд у младших школьников с ТНР.
Целью данного исследования является изучение и отбор эффективных средств развития словообразовательных гнезд у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Задачи исследования:
1. Описать сущность понятия о лексико-словообразовательном гнезде в русском языке.
2. Дать характеристику формированию словообразовательных операций у детей в ходе онтогенеза речевой деятельности.
3. Описать особенности развития навыков образования ЛСГ у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Охарактеризовать методические подходы к формированию навыков образования ЛСГ у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Методами исследования являются:
– теоретический анализ и синтез;
– обобщение;
– эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный нами практический материал можно использовать в работе с детьми младшего школьного возраста с ТНР.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Проблема формирования навыков образования ЛСГ у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в теории и практике логопедии
1.1 Понятие о лексико-словообразовательном гнезде в русском языке

Каждый уровень языка является системой и имеет свои системообразующие единицы. В системной организации словообразования важную роль играют словообразовательные гнезда — самые сложные из всех комплексных единиц словообразования, в которые входят все другие комплексные единицы. Словообразовательное гнездо характеризуется сложными отношениями между его единицами. Поэтому изучение словообразовательных гнезд со стороны их структуры и семантики является актуальной задачей современного словообразования.
Проблеме описания структуры и семантики словообразовательного гнезда посвящены работы Е.А. Земской, А.Н. Тихонова, В.В. Лопатина, И.С. Улуханова, И.А. Ширшова, О.П. Ермаковой, П.А. Соболевой, Е.Л. Гинзбурга, А.И. Моисеева, Е.С. Кубряковой и др. Обязательными компонентами гнезда являются вершина гнезда, словообразовательная пара, словообразовательная парадигма, словообразовательная цепь [Проскурина 2013, с. 829].
Все слова в гнезде находятся между собой в словообразовательных отношениях и занимают в нем строго определенное место. Структура словообразовательного гнезда определяется соотношением единиц двух планов − синтагматического и парадигматического. В синтагматическом плане гнездо представляет собой совокупность словообразовательных цепей, а в парадигматическом − совокупность словообразовательных парадигм.
З.А. Проскурина в своей статье приводит пример из «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова (М., 1978). Так, словообразовательное гнездо с вершиной «играть» рассматривается в синтагматическом плане, то есть описываются словообразовательные цепи гнезда [Проскурина 2013, с. 830].
О.И. Шепарева словообразовательную цепь определяет как открытую синтагматическую комплексную единицу, количество компонентов в ней зависит от словообразующих возможностей исходного слова. Она характеризуется следующими признаками:
1) общностью корня всех компонентов цепи;
2) линейным расположением компонентов;
3) последовательной словообразовательной производностью: словообразовательные форманты присоединяются в строгой последовательности [Шепырева 2013, с. 81].
Словообразовательная цепь − это комплексная единица синхронного словообразования. Она представляет собой ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности. Каждое предыдущее слово является мотивирующим для последующего, одно и то же слово, кроме исходного и конечного, может быть и производным, и производящим. Например, игра́ть − игр(а́) − и́гр-ищ-е [Проскурина 2013, с. 830].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы