Часть дипломной работы на тему Формирование регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по геометрии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1. Подходы к понятию по ФГОС 5
1.2 Формирование УУД у детей подросткового возраста на уроках математики 12
1.3.Внеурочная деятельность по геометрии 28
Глава 2. Исследование уровня геометрической подготовки учащихся среднего звена 38
21. Оценка уровня геометрической подготовки школьников 38
2.2. Содержание тест-опросника и результаты исследования 45
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение………………………………………………………………………60
Введение:
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т.к. являются общеучебными, т. е.не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Таким образом, возможности формирования УУД у школьников на уроках математики неоспоримы. В данной работе мы остановимся на возможностях формирования регулятивных УУД у младших школьников при изучении величин.
Цель данного исследования — изучить особенности формирования регулятивных УУД во внеурочной деятельности по геометрии.
Объект — регулятивные универсальные учебные действия.
Предмет — формирования регулятивных УУД во внеурочной деятельности по геометрии.
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение современного опыта учителей и целенаправленная работа по формированию регулятивных УУД во внеурочной деятельности по геометрии позволить повысить эффективность организации учащимися своей учебной деятельности.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия регулятивных УУД, их виды.
2. Определить способы диагностирования уровня развития регулятивных УУД по геометрии.
3. Рассмотреть методику проведения внеурочной деятельности по геометрии.
4. Предложить систему упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД во внеурочной деятельности по геометрии.
5. Изучить опыт учителей математики по формированию УУД во внеурочной деятельности по геометрии.
Заключение:
Цели и результаты обучения геометрии не огра¬ничиваются рамками предмета, они столь ценны и широки, что нашей средней школе давно следовало бы взять на вооружение принцип, который можно сформулировать, перефразировав знаменитое платоновское изречение: «Не знаю¬щий геометрии не выпускается (из школы)». Выдвигая этот принцип, имеем в виду не столько специальные геометрические знания, предусмотренные программой, сколько тот ни¬чем пока незаменимый эффект, который имеет для общего развития личности сам процесс серьезного изучения геометрии.
Развитие логики и развитие интуиции (гео¬метрической в частности) — две важнейшие равноправные функции геометрического обра¬зования. Пуанкаре писал: «Доказывают при по¬мощи логики, изобретают при помощи интуи¬ции». Геометрия, как, пожалуй, никакой дру¬гой предмет, способствует развитию обоих ка¬честв, поскольку логический и интуитивный ас¬пекты в этом предмете переплетаются наибо¬лее тесно. Диалектическое единство двух про¬тиворечивых тенденций, которое мы наблюдаем в геометрии и которого нет сегодня ни в од¬ном другом школьном предмете, как раз и дела¬ет эту дисциплину, по нашему мнению, уникаль¬ным и необходимым предметом изучения.
С другой стороны, противоречие между «су¬хой логикой» и «живым воображением» являет¬ся едва ли не главной причиной всех методи¬ческих трудностей во всех вопросах геометри¬ческого образования начиная с составления школьных программ, написания учебных посо¬бий и кончая оцениванием знаний учащихся.
Жаркие дискуссии вокруг программ и учебников по геомет¬рии представляются нам не только борьбой между сторонниками различных подходов к изучению геометрии, но и отражением объектив¬ных методологических противоречий, присущих этой науке. Польза от дискуссий несомненна: за последние десять лет программы по геомет¬рии стали «геометричнее», учебники, грешившие сухим логическим акцентом, заметно эволюционировали к большей наглядности, а чересчур «наглядные» — приобрели больше логической стройности.
Следующим аспектом обучения геометрии в школе является подготовка учителя. Каждая эпоха ставит перед школой новые задачи, и учитель, как один из главных источников знаний, должен соответствовать требованиям своего времени. Учитель должен быть творческой личностью, четко понимать цели преподавания геометрии в школе, обладать знаниями, адекватными этим целям.
Фрагмент текста работы:
1.1. Подходы к понятию по ФГОС
Изменилось предназначение школы как социального института — цель обучения теперь заключается не только в передаче знаний, умений и навыков от учителя к ученику, но и в развитие ученика как субъекта самообразования, обладающего, прежде всего, умением учится. Для реализации этой цели Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования от 17.05.2012г. предложена система универсальных учебных действий (УУД), которые предстоит освоить учащимся [15].
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» рассматривают как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [15].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [15].
Овладение этими умениями позволяет обучающимся ориентироваться не только в предметных областях, но и организовывать собственную учебную деятельность. Универсальный характер учебных действий заключается в том, что действие, сформированное на конкретном содержании того или иного учебного предмета, может быть использовано при изучении других предметов, а также в любой жизненной ситуации.
Выделены четыре блока УУД, одним из них является блок регулятивных универсальных учебных действий. Овладение обучающимися регулятивными универсальными учебными действиями позволяет обеспечить им организацию своей учебной деятельности. В основе регулятивных универсальных учебных действий лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека [9].
Согласно ФГОС СОО требования к результатам формирования регулятивных УУД обучающихся определяются с акцентированием на формировании у них плановых и программно-стратегических умений: «умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осознанно выбирать дальнейшее образование и профессиональную деятельность; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях» [24].
Существуют различные подходы к изучению структуры регулятивных универсальных учебных действий, они представлены в работах таких ученых-педагогов, как: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, С.Г. Воровщиков, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, А.В. Карпов, В.В. Козлов, В.Б. Лебединцев, С.В. Молчанов, И.Н. Семенова, М.А. Шехирева, и др.
В проекте «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под редакцией В.В. Козлова, А. М. Кондакова и др. определяют регулятивные УУД как действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Авторы выделяют следующую структуру регулятивных универсальных учебных действий:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
• составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
• элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий [15].
Сопоставляя требования ФГОС СОО, предъявляемые к результатам формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся со структурными компонентами, рассмотренными выше, можно сформулировать вывод о том, что представленная структура не в полной мере отражает данные требования.
Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева в своей работе «Структура универсальных учебных действий и условия их формирования» отмечают, что в основе регулятивных универсальных учебных действий лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека [9]. Авторы отмечают, что следует рассматривать рефлексивные умения как специфический компонент регулятивных универсальных учебных действий, в таком случае на завершающей ступени школы формируются следующие регулятивные действия обучающихся:
• представить себя на месте другого;
• определять причины действий другого субъекта в процессе взаимодействия;
• учитывать действия других в своих поведенческих стратегиях;
• прогнозировать последующий ход действий;
• самоопределяться в рабочей группе;
• следовать задаче, поставленной в группе;
• принимать ответственность за происходящее в группе;
• определять основания деятельности [9].