Часть дипломной работы Педагогика/Психология Дошкольное образование

Часть дипломной работы на тему Психолого-педагогические условия использования современных технологий в процессе социализации и индивидуализации старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2
1.1. Сущность процесса социализации и индивидуализации 2
1.2. Содержание психолого-педагогических условий применительно к дошкольным образовательным организациям 13
ЛИТЕРАТУРА 22

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность процесса социализации и индивидуализации
Проблема социализации личности поднимается во многих трудах отечественных и зарубежных психологов и философов, которые разрабатывали различные теоретические подходы к определению социализации.
Теории социализации объясняют процесс индивидуального развития человеческой личности в социальной среде с конкретными условиями жизни. Они показывают, что люди приобретают язык, знания, социальные навыки, нормы, ценности и обычаи, которые необходимы для участия и интеграции в группу или сообщество. Социализация представляет собой сочетание волевого соответствия и навязанных извне правил, опосредованных ожиданиями других людей.
Таким образом, социализация влияет на социально-структурную организацию общего существования и одновременно достигает культурной и социальной преемственности. Однако в последние десятилетия исследования социализации, по-видимому, потеряли свою прежнюю способность объяснять процессы становления социализированным субъектом в социальной среде. Это развитие является замечательным, поскольку процессы социализации по-прежнему имеют большое значение в областях исследований в области социальных наук, например, в исследованиях государственного управления, исследованиях социальной работы, исследованиях возраста и пола. Ученые, изучающие социализацию, объясняют это развитие определением устаревших подходов, отсутствием теоретических и методологических дискуссий и отсутствием единообразных терминов и моделей.
Социализация является процессом становления личности, который начинается с первых минут жизни ребенка. Младенец изначально вступает в мир как биологический организм, основной заботой которого является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с определенным комплексом установок и ценностей, с различными симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, определенными шаблонами поведения, а также с индивидуальным видением мира. Достижение всего этого состояния происходит с процессом социализации, в ходе которого индивид превращается в личность.
Психологическая наука выделяет три различных сферы, в которых происходит осуществление становления личности:
1. Деятельность.
2. Общение.
3. Самосознание.
Все эти сферы рассматривается по отдельности, но также они имеют общую характеристику, которая характеризует этот процесс как процесс расширения и умножения социальных связей индивида с внешним миром [10; 89].
В процессе первой сферы социализация индивида происходит в форме освоения новых видов деятельности, который реализуется в трех важных процессах. Первый заключается в ориентировке в системе связей, которые присутствуют в каждом из видов деятельности и так же между ее различными видами. Осуществление ориентировки происходит через посредство личностных смыслов. Другими словами, через выявление и определение для каждой личности особо значимых аспектов деятельности. При этом нужно учитывать, что происходит не освоение, а только уяснение этих смыслов. Последствием этого процесса является центрирование вокруг главного, выбранного и сосредоточивание внимания на нем, а также соподчинение ему всех остальных деятельностей. Это второй важный процесс в сфере деятельности как процессе социализации личности. Третьи и следующим этапом данной сферы становления личности является освоение в ходе реализации какой-либо деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Другими словами, весь этот процесс преобразований развивающегося индивида можно назвать процессом расширения возможностей именно как субъекта деятельности.
Второй сферой становления личности является общение, которое рассматривается в разрезе социализации со стороны расширения и углубления какой-либо деятельности. Расширение общения можно определить как увеличение контактов ребенка с другими людьми, а так же специфику этих контактов, которых происходят на каждом возрастном рубеже ребенка. Углубление общения является переходом от монологического общения к диалогическому. Другими словами, этот процесс можно описать как децентрацию, которая заключается в получении навыков ориентирования на другую личность, более точное ее восприятие (мать, отец, сестры и братья, дедушки и бабушки, а впоследствии и другие дети).
Третья сфера социализации происходит в разрезе развития самосознания личности, то есть становление в ребенке образа его Я. Многие экспериментальные исследования говорят о том, что образ Я возникает у человека не сразу, а складывается на протяжении жизни под воздействием различных социальных явлений и влияний ни личность [10;90-92].
Одним из первых психологов, который выделял элементы социализации ребенка, является З. Фрейд. В своей теории он подразделял личность на три элемента: ид, эго и супер эго. Ид является примитивной и инстинктивной частью ума, которая включает в себя сексуальные и агрессивные мотиваторы и скрытые воспоминания. Супер-эго функционирует как моральная совесть, а эго является реалистичным элементом, который является посредником между желаниями ид и супер-эго. Эти элементы работают вместе, чтобы создать сложное поведение человека. Они не просто обеспечивают уникальный, индивидуальный вклад в личность, но взаимодействуют и влияют друг на друга таким образом, что оказывает мощное влияние на каждого человека. В определенные моменты жизни эти три элемента занимают центральное место сильнее, чем другие.
Ид, самая примитивная часть трех структур, относится к иррациональным потребностям и требованиям человека. Он никоим образом не учитывает текущую ситуацию, а скорее фокусируется на немедленном удовлетворении и удовлетворении основных физических потребностей и побуждений. Вопреки инстинктивному ид, эго является рациональной и прагматической частью нашей личности. Он менее примитивен, чем идентификатор, частично сознателен и частично подсознателен. Эго развивается и становится активным, когда люди вступают в контакт с другими людьми. Эго помогает выполнить идентификатор, принимая во внимание реальность ситуации. Супер-эго, которое начинает развиваться с пятилетнего возраста, часто является третьей фазой, охватывающей моральные ограничения. Эти моральные ограничения часто налагаются родителями или опекунами и известны как «совесть» или «моральный компас» [3]. Супер-эго функционирует для совершенствования и цивилизованности человеческого поведения. При правильном развитии это гарантирует, что недопустимые импульсы идентификатора подавляются. Супер-эго присутствует в сознательной, предсознательной и подсознательной части мыслей.
Фрейд представляет социализацию как процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех элементов, составляющих каждую личность [23;149-151].
Психолог Эрик Эриксон создал теорию развития личности, основанную, в частности, на работе Фрейда. Тем не менее, Эриксон полагал, что личность продолжала меняться со временем и никогда не была по-настоящему закончена. Его теория включает в себя восемь этапов развития, начиная с рождения и заканчивая смертью. По словам Эриксона, люди проходят через эти стадии на протяжении всей своей жизни. В отличие от внимания Фрейда к психосексуальным стадиям и основным человеческим побуждениям, взгляд Эриксона на саморазвитие отдает должное большему количеству социальных аспектов, таких как то, как мы ведем переговоры между нашими базовыми желаниями и тем, что является социально приемлемым.
Другой исследователь данной области, французский психолог Ж. Пиаже, делает упор на развитие познавательных структур индивида и их последующего изменения в зависимости от опыта и социального воздействия. Он разделяет эти стадии на 4 отрезка времени становления социализации личности:
• Сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет);
• Операциональная (от 2 до 7 лет);
• Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет);
• Стадия формальных операций (от 12 до 15 лет).
По словам Пиаже, каждый этап когнитивного развития включает в себя новые навыки, которые определяют границы того, что можно изучить. Дети проходят через эти стадии в определенной последовательности, но не обязательно с той же стадией или тщательностью.
Первая стадия, от рождения до 2 лет, является «сенсомоторной стадией». В этот период дети развивают способность постоянно держать образ в голове. Прежде чем они достигнут этой стадии. Они могут предположить, что объект перестает существовать, когда они его не видят. Любая няня, которая выслушала маленьких детей, кричащих, что они спят, увидев, как их родители уходят, и через шесть месяцев увидевших их, радостно машущих на прощание, может свидетельствовать об этой стадии развития.
Вторая стадия, примерно от 2 до 7 лет, называется предоперационной стадией. В этот период дети учатся различать символы и их значения. В начале этого этапа дети могут расстроиться, если кто-то наступит на замок из песка, представляющий их собственный дом. К концу этапа дети понимают разницу между символами и объектом, который они представляют.
Примерно с 7 до 11 лет дети учатся умственно выполнять определенные задачи, которые они ранее выполняли вручную. Пиаже называет это «стадией конкретных операций». Например, если детям на этом этапе показывают ряд из шести палочек и их просят получить один и тот же номер из соседней стопки, они могут выбрать шесть палочек без необходимости сопоставлять каждую палочку в ряду с одной в стопке. Младшие дети, которые не изучили конкретную операцию подсчета, на самом деле выстраивают палочки из стопки рядом с рядом в ряду, чтобы выбрать правильное число.
Последний этап, с 12 до 15 лет, — это «этап формальных операций. Подростки на этом этапе могут рассматривать абстрактные математические, логические и моральные проблемы и рассуждать о будущем. Последующее умственное развитие основывается и развивает способности и навыки, приобретенные на этом этапе.
Для облегчения социализации различные учреждения играют важную роль. Такие агентства, при этом, взаимосвязаны.
1. Семья.
Семья играет выдающуюся роль в процессе социализации. Во всех обществах к социализации способствуют другие учреждения, помимо семьи, такие как учебные заведения, группы сверстников и т. Д. Но семья играет наиболее важную роль в формировании личности. Ко времени, когда другие учреждения вносят свой вклад в этот процесс, семья уже оставила отпечаток на личности ребенка. Родители используют как вознаграждение, так и наказание, чтобы усвоить то, что социально необходимо от ребенка.
Семья неформально контролирует своих членов. Семья, являющаяся мини-обществом, действует как пояс передачи между человеком и обществом. Он обучает молодое поколение таким образом, что может правильно выполнять роли взрослых. Поскольку семья является основной и интимной группой, она использует неформальные методы социального контроля для проверки нежелательного поведения со стороны своих членов. Процесс социализации остается процессом из-за взаимодействия между индивидуальным жизненным циклом и семейным жизненным циклом.
2. Группа сверстников
Группа сверстников означает группу, в которой участники разделяют некоторые общие характеристики, такие как возраст или пол и т.д. Она состоит из современников ребенка, его партнеров в школе, на детской площадке и на улице. Растущий ребенок усваивает некоторые очень важные уроки из своей группы сверстников. Поскольку члены группы сверстников находятся на одной и той же стадии социализации, они свободно и спонтанно взаимодействуют друг с другом.
Члены групп сверстников имеют другие источники информации о культуре, и, таким образом, приобретение культуры продолжается. Они смотрят на мир одними и теми же глазами и разделяют одни и те же субъективные взгляды. Чтобы быть принятым в группу сверстников, ребенок должен проявлять характерные установки, симпатии и антипатии.
Конфликт возникает, когда стандарты группы сверстников отличаются от стандартов семьи ребенка. Следовательно, он может попытаться уйти из семейного окружения. Группа сверстников со временем превосходит родительское влияние. Это кажется неизбежным явлением в быстро меняющихся обществах.
3. Учебные заведения.
Родители и сверстники — не единственные агенты социализации в современных обществах. Поэтому каждое цивилизованное общество разработало набор формализованных образовательных учреждений (школ, колледжей и университетов), которые имеют большое значение для процесса социализации. Именно в учебных заведениях культура формально передается и приобретается, в результате чего наука и искусство одного поколения передаются следующему.
Образовательные учреждения не только помогают растущему ребенку в изучении языка и других предметов, но также прививают концепции времени, дисциплины, командной работы, сотрудничества и конкуренции. Посредством средств вознаграждения и наказания желаемая модель поведения усиливается, тогда как нежелательная модель поведения встречается с неодобрением, насмешками и наказанием.
Таким образом, образовательные учреждения идут рядом с семьей с целью социализации растущего ребенка. Образовательное учреждение является очень важным социализатором и средством, с помощью которого человек приобретает социальные нормы и ценности (ценности достижений, гражданские идеалы, солидарность и групповая лояльность и т. Д.), Помимо тех, которые доступны для обучения в семье и других группах.
Известно, что в начале жизненного пути человек не имеет собственного «Я». Ребенок сначала учится устанавливать различия между окружающими его людьми только по именам. Он осознает, что мужчина – это папа, а женщина – это мама. Постепенно его сознание фиксирует различные статусы, обозначающими отдельных индивидов, включая и его самого. Только к полуторагодовалому возрасту ребенок начинает использовать понятие «Я», понимая при этом, что он отдельный человек. С продолжением накапливания социального опыта, ребенок начинает формировать образы различных личностей, на основе сопоставления себя с ними. Таким образом, происходит постепенного создание личности с индивидуальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми для ее социального окружения качества, постигаемыми через групповое общение и групповой опыт [17; 327-329].
Обучение основным важным ролям начинается в раннем детстве, одновременно с формированием установок, которые направлены на определение роли и статуса. Дети играют игрушками, помогают отцу и матери, читают разные истории из жизни других социальных групп, слушают семейные разговоры и тем самым пассивно участвуют в семейных инцидентах. Так, ребенок выносит представление о действиях мужчины или женщины в различных ситуациях.
Социализация не только помогает в поддержании и сохранении социальных ценностей и норм, но и является процессом, посредством которого ценности и нормы передаются из поколения в поколение.
Особенности социализации можно представить следующим образом:
1. Прививает основную дисциплину:
Социализация прививает основную дисциплину. Человек учится контролировать свои импульсы. Он может проявить дисциплинированное поведение, чтобы получить общественное одобрение.
2. Помогает контролировать поведение человека:
Это помогает контролировать поведение человека. Человек от рождения до смерти проходит обучение, и его поведение контролируется множеством способов. Для поддержания общественного порядка в обществе существуют определенные процедуры или механизмы. Эти процедуры становятся частью жизни человека, и человек приспосабливается к обществу. Через социализацию общество намерено бессознательно контролировать поведение своих членов.
3. Социализация происходит быстро, если среди учреждений социализации больше человечности:
Социализация происходит быстро, если агентства социализации более единодушны в своих идеях и навыках. Когда существует конфликт между идеями, примерами и навыками, переданными в семье, и теми, которые передаются школой или сверстниками, социализация личности имеет тенденцию быть медленной и неэффективной.
4. Социализация происходит формально и неформально:
Формальная социализация происходит посредством прямого обучения и образования в школах и колледжах. Семья, однако, является основным и наиболее влиятельным источником образования. Дети изучают свой язык, обычаи, нормы и ценности в семье.
5. Социализация — это непрерывный процесс:
Социализация — это процесс на всю жизнь. Оно не прекращается, когда ребенок становится взрослым. Поскольку социализация не прекращается, когда ребенок становится взрослым, интернализация культуры продолжается из поколения в поколение. Общество увековечивается через интернализацию культуры. Его члены передают культуру следующему поколению, и общество продолжает существовать.
Хотя социализация происходит в детстве и подростковом возрасте, она также продолжается в среднем и взрослом возрасте. Орвилл Ф. Брим (младший) описал социализацию как пожизненный процесс. Он утверждает, что социализация взрослых отличается от социализации детей. В этом контексте можно сказать, что существуют различные типы социализации.
1. Первичная социализация:
Первичная социализация относится к социализации младенца в первые или первые годы его жизни. Это процесс, посредством которого ребенок изучает язык и когнитивные навыки, усваивает нормы и ценности. Младенец изучает способы данной группировки и превращается в эффективного социального участника этой группы.
Нормы общества становятся частью личности человека. У ребенка нет чувства неправильного и правильного. Путем прямого и косвенного наблюдения и опыта он постепенно усваивает нормы, касающиеся неправильных и правильных вещей. Первичная социализация происходит в семье.
2. Вторичная социализация:
Процесс можно увидеть на работе вне семьи, в «группе сверстников». Растущий ребенок усваивает очень важные уроки социального поведения у своих сверстников. Он также изучает уроки в школе. Следовательно, социализация продолжается вне и вне семейного окружения. Вторичная социализация обычно относится к социальному обучению, полученному ребенком в институциональных или формальных условиях, и продолжается на протяжении всей его жизни.
3. Социализация взрослых:
При социализации взрослого субъекты играют роли (например, становясь наемным работником, мужем или женой), к которым первичная и вторичная социализация, возможно, не подготовила их полностью. Социализация взрослых учит людей брать на себя новые обязанности. Целью социализации взрослых является изменение взглядов личности. Социализация взрослых с большей вероятностью изменит явное поведение, тогда как социализация детей формирует базовые ценности.
4. Упреждающая социализация:
Упреждающая социализация относится к процессу, посредством которого мужчины изучают культуру группы с ожиданием присоединения к этой группе. Когда человек изучает правильные убеждения, ценности и нормы статуса или группы, к которой он стремится, он учится действовать в своей новой роли.
5. Повторная социализация:
Повторная социализация относится к процессу отказа от прежних моделей поведения и принятия новых как часть перехода в жизни. Такая ресоциализация происходит главным образом тогда, когда социальная роль радикально меняется. Это предполагает отказ от одного образа жизни для другого, который не только отличается от прежнего, но и несовместим с ним. Например, когда преступник реабилитирован, он должен радикально изменить свою роль.
Таким образом, личность и роль, которую она играет, имеет связь с некоторыми психологическими характеристиками, которые подходят для исполнения определенных социальных ролей. Постепенно, в ходе ролевого обучения у ребенка формируется поведение личности, которое является характерным для ее статуса и полностью принимается уготованная данной личности социальная роль.
Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход. Это приводит к выводу о том, что нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного взаимодействия, которое возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его [6;199-201].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы