Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология и педагогика дошкольного образования

Часть дипломной работы на тему Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения толерантности у детей старшего дошкольного возраста ……10
1.1 Решение вопроса воспитания толерантности в современных концепциях воспитания ребенка 10
1.2 Средства, методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 33
2.1. Организация и методика педагогического исследования по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста 39
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 68

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Это определяет требования к образовательным учреждениям, осуществляющим воспитание подрастающих поколений.
Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется личностно-ориентированной гуманистической парадигмой образования, где формирование основ толерантности является составляющей процесса развития толерантности детей дошкольного возраста.
Актуальность на социально-педагогическом уровне заключается в том, что система образования реализует социальный заказ общества на воспитание толерантной личности, что отражено во Всеобщей декларации прав человека, в Законе Российской Федерации «Об Образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Декларации принципов толерантности и других нормативных документах Российской Федерации и документах международного уровня. Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ толерантной культуры, потому что именно период дошкольного детства является благоприятным для развития многих нравственных качеств и формирования толерантности.
Проблема воспитания толерантности у подрастающего поколения является важной общественной и педагогической задачей в условиях роста жестокости, агрессии и насилия в мире, распространения различных форм экстремизма, интолерантности в детской и молодежной среде. Толерантно ориентированный образовательный процесс детерминирует принципиально иную позицию педагога как наиболее профессионально подготовленного специалиста, носителя гуманистических традиций образования, культуры педагогического общения, несущего ответственность за воспитание у детей толерантных ценностей, потребности и способности к уважению, принятию и пониманию многообразия современного мира. Толерантное образовательное пространство предполагает взаимодействие, сотрудничество, диалог педагога и воспитанников.
«Толерантность для общества» — прежде всего, снижает вероятность межгрупповых конфликтов и способствует оздоровлению общественного сознания через снятие напряженности; на самом деле она неразрывно связана с патриотизмом, являя собой оборотную сторону его истинного проявления [3, с. 45].
«Толерантность для другого человека» — предотвращает дискриминацию людей, позволяет гуманистическим идеям естественным образом становится принципом межличностных взаимоотношений [3, с. 47].
Но самое важное — «толерантность для себя» [3, с. 48]. Обычно рассматриваются только два первых аспекта, хотя, последний, на наш взгляд, является ключевым.
Интолерантный человек пронизан недоверием к миру (а мир противоречив и разнообразен), поэтому для него мир несет в себе потенциальную угрозу, и любое его проявление, выходящее за рамки стандарта, наносит удар по психоэмоциональной стабильности; жизнь становится бесконечной борьбой с препятствиями, избеганием ситуаций напряжения. Толерантный человек обладает гораздо более высокими адаптивными способностями по сравнению с интолерантным, которые развиваются благодаря гибкому поведению, отсутствию ригидных установок, более широкому вариативному коммуникативному опыту. Мир априори воспринимается им как справедливо устроенный, несущий в своей основе радость, полный надежд; базовое доверие к нему составляет основу индивидуального благополучия. Толерантность позволяет развивать в себе умение слышать и принимать позицию другого человека, и вследствие этого стабилизировать свои внутренние состояния и улучшать взаимоотношения с близкими людьми.
Определение толерантности как терпимости, несколько искажает данное понятие, поскольку значение понятия «терпение» содержит некоторый негативный оттенок и предполагает «напряжение», отказ от своих интересов, преодоление себя. Скорее толерантность понимается нами как приятие, проявление понимания. Мы полагаем, что толерантность является универсальным свойством личности, на формирование которого огромное влияние оказывает окружающая среда, причем усвоение ребенком ее стандартов и ценностей в большей степени идет через неосознанное подражание. Универсальность толерантности проявляется в том, что сформировавшись в одной области социального опыта и интериоризировавшись в личностное свойство, она будет проявляться и в других областях жизнедеятельности, повышать общую адаптивность человека.
Дошкольный возраст является благодатным периодом для этой работы по нескольким причинам.
Во-первых, все, что формируется на ранних ступенях онтогенеза, составляет базовую платформу для формирования личности.
Во-вторых, ребенок-дошкольник изначально толерантен, потому что он только вступает в систему социальных отношений, и не усвоил еще всех отрицательных социальных стереотипов и клише, которые препятствуют развитию толерантности, он открыт миру, не усвоил его условностей и не реагирует аффективно отрицательно на неревалентные признаки.
В-третьих, психика ребенка пластична и чувствительна к усвоению вариативных форм поведения, а социальные установки и ценности присваиваются ребенком вне критического анализа.
Другими словами в этом возрасте ребенок «врастает» и «присваивает», а не «преодолевает» и «исправляет».
Все вышеозначенное определило выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между:
— возросшей потребностью государства в воспитании личности в поликультурном обществе, обладающей толерантной культурой, и отсутствием готовности у педагогов дошкольных образовательных учреждений к осуществлению данной задачи;
— требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и не разработанностью педагогических условий воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе была изучена проблема формирования основ толерантности старших дошкольников. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.
Толерантность — это уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.
В формировании основ толерантности как особой черты личности проявляется специфический феномен двойственности: отношение человека к представителям другой этнической группы, социальной и возрастной групп, носителей других политических взглядов, с одной стороны, находит Очень интенсивное выражение на уровне повседневного поведения, проявляющееся в ксенофобии, неприятии, экстремизме и, с другой стороны, это одна из самых скрытых глубоких структур личности, которые закладываются на самых ранних этапах становления человека, сознание и поведение.
В решении проблем развития толерантности особая роль должна отводиться дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу нравственного развития ребенка. Период дошкольного детства чувствителен к развитию личности ребенка: в течение дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы когнитивных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, самосознание в виде адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоения норм и форм поведения путем формирования внутренней саморегуляции действий.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем и контрольном этапе исследования использовались диагностические ситуации, адаптированные Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок:
1. Диагностическая ситуация «Нужен твой совет»
2. Диагностическая ситуация «Выбери себе напарника для игры»
3. Диагностическая ситуация «Невыдуманная история».
Уровень толерантности оценивался нами по критериям, выделенным Ильинской Е.А. В соответствии с критериями нами рассматривались уровни толерантности: низкий, допустимый, оптимальный.
Анализ результатов констатирующей стадии показал, что у большинства детей приемлемый уровень проявления толерантности. У этих детей толерантность проявляется на когнитивном уровне, что выражается в том, что они обладают фрагментарными, неосознанными знаниями о расовых, национальных и культурных особенностях людей, полученными из повседневного опыта.
Результаты эмпирического исследования демонстрируют изменения уровня толерантности, его значительное повышение по отношению к диагнозу констатирующей стадии.
Мы определили достижения детей:
— ребенок проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, знакомству с культурами различных этнических групп, населяющих нашу страну;
— знает, что Россия — большая многонациональная страна, понимает, что все люди должны жить в мире и согласии;
— знает, что люди объединяются в различные национальные группы, видит их разнообразие, определяет их некоторые внешние особенности, разницу в языке;
— называет свою национальность;
— говорит о важности позитивного общения, необходимости сотрудничества и взаимопомощи людей из разных стран и этнических групп;
— стремится установить бесконфликтные отношения с детьми других этнических групп, с желанием участвовать в различных мероприятиях с ними.
Таким образом, эффективное формирование основ толерантности может эффективно осуществляться при реализации следующих педагогических условий:
— обеспечена готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста;
— разработана и реализована программа, направленная на формирование основ толерантности старших дошкольников;
— обеспечена комплексность и вариативность педагогических средств воспитания толерантности.
Выдвинутая гипотеза получила свое эмпирическое подтверждение, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Дальнейшим продолжением исследования может быть изучение деятельности ДОУ с семьями воспитанников по формированию толерантного поведения дошкольников.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения толерантности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Решение вопроса воспитания толерантности в современных концепциях воспитания ребенка
Понятие «толерантность» по-разному трактуется в разных теоретических концепциях, но в общем смысле это слово подразумевает уважение, принятие, понимание разнообразия народов и культур мира, форм и методов проявления человеческая личность. Быть терпимым означает понимать и признавать, что все люди различны по внешнему виду, социальному статусу, личным интересам, поведению и ценностям, что каждый человек имеет право на жизнь в этом мире.
Существует несколько научных подходов к изучению толерантности: философский, психологический, этнологический, культурологический, педагогический и некоторые другие. В ходе их исследования выясняется, что в зависимости от конкретного контекста используются разные значения: толерантность можно рассматривать как «терпимость», «снисходительность», принятие кого-то или чего-то и т.д. Основное обсуждение заключается в том, является ли терпимость является формальным внешне поведенческим признаком или, тем не менее, подразумевает качественные изменения личности и является ее свойством.
Российский философ, специалист в области теории познания, психологии и философии науки, Владислав Александрович Лекторский, рассматривает четыре возможных модели толерантности, которые соответствуют некоторым реальным и существующим понятиям. В первом случае толерантность рассматривается как «равнодушие», способность отдельно относится к инопланетным явлениям. Терпимость как «уважение с невозможностью принятия» — в этом случае вторая модель предполагает внутреннее неприятие специфики другого, но признание его права на существование. В третьей модели толерантность действует как «потворство», оно сопровождается презрением к низшим, но с принятием слабости другого. Четвертая модель рассматривает толерантность как «расширение», направленное на взаимодействие и изучение иного, чтобы обогатить собственный опыт и развить свои способности.
Слово «толерантность» происходит от латинского «терпение» — в этом смысле его значение отличает способность переносить трудности, снижение чувствительности к неблагоприятным воздействиям и, соответственно, повышение порога эмоционального отклика.
По словам Ларуса, слово «толерантность» было впервые упомянуто в 1361 году. В Оксфордском словаре английской этимологии появление понятия «толерантность» как толерантность относится к 15-му веку, а толерантность — к 16-му веку. В XV веке его использовали в смысле выносливости, способности переносить боль.
В 16 веке добавлены значения «разрешение», «сдержанность». Во второй половине 16-го века понятие «толерантность» появляется в Германии и в Нидерландах как разрешение, уступка в вопросе свободы вероисповедания. В XVII веке термин употреблялся в смысле возможности поклонения другому религиозному культу. С этого момента слово толерантность используется в связи с идеей толерантности.
В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и нестабильно, его разное понимание разными народами зависит от их исторического опыта. Понятие толерантности имеет довольно широкий спектр интерпретаций [9, с. 21].
Так, на английском языке толерантность означает «готовность и способность воспринимать человека или вещь без протеста», на французском этот термин понимается как «уважение свободы другого, его мышления, поведения, политических или религиозных взглядов».
В немецком языке понятие «толерантность» используется только по отношению к человеку.
Проявлять терпимость в китайском языке означает «они позволят ему быть проявленным, проявить щедрость по отношению к другим». На этом фоне понятие «толерантность» выражает самую широкую гамму чувств и отношений в арабском языке, где его можно использовать в значении «прощение, снисходительность, мягкость, сострадание, милосердие, терпение, склонность к другим людям» [12].
В русском языке слово «толерантность» вошло в употребление сравнительно недавно, в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрон издания 1909 года приводит небольшую статью о существительном «толерантность» как толерантность к другому виду религиозных убеждений.
В словаре В. Даля слово «толерантность» трактуется как свойство или качество, способность терпеть что-то или кого-либо «только по милости, снисходительности».
В словаре С. И. Ожегова аналогом слова толерантность является существительное толерантность, которое означает способность человека без вражды к чужому мнению, характеру [39].
Из вышеизложенного можно констатировать, что слова «толерантность» и «терпение» являются синонимами.
Еще одна проблема в определении толерантности — это определение объема его содержания, той части реальности, отражение которой оно представляет. Вопрос о границах толерантности рассматривается многими исследователями. Например, В.А. Тишков утверждает, что терпимость — это не вседозволенность и прощение; он также содержит активное действие в отношении крайних форм нетерпимости [54].
В.А. Тишков связывает проблему границ толерантности с вопросом о границах между терпимостью и безразличием, конформизмом и безразличием. Терпимость и равнодушие являются взаимоисключающими понятиями, поскольку толерантность означает активное признание другой позиции, другой точки зрения как противоположной. Более того, индивид не соглашается с другим, другим мнением, но признает его право на существование.
Терпимость не может быть приравнена к равнодушию, она не может быть сведена к необходимости преодолевать чувство отвержения другого, поскольку эти обстоятельства пропускают важные компоненты общения — чувствительность и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность к другим [54].
Позитивное понимание толерантности достигается пониманием проявлений его противоположности — нетерпимости или нетерпимости, которое основано на убеждении, что ваша система убеждений, ваш образ жизни, группа, к которой вы принадлежите, превосходят остальных. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон результатов непереносимости достаточно широк. Это обычная грубость, пренебрежение окружающими и преднамеренное уничтожение людей: геноцид, война, терроризм.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы