Часть дипломной работы на тему Формирование эмоциональной устойчивости спортсменов-кинологов в спортивно-прикладном собаководстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-КИНОЛОГОВ В СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМ СОБАКОВОДСТВЕ 5
1.1 Проблема эмоциональной устойчивости в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Особенности проявления эмоциональной устойчивости у спортсменов-кинологов 12
1.3. Формирование эмоциональной устойчивости спортсменов-кинологов в спортивно-прикладном собаководстве 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-КИНОЛОГОВ В СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМ СОБАКОВОДСТВЕ 28
2.1. Этапы, методы и методики исследования 28
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 35
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-КИНОЛОГОВ В СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМ СОБАКОВОДСТВЕ 42
3.1. Организация и проведение программы формирования эмоциональной устойчивости у спортсменов-кинологов 42
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 51
3.3. Рекомендации по формированию эмоциональной 55
3.4. Технологическая карта внедрения результатов исследования в практику 64
Заключение 69
Список используемых источников 71
Приложения 79
Введение:
Актуальность исследования. Эмоции, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности спортсменов-кинологов, оказывают значительное влияние на качество выполняемых действий. В основном все технологические процессы как в профессиональной, так и в учебно-воспитательной деятельности рассчитаны на спокойного, уравновешенного специалиста. Однако изучение непосредственной практической деятельности показывает, что существует значительное количество вопросов, связанных с решением сложных профессиональных задач, осуществление которых возлагается на специалиста без учета его эмоциональной устойчивости.
Деятельность спортсмена-кинолога в прикладном собаководстве является максимально стрессовой, следовательно, требует от специалиста высокого уровня эмоциональной устойчивости. В практической деятельности с собаками очень важно сохранять эмоциональное спокойствие и равновесие, поскольку собаки особенно чувствительны к эмоциональному состоянию человека, особенно человека, который является для него важной фигурой. Поскольку спортсмены-кинологи проводят с собаками большое количество времени, а также участвуют в воспитании животного, им важно соблюдать спокойствие рядом с животным, которое ориентируется на эмоции человека. Так, эмоциональная устойчивость спортсмена-кинологов определяется как важная часть психической сферы специалиста.
Способность специалиста успешно выполнять деятельность как в особых условиях, так и в обычных ситуациях связывают с его эмоциональной устойчивостью. Но понятие эмоциональная стойкость в настоящее время не получило соответствующего четкого определения. Разнообразное определение данного термина, отсутствие методик, позволяющих получить однозначные результаты эмоциональной устойчивости или неустойчивости специалиста, выполняющего свои профессиональные функции в особых условиях деятельности, требует определения необходимых критериев оценки эмоциональной устойчивости.
Описанное выше побудило нас к выбору данной темы исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать особенности эмоциональной устойчивости спортсменов-кинологов в спортивно-прикладном собаководстве.
Объект исследования: эмоциональная устойчивость.
Предмет исследования: исследование эмоциональной устойчивости спортсменов-кинологов.
Гипотеза исследования: предполагаем низкий уровень уровень эмоциональной устойчивости у спортсменов-кинологов в спортивно-прикладном собаководстве.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему эмоциональной устойчивости в психолого-педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности проявления эмоциональной устойчивости у спортсменов-кинологов.
3. Описать этапы, методы и методики исследования.
4. Проанализировать результаты исследования особенностей эмоциональной устойчивости спортсменов-кинологов в спортивно-прикладном собаководстве.
5. Разработать психолого-педагогическое сопровождение по формированию эмоциональной устойчивости у спортсменов-кинологов.
Методы и методики исследования:
Теоретические: исследование теоретической литературы, анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам: «Личностный опросник Г. Айзенка EPI» в адаптации А.Г. Шмелева, личностный опросник Цукермана-Кулмана, CPQ-50CC (шкала нейротизма), методика «Прогноз».
Теоретико-методологические основы исследования. Проблема эмоциональных состояний и их регуляции актуальна как в теоретико-методологических аспектах общей психологии (В.К. Вилюнас, А.Б. Леонов, А.Е. Ольшанникова, Т.С. Кириленко, А.П. Санникова), так и в прикладной психологии (Л.А. Аболин, Л.А. Китаев-Смык, Е.Л. Носенко, А.Я. Чебыкин и другие). В частности, проблема эмоциональной устойчивости рассматривалась в трудах Л.М. Аболина, С.П. Бочаровой, М.И. Дьяченко, П.Б. Зильберман, С.Д. Максименко, В.С. Мерлина, В.А. Пономаренко, Е.А. Сиротина, О.В. Тимченко и другие.
База исследования: ЧРООЛЖ Фаворит (Челябинская региональная общественная организация любителей животных Фаворит), в исследовании принимали участие спортсмены-кинологи в количестве 20 человек.
Теоретическая значимость. Изучена специфика эмоциональной устойчивости и ее формирования у спортсменов-кинологов.
Практическая значимость. Программа формирования эмоциональной устойчивости у спортсменов-кинологов может быть применена преподавателями и студентами, изучающими и разрабатывающими программы формирования эмоциональной устойчивости, психологами и консультантами, а также в целях саморазвития.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Эмоциональную устойчивость определяют, как интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает успешное достижение цели в сложном эмотивном окружении, постоянство психических и подвижных функций в условиях эмоциональных воздействий в эмоциональном состоянии. Эмоциональную стойкость определяют также как оптимальный вариант адаптационных биохимических, психологических и физиологических изменений, происходящих в экстремальных эмоциональных условиях и обеспечивающих сохранение целесообразности поведения и деятельности индивидуума на высоком уровне.
Эмоциональная стойкость определяется взаимодействием волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида. Она обеспечивает успешное достижение цели в сложном эмотивном окружении, стабильность психических и двигательных функций в стрессовых ситуациях, правильное соотношение положительных действий индивида в спокойном и эмотивном состоянии. Эмоциональная стойкость возникает вследствие адаптационных биохимических, психологических и физиологических изменений, происходящих в экстремальных эмоциональных условиях и обеспечивающих сохранение целесообразности поведения и успешность деятельности индивида.
Познание эмоциональной сферы человека, не смотря на свою длительную историю, имеет еще много нерешенных задач. Это связано с тем, что эмоции, являясь самостоятельным явлением психики, очень тесно переплетаются с другими ее проявлениями. Интегрируясь с познавательными процессами и личностными качествами, они образуют единство интеллектуального, креативного и эмоционального. Результатом таких образований является возникновение, функционирование и закрепление большого количества личностных качеств как устойчивых образований в поведении и деятельности.
Исследование, показало, что у спортсменов-кинологов существуют различия в выраженности эмоциональной устойчивости. Достаточно большое количество спортсменов имеют средний уровень эмоциональной устойчивости. Данные результаты побудили нас к составлению психолого-педагогической программы, которая способствует формированию эмоциональной устойчивости у спортсменов-кинологов нашей возрастной категории.
Данная программа состоит из пяти различных блоков, которые направлены на установление высокого уровня самооценки у спортсмена, адекватных способов восприятия неудач, поведения в процессе конфликтной ситуации и т.д. Благодаря многоструктурности и дательной продуманности нашей программы, она является эффективным инструментом в процессе формирования эмоциональной устойчивости у спортсменов-кинологов.
Можно сделать вывод о том, что успешность, эффективность, производительность деятельности личности, а в частности спортсменов-кинологов, обеспечивают те личностные качества, которые осознаются как неоспоримые ценности. В их структуру, бесспорно, и непременно должна входить и эмоциональная устойчивость спортсмена. Только тогда личность будет современной, цельной и нужной, если она будет понимать себя, и будет эффективно сотрудничать с другими.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-КИНОЛОГОВ В СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМ СОБАКОВОДСТВЕ
1.1 Проблема эмоциональной устойчивости в психолого-педагогических исследованиях
Неустойчивость эмоциональной сферы личности характеризуется нестабильностью эмоционального состояния, что проявляется в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Рассмотрим определение эмоциональных свойств в аспекте стойкости – неустойчивости.
Современные исследования, посвященные проблеме эмоциональной стойкости, можно объединить в три направления:
1) исследование эмоциональной устойчивости в контексте обеспечения надлежащего уровня реализации деятельности в экстремальных и особых условиях [22, c. 72];
2) исследования в области медицины (психосоматика и психосоматические расстройства) [15, с. 16];
3) исследование особенностей влияния эмоций на соматику, деятельность и поведение личности [16, c. 247].
Эмоциональная возбудимость. «Наблюдая за разными людьми, – по А.Ф. Лазурскому – мы видим, что одно чувство, которое им свойственно, начинает проявляться только в том случае, если влияние условий достигает значительной интенсивности; только некоторые необычные события способны разрушить их безразличие и привести их в состояние определенного нарушения. Другие, напротив, при любом небольшом поводе вспыхивают, как прах, волнуются, закипают, доходят до состояния восхищения или удивления и т.п.» [23, с. 97].
А.Ф. Лазурский считает, что об эмоциональной возбудимости можно говорить лишь в тех случаях, когда все чувства, которыми человек владеет, возникают у него с одинаковой легкостью [23, с. 103].
При анализе теоретических взглядов на предмет эмоциональной стойкости мы можем отметить, что эмоциональная возбудимость отражает общую возбудимость нервной системы, что обусловлено уровнем активации ЦНС. Эмоциональная ригидность, которую А.Ф. Лазурский определял, как: «тот самый большой для данного человека отрезок времени, в течение которого однажды возникшая эмоция продолжает проявляться, несмотря на то, что обстоятельства изменились и раздражитель прекратил действовать». Эмоционально ригидные отличаются «вязкостью» эмоций, их стойкостью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на каких-либо важных событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на волнующих индивида неудачах. Неустойчивость эмоции, по А.Ф. Лазурскому проявляется в том, что, несмотря на ее извечную интенсивность, она быстро слабеет и, в конце концов, прекращается, переходит в состояние спокойного безразличия. Если же эмоции в человеке легко возбудимы, то предыдущая эмоция очень быстро меняется на другую, эта другая – на третью и т.п. Происходит быстрое и резкое изменение эмоций и настроения, характерное для людей истерического состава характера [23, с. 124].
Эмоциональная лабильность свойственна лицам с высоким нейротизмом (тревожностью). Напротив, низкому нейротизму свойственна эмоциональная ригидность [28, с. 47]. Слишком выраженная лабильность эмоций может усложнять отношения с окружающими людьми, потому что личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой.
Эмоциональную устойчивость целесообразно рассматривать как интегративное свойство личности, проявляющееся в преобладающей диспозиции субъекта профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом поддерживать или восстанавливать равновесие организма как активной подсистемы с постоянно меняющейся материальной системой мира.