Часть дипломной работы на тему Формирование грамматических представлений у детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования грамматических представлений у детей. 5
1.1
Актуальные аспекты современных грамматических исследований. 5
1.2
Формирование грамматических представлений у детей в норме. 16
1.3
Формирование грамматических представлений у детей с нарушениями речи 25
Вывод по 1
главе. 41
Глава 2. Экспериментальное
исследование состояния процессов словообразования у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи. 2.1. Цель, задачи и организация
констатирующего эксперимента. 2.2. Методика констатирующего эксперимента. 2.3. Анализ констатирующего эксперимента. Глава 3.
Логопедическая работа по формированию словообразования у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи. 3.1. Цель, задачи и организация
формирующего эксперимента. 3.2. Методика формирующего
эксперимента. 3.3. Анализ результатов
формирующего эксперимента. Вывод по главе 3. Заключение. Список литературы.. Приложение
Введение:
Актуальность
проблемы исследования заключается в необходимости пристального внимания к
возникновению ОНР, и своевременного предупреждения вторичных нарушений
посредством коррекционной работы. Структура дефекта при ОНР усложняется:
отмечается моторная недостаточность мышц артикуляционного аппарата,
обусловленная нарушением их иннервации по типу спастичности, гипотонии или
дистонии, данные нарушения моторики свидетельствуют о наличии дизартрии.
Следовательно, имеет большое значение в решении проблемы ОНР имеет сложность
коррекции, которая предполагает комплексный характер и продолжительное время
воздействия.
Правильное
и своевременное усвоение грамматических представлений является одной из
предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения
ребенка в школе. Хорошая, красивая, грамотно поставленная речь важнейшее
условие всестороннего, полноценного развития детей, позволяющая беспроблемно
адаптироваться в социуме. Недоразвитие слоговой структуры слова приводит к
тому, что всё вышеперечисленное становится практически невозможным для ребенка.
Проблема развития детской речи вызывает большой
интерес у специалистов в различных областях знаний: психологии, педагогики,
лингвистики, физиологии.
Это связано с тем, что правильная речь помогает ребёнку
быстро и непринуждённо наладить общение с детьми и взрослыми, а между тем количество
детей страдающих речевыми нарушениями увеличивается (Л. Т. Журба, Е. М.
Мастюкова, Е. Н. Правдина-Винарская, М. Б. Эйдинова и др.).
У детей с общим недоразвитием речи помимо всего
отмечаются нарушения грамматического строя речи (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, Т.Б.
Филичева, С. Н. Шаховская и др.), поэтому особый интерес представляет развитие
грамматической стороны детской речи.
А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской
речи играет огромную роль. Представляя собой, известное высказывание,
сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения»[1].
Следовательно, своевременное формирование, а затем развитие грамматических
представлений у детей – важнейшее условие для развития личности ребёнка в
полном объёме.
В основе понятие грамматического представления лежит
умение правильно использовать словарь, что проявляется в способности
выстраивать предложения в соответствие с правилами русского языка, а в
дальнейшем правильно и точно излагать свои высказывания.
Под грамматическими конструкциями мы подразумеваем
связанное сочетание слов подчинённое грамматическим правилам.
Известно, что у детей с общим недоразвитием речи III
уровня:
– Трудности в выражении своих мыслей, чувств и это
влияет на социальное взаимодействие со сверстниками.
– Грамматический строй речи тяжело поддаётся коррекции
т.к. требует фонетической и лексической компетенции, чего у ребёнка с ОНР нет.
– Следовательно, дети не готовы к школе.
Следует отметить, что в логопедической литературе
описаны приёмы работы по формированию лексико-грамматических средств языка, но
нет отдельных конкретных методик по формированию лексико-грамматических и
логико-грамматических конструкций языка.
Эффективная коррекционная работа по устранению
нарушений грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи является
на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Так как проведённая
коррекционная работа в раннем возрасте является предпосылкой к успешной
адаптации в школе и подготовкой к усвоению школьных навыков.
Это доказывает актуальность темы исследования.
Цель работы – изучение особенности формирования
грамматических представлений у детей с нарушениями речи.
Объект исследования – грамматические представления.
Предмет исследования – особенности формирования
грамматических представлений у детей с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть актуальные аспекты современных
грамматических исследований
2. Изучить Формирование грамматических представлений у
детей в норме
3. Выявить особенности формирования грамматических
представлений у детей с нарушениями речи
База исследования:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 48 «Лучик» города Пскова.
Характеристика
выборки испытуемых: в исследовании приняли участие 15 детей старшей
логопедической группы. [1] Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения
детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб : Детство–Пресс, 2007. – 472 с.
Заключение:
Развитие грамматического строя речи у детей норы
происходит постепенно. Грамматический строй речи развивается самостоятельно,
через подражание речи взрослых в процессе общения с ними и в разнообразной
речевой практике. Грамматика состоит из трёх основных тесно взаимосвязанных и
взаимодействующих компонентов: морфология, словообразование и синтаксис.
Усвоение данных компонентов происходит постепенно и в индивидуальной
последовательности для каждого ребенка. Такая особенность развития
грамматического строя объясняется трудностью грамматической системы русского
языка, особенно морфологической, а так же возрастными особенностями развития
нервной деятельности.
Значимым условием нормального речевого и общего
психического развития ребёнка является формирование лексико-грамматического
строя языка. Язык и речь выполняют основополагающую функцию в развитии мышления
и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка,
самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Так же следует отметить, что овладение
лексико-грамматическим строем языка опирается на познавательное развитие, в
связи с освоением разных видов детской деятельности, таких как предметные
действия, игра, труд и других видов детской деятельности, опосредствованных
словом, в общении с взрослым и детьми.
Таким образом, к концу дошкольного периода у детей
формируются лексико-грамматические средства языка.
Нарушение лексико-грамматического
строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР. Этому способствует более
позднее формирование речи, дефекты произношения и фонемообразования, скудный
запас слов, аграмматизмы, неправильное употребление в речи глаголов, падежных
окончаний, союзов, предлогов, а также неправильное согласование в числе и роде.
Все перечисленные нарушения, влияют на общение детей с окружающими. Ребенок
дошкольного возраста должен овладеть объемом словаря, достаточным для того,
чтобы понимать речь взрослых и сверстников.
Проанализировав
научно-методическую литературу можно отметить, что нарушение
лексико-грамматического строя речи приводит к тому, что ребенок с ОНР не
правильно овладевает собственной речью и неверно формулирует собственные
речевые высказывания. Нарушения морфологической структуры слова и
синтаксической структуры предложения происходят из-за не правильного усвоения
закономерностей языка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования грамматических
представлений у детей 1.1 Актуальные аспекты современных грамматических
исследований В лингвистике грамматика (от древнегреческого
γραμματική) — это совокупность структурных правил, регулирующих состав
предложений, фраз и слов в естественном языке. Термин относится также к
изучению таких правил, и эта область включает фонологию, морфологию и синтаксис,
часто дополняемые фонетикой, семантикой и прагматикой.
Свободно говорящие носители той или иной языковой
разновидности или лекта имеют набор внутренних правил для использования этой
формы речи. Этот набор правил составляет грамматику лекта[1]. Подавляющее большинство
информации в грамматике – по крайней мере, в случае родного языка –
приобретается не путем сознательного изучения или обучения, а путем слушания
других носителей языка. Большая часть этой работы делается в раннем детстве;
изучение языка позже в жизни, как правило, включает в себя большую степень
явного обучения[2].
Таким образом, грамматика является когнитивной информацией, лежащей в основе
использования языка.
Термин "грамматика" может также
использоваться для описания правил, которые управляют языковым поведением
группы говорящих. Например, термин "английская грамматика" может
иметь несколько значений. Он может относиться ко всей английской грамматике, то
есть к грамматикам всех носителей языка, и в этом случае термин охватывает
большое количество вариаций. В качестве альтернативы он может относиться только
к тому, что является общим для грамматик всех или подавляющего большинства
носителей языка (например, порядок слов субъект–глагол–объект в простых
декларативных предложениях). [1]
Traditionally, the mental information used to produce and process linguistic
utterances is referred to as "rules". However, other frameworks
employ different terminology, with theoretical implications. Optimality theory,
for example, talks in terms of "constraints", while construction
grammar, cognitive grammar, and other "usage-based" theories make reference
to patterns, constructions, and "schemata" [2] O’Grady,
William; Dobrovolsky, Michael; Katamba, Francis (1996). Contemporary
Linguistics: An Introduction. Harlow, Essex: Longman. pp. 4–7, 464–539. ISBN
978-0-582-24691-1.