Часть дипломной работы на тему Формирование исследовательских навыков у младших школьников на уроках окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ……………………………………………8
1.1. Сущность понятия «исследовательские навыки» в современной педагогической науке………………………………………………………………………………….8
1.2. Особенности содержания программы по курсу «Окружающий мир» …………………………………………………………………………………………………………………21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ………………………………………………………..36
2.1. Содержание и организация экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков у младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………………………………………………….36
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков у младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………62
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………70
Введение:
Актуальность. Людьмииздавна выяснено, что каждый ребенок от рождения любознателен и полон желания обучаться и именно на первоначальной ступени обучения он стремится к творчеству, знанию и динамичной работе. С данной точки зрения, исследовательская деятельность является одним из главнейших способов получения ребёнком представления об окружающем мире.
Потребность развития исследовательских навыков младших школьников заложена в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В разделе «Планируемые результаты по окружающему миру» примерной основной образовательной программы начального общего образования сказано, что «изучение данного предмета способствует формированию познавательных универсальных учебных действий». И в перечне этих действии на первом месте стоит «изучение начальных форм исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией».
По мнению П.В. Середенко, «исследовательские навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию». Проблемой изучения формирования исследовательских навыков у младших школьников занимались такие ученые как: А.Ю. Борщевская [7], Я.В. Гиренок, О.В. Иванова [30], Н.А. Мохова [40], О.С. Нестерова [42], Т.И. Петрова, Н.Е.Поворезнюк, А.Н. Поддъяков, Н.Ю. Румянцева, А.И. Савенков [52], Э.К. Никитина, Л.А. Тысько, О.В. Ткаченко, М.Б. Шумакова [61] и другие.
По своей природе исследовательская деятельность в начальной школе направлена на формирование у учащихся активной познавательной позиции, которая связанна с желанием самостоятельно ставить вопросы, ответы на которые ученики ищут сами, что не только повышает эффективность учебной деятельности, но и развивает волевую сферу учащихся, положительно сказывается на развитии основных психических процессов – мышления, памяти, внимания. Эта работа связана также необходимостью осмысленной и творческой переработки получаемой информации, умении её анализировать, и даже совершать какие-то личные открытия, что развивает также и творческий потенциал младших школьников.
Следовательно, исследовательская деятельность младших школьников — это не просто один из методов обучения, но и направление к формированию особого отношения к деятельности (любой, не только учебной), особого стиля жизни и отношения к окружающему миру. Важным отличием детей младшего школьного возраста со сформированными исследовательскими навыками является — наличие у них потребности в познании нового, развитого познавательного интереса.
Таким образом, исследовательское обучение является по своей сущности особым подходом к организации учебной деятельности, который строится на любознательности младших школьников и их природном стремлении к самостоятельному изучению окружающего мира. Первостепенной целью исследовательского обучения является формирование у учащихся готовности и способности самопроизвольно, изобретательноовладевать и воссоздавать новые способы деятельности в любой сфере гуманитарной культуры.
Оттого образовательный процесс в начальной школе должен быть нацелен на овладение таким уровнем образованности учащихся, который удовлетворял бы самостоятельному творческому решению мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Заключение:
Проводя анализ методического и психолого-педагогического материала, мы пришли к выводу, что исследование в процессе обучения не является новаторским методом. Однако проблема формирования исследовательских навыков у младших школьников по-прежнему актуальна в связи с принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта.
В эпоху капитализма конкуренция есть во всех сферах, включая сферу образования. Можно судить о уровне конкурентоспособности по: степени квалификации работающих, навыкам организации и управления, мобильности.
Исследовательская деятельность позволяет обучающемуся успешно пройти социализацию в обществе, получить базовые знания в биологии, истории, географии, физики, химии и многих других науках. Также такая деятельность позволяет видеть причинно-следственные связи, научиться решать возникающие проблемы и мыслить креативно, быть конкурентоспособным.
Программа «Окружающий мир» создана для достижения такие целей, как:
— развитие способности наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать, рассуждать, решать творческие проблемы;
— развитие знаний о мире, единстве и различиях естественного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к миру; экологическая и духовно-нравственная культура, патриотические чувства; формирование необходимости участвовать в творческой деятельности на природе и в обществе для поддержания и укрепления здоровья.
Таким образом, дисциплина «Окружающий мир» помогает развивать навыки исследования у обучающихся.
Мы пришли к выводу, что ученые считают исследование важнейшей формой познания мира. Также отметим, что педагоги могут использовать дополнительные источники информации и вводить инновации в процесс обучения.
Учитель должен объективно оценивать уровень деятельности по проведению исследований. Также заметим, что достижение любого уровня заслуживает позитивного оценивая.
Для оценивания можно использовать такие критерии, как:
— уровень самостоятельности при принятии решений;
— уровень активности в коллективной деятельности;
— уровень осознания полученной информации и новых знаний;
— оригинальность идеи;
— понимание проблемы и способы ее решения;
— формулирование цели исследования;
— владение рефлексией;
— творческий подход в процессе работы.
К основным методом исследования относят такие методы, как: проблемные и частично поисковые методы, проектный метод, использование познавательных и практико-ориентированных задач.
Следовательно, деятельность, направленная на исследования, позволяет сформировать базовые знания в различных сферах, чувство глубокого уважения к всему окружающему, развить творческий потенциал, буквально научить школьников мыслить не шаблонно и стереотипно, а не иметь границ в своем сознании.
Фрагмент текста работы:
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1. Сущность понятия «исследовательские навыки» в современной педагогической науке
В современном мире актуальной проблемой является подготовка молодого поколения, способного к самостоятельным и неординарным мыслям, получению новых знаний из различных источников и поиску знаний в новых и необычных условиях.
В настоящее время существует потребность не только в знающих людях, но и в той категории людей, которые способны самостоятельно видеть, формулировать и решать новые проблемы. Формирование и развитие исследовательских навыков учащихся является насущной проблемой современного образования.
Навык — основа правильного, совершенного выполнения операций, без которых невозможна техническая сторона деятельности. Он рассматривается как автоматизированное действие, которое будет доведено до высокой степени совершенства, — писал И. Ф. Харламов [58].
Основными особенностями, выделяемыми в процессе изучения навыков, являются: энергичность действий, точность, скорость, экономичность (выполнение с минимальными усилиями и энергией), стереотипность (тенденция выполнять одно и то же в повторениях), автоматизм (выполнение без концентрации на технике выполнения действий), консервативность (трудность в изменении метода выполнения), надежность (повышенная нерушимость во время пауз в практике выполнения действий, в случае сбоев, негативного состояния ума), высокая успешность.
Преимущество навыков заключается в том, что они спасают человека от повторного припоминания знаний, инструкций, советов, рекомендаций и рекомендаций о том, как и что делать. Таким образом, вы можете автоматически и машинально выполнять действия, разработанные до навыка. Это помогает одновременно привлечь внимание к чему-то не менее важному: понять особенности данной ситуации и решить в ней проблему, координировать свои действия с действиями других и преодолевать другие возникшие трудности.
В широком смысле навыки – это действия, доведенные до автоматизма, сформировавшиеся в результате многократных повторений упражнений. Навык предусматривает хорошую ориентацию в новых условиях и включает в себя элементы творчества. Г.С. Костюк считает, что существует столько навыков, сколько различных конкретных видов деятельности человека.
Выделяют нижеупомянутые группы навыков: информационные, социального взаимодействия, оценочные, исследовательские.
Информационные навыки – самостоятельность в поиске нужной информации, выявление информации, которой не достает в тексте.
Навыки социального взаимодействия – взаимопомощь в процессе обучения, оказание помощи своим товарищам и принятие их помощи в процессе совместной работы.
Оценочные навыки – способность оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
В. И. Андреев, Н.Г. Недодатко, В.В. Успенский и В.П. Ушачёв исследовательские навыки выделяют в отдельную группу. Необходимость отобрать исследовательские навыки в отдельную группу, вызвано ростом темпа развития техники, технологий, науки, роли научного подхода к любой деятельности, даже если она не носит научного характера.
В.И. Андреев под «исследовательскими навыками» младших школьников понимает умение использовать прием соответствующего научного метода познания в условиях решения проблемы, в процессе выполнения научно-исследовательской задачи;
В.П. Ушачев считает «исследовательские навыки» способностью ученика выполнять практические и умственные действия, подобные научно-исследовательской деятельности и удовлетворяющие логике научного исследования, на базе знаний и умений, которые приобретаются в процессе изучения основ наук;
Н.Г. Недодаткоопределяет «исследовательские навыки» как сложное психическое создание, которое лежит в основе готовности школьников к познавательному поиску;
С.П. Балашов говорит «исследовательские навыки» — это свойство личности, которое характеризует его способность к поисково-преобразующей деятельности в образовательном процессе, а также как его способность приобретать новые знания, умения и навыки, которые способствуют его развитию [57].