Философия-педагогика Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Философско-педагогическая концепция И.А. Ильина (тема всей работы)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО                                                                                                            
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -РЕЛИГИОЗНОГО
ВОСПИТАНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ И. А. ИЛЬИ НА.. 6

1.1 Понятие и
сущность категории религиозности, духовности, нравственности в воспитании. 6

1.2 Анализ
философско-педагогических концепций воспитания на рубеже 19-20 веков. 13

ГЛАВА 2.
ЕДИНСТВО МОРАЛИ И ПРАВА В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И. А. ИЛЬИНА.. 29

2.1.
Концепция патриотического воспитания в трудах И.А. Ильина. 29

2.2
Интеллектуальное и эстетическое воспитание в концепции И.А. Ильина  38

2.3 Правовое
воспитание в концепции И.А. Ильина. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 68

  

Введение:

 

Великому русскому
философу и правоведу И. А. Ильину принадлежит богатое творческое наследие,
представленное, в частности, проблемами соотношений между моралью и правом,
правосознанием и его связью с государственной жизнью, обществом, семье, а также
ключевыми аспектами того, как необходимо себя вести в вечном противостоянии со
злом с морально-правовой точки зрения. Особо значимой для И. А. Ильина была
разработанная им концепция правосознания, относительно которой следует
отметить, что это одно из немногих столь глубоких этических исследований в
истории отечественной науки. Если предшественники И. А. Ильина трактовали
правосознание, прежде всего, в качестве знания законов и умения ими
пользоваться, то сам философ посвятил свою деятельность раскрытию роли и значения
правосознания, входящего в состав масштабного нормативного морально-правового
комплекса. Следует отметить, что для данных проблем в наши дни характерна
особая актуальность, поскольку эпоха, переживаемая Россией в настоящее время,
имеет все признаки переходной.

Идеи И. А. Ильина
характеризуются широкой популярностью среди представителей общественной жизни –
политических деятелей, публицистов, философов, юристов, педагогов. Опору для
собственных идейных построений стремятся найти в творчестве И. А. Ильина
представители различных идеологических течений, кардинально отличных по
собственному политическому спектру. Как следствие, в современных условиях
возникает потребность в том, чтобы произвести критический анализ наследия И. А.
Ильина, включая труды, относящиеся к философско-правовому и этическому
наследию. Нельзя также обойти вниманием заслуги И. А. Ильина относительно
философско-правового осмысления того, каким образом должна взаимодействовать
мораль с правом, а правосознание – с правовым государством, гражданским
обществом и семьей.

Заявленная тема
исследования охватывает этическую, философско-правовую,
философско-политическую, юридическую, психологическую и педагогическую
проблематику. То, каким образом соотносятся мораль с правом, интересовало
человечество во все времена, начиная с античности. Однако на данный момент по
неизвестным причинам отражению актуальных вопросов данной проблематики в
наследии И. А. Ильина не уделено достаточное внимание со стороны
исследователей. Сами исследования творческого наследия И. А. Ильина
характеризуются многочисленными междисциплинарными коллизиями, что приводит к
рассмотрению предыдущих опытов исследования творчества мыслителя, аспекты
которого затрагивают этическую, философско-правовую, философско-политическую,
юридическую, психологическую и педагогическую проблематику.

Работы, посвященные
творческому наследию И. А. Ильина, находим в исследованиях В. В. Зеньковского,
Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова, Ю. В. Попова, В. А. Малинина, Н. П.
Полторацкого. Названные исследователи уделяли внимание философскому,
культурологическому и политологическому контексту его произведений, особое
внимание обращая на его сочинения, в которых анализировался круг проблем,
представленных гегелевской философией, онтологическими проблемами, духовно-религиозными
основами жизни.

Возрождением интереса к
философским изысканиям И.
А. Ильина
характеризуются девяностые годы прошлого века. Так, в частности, именно тогда
начали публиковать полное собрание сочинений мыслителя, представленной десятью
томами. Параллельно продолжилась публикация произведений начала девяностых
годов, посвященных теоретическим изысканиям И. А. Ильина и представленных
вступительными статьями, комментариями к его работам. В исследованиях Ю. Т.
Лисицы, В. И. Ковалева, Д. Б. Цыганкова производится изучение различных
аспектов философии и того, каким образом трактуется право и государство,
политическая власть, проблемы, связанные с демократией и диктатурой.

Исходя из анализа
перечисленных ранее работ, становится закономерным тот факт, что, несмотря на
их очевидное и несомненное научное достоинство, проблема формирования и
утверждения философско-педагогической концепции И. А. Ильина до сих пор не
встретила всестороннего квалифицированного анализа, не рассматривалась в
качестве самостоятельного исследовательского предмета. Совокупность указанных
факторов обусловливает актуальность исследования.

Объект исследования
представлен философско-педагогической концепцией И. А. Ильина.

Предмет исследования:
структурное и идейно-смысловое содержание философско-педагогической концепции
И. А. Ильина.

Цель исследования:
комплексный анализ структурного и идейно-смыслового содержания
философского-педагогической концепции И. А. Ильина.

Поставленная цель
обусловила необходимость выполнения следующих задач исследования:

1. Дать характеристику
понятию и сущности категорий религиозности, духовности, нравственности в
воспитании;

2. Проанализировать
философско-педагогические концепции воспитания на рубеже девятнадцатого и
двадцатого столетия;

3. Охарактеризовать
состояние концепции патриотического воспитания в концепции И. А. Ильина;

4. Выделить ключевые
составляюшие интеллектуального и эстетического воспитания в концепции И. А.
Ильина;

5. Выделить значимость
идеи правового воспитания к концепции И. А. Ильина.

Методы исследования. В
работе использовалась такая совокупность исследовательских методов:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Становлению и развитию
философско-педагогических представлений И. А. Ильина способствовали избранные
положения мировоззренческих концепций русских мыслителей и педагогов,
составляя, в своем роде, фундамент его видения насущных проблем. Концепция
Ильина немыслима без идей, высказанных русскими философами в разные эпохи и
времена и несущих черты религиозного мировоззрения, православно-педагогических
традиций. Для его философско-педагогического творчества наиболее характерным
является отражение воспитательных аспектов, представленных, в частности,
религиозным, антропологическим и педагогическим.

Рассмотрение вопросов,
связанных с мировоззренческими представлениями относительно сущего и должного в
структуре миропонимания, многочисленными связями и пересечениями, образующими
проблемность представлений человека о структуре бытия, приводит И. А. Ильина к
обращению к человеческому феномену. Исследуя человеческую природную сущность,
Ильин подвергает деятельному рассмотрению сферу его духовности, в связи с чем
производит выделение категориальных понятий, представленных духом, духовной
ответственностью, духовным достоинством, духовным характером, духовным опытом,
духовной волей, свободой воли.

Всесторонне и глубоко
изучив и осмыслив христианские антропологические идеи, исследователь вышел на
созидательный уровень, обобщив все новосозданные им же определения. Определение
духовности в качестве сущностной основы в личностной антропологии позволяет ученому
объявить ее первоосновой всего сущего в человеке. Соответственно, духовность
должна воспитываться прежде, чем произойдет переход к воспитанию сознания, и уж
точно перед воспитанием интеллектуальной составляющей личности.

Исследования Ильина
касаются духовных и душевных способностей человека, они посвящены раскрытию
путей и методов их воспитания. Ему свойственен выход за обычные, определенные
границы, установленные в исследованиях психики. В поле зрения Ильина –
рассмотрение психических процессов не только в том плане, насколько они
взаимосвязаны и взаимозависимы, но и в аспекте «внутреннего чувствования
человека», с чем и вызвано введение нового понятия – о «внутреннем духовном
оке» человека.

Методологические
воззрения И. А. Ильина, связанные с проблемами духовно-нравственной
воспитательной работы с людьми, основаны на идеях христианской антропологии, а
также крупнейших исследователей России рубежа веков, которые изучали духовную и
душевную сущность человека, иерархию, предоставляемую духовному, душевному и
телесному в личностной структуре, а также проблемы, связанные с ее воспитанием.
Анализируя и осмысляя их идеи, И. А. Ильин приходит к выведению
методологических положений о том, какой должна быть духовная сущность человека,  какие черты должны характеризовать его душу и
душевные способности, проявляет интерес к педагогическим ориентирам,
определяющим построение духовно-нравственного воспитания.

Построение концептуальных
идей И. А. Ильина относительно личностного духовно-нравственного воспитания
основывается на глубоком и всестороннем анализе, которому подвергають основные
категориально-бытийные понятия, связанные с глобальным и социальным
существованием человека, его духовностью, духовной культурой, человечностью,
знанием, образованием, научным поиском, духовным опытом, чувственным опытом,
телесным состоянием, душевным состоянием, нечувственным опытом, человеческим
мышлением, любовью, свободой, совестью, воспитанием и личностным развитием.
Анализ и систематизация понятий, характеризующих духовную и нравственную
сущность человека, помогают ученому в выведении концептуальных идей
относительно того, как воспитывать человеческую веру как деятельную творческую
силу, представляющую собой основополагающий фактор, способствующий его
духовно-нравственному становлению и развитию; насчет составляющих
содержательной сущности человеческой веры; относительно ориентиров, законов,
закономерностей, а также средств, с помощью которых осуществляют
духовно-нравственное воспитание.

Ильин полагал, что именно
человеческая вера является основным и главным ориентиром, который используется
человеком во время его пребывания в числе окружающих, она же является
неиссякаемым источником его бытия. По мнению И. А. Ильина, вера представляет
собой первичную и основную силу жизни человека, вне зависимости от того,
осознанно на это человек реагирует или же нет. Именно потому так важно
воспитывать ребенка в вере, начиная с ранних этапов его жизненного пути; при
этом продолжение воспитания является обязательным на протяжении всей жизни человека,
реализуясь посредством самовоспитания и самосовершенствования.

В концепции И. А. Ильина
обосновывается процесс, связанный с душевным перерождением человека под
влиянием его веры. Аргументом в пользу собственной точки зрения Ильин здесь
полагает значимость внутренних сил, которые меняются в неразрывной связи с
аналогичными изменениями внешности человека. Данные внутренние силы
анализируются, их значимость основывается на духовных законах, связанных с
личностным формированием и развитием человека, в связи с чем обосновывается
необходимость дальнейших воспитательных действий, очередной стадией которых
должно стать приобщение человека к познанию духовного опыта жизни. Однако, в то
же время, И. А. Ильин трактует веру в качестве главной составляющей жизни человека,
причем он не выводит зависимость истинной веры от частотности посещения
церковных богослужений, а исключительно определяет ее в качестве главного
источника, включающего в себя настроения, решения, слова и дела. Вера в
концепции Ильина является, в свою очередь, организующим началом волевых
проявлений человека, которые сопровождаются его же рассудочными суждениями и
умонастроениями. Так, к примеру, вера способна к облагораживанию чувств,
воспитанию параллельно освящению и одухотворению чувственной жизни человека, а
также к вытравлению пошлости, являющейся, по мнению И. А. Ильина, главным
врагом любой духовности. Относительно педагогической стороны вопроса, то здесь
И. А. Ильин рекомендует воспитателям наполнять души человеческие верой и
духовной любовью, и, как следствие, воспитывать у подопечных ощущение
потребности в совершении добрых дел.

Следовательно, можно
констатировать, что исследование, посвященное философско-педагогическому
наследию выдающегося русского мыслителя И. А. Ильина, способствует выявлению и
систематизации его идей, связанных с духовно-нравственным воспитанием,
раскрытию их педагогического аспекта и определению предпосылок их инкорпорации
в структуру современных образовательных систем.

 

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОНЦЕПЦИЯХ И. А. ИЛЬИНА

 

1.1
Понятие и сущность категории религиозности, духовности, нравственности в
воспитании

На
сегодняшний день, проблема духовно-нравственного воспитания человека считается
одной из самых актуальных и важных. Духовно-нравственный процесс воспитания
может определить верный вектор роста личности, формирования ее характера и
жизненной позиции в контексте многогранного развития. Правильно выстроенное
воспитание, даст возможность также поднять уровень развития общества в стране[1].

Каждый
человек, обладающий набором базовых национальных ценностей, а также необходимых
духовных и душевных качеств, определяет развитие российского общества. Современные
реалии характеризуют актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
человека[2].

Активно
развивается ситуация, где человек существует в условиях постоянно меняющихся и модифицирующих
нравственных ценностей, ориентиров. Нынешние условия жизни также находятся в
подвижном состоянии, поэтому к ним все сложнее адаптироваться. В воспитании
чаще наблюдаются худшие сценарии, когда ценности подвластны разрушению.
Современное поколение теряет верные жизненные ориентиры, что затрудняет будущее
гармоничное развитие общества всей страны[3].

Именно
поэтому духовное развитие любого человека играет значительную роль. Новая
обстановка вносит свои коррективы и теперь в качестве одной из важнейших образовательных
задач стоит духовно-нравственное воспитание подрастающей молодежи. Для
гармоничного и полноценного развития человека, духовное-нравственное воспитание
требуется начинать с ранних лет.

Анализ
научной литературы позволил выявить несколько подходов к определению категорий
«духовности» и «религиозности», охарактеризовать их значение в системе
воспитания[4].

Данные
категории в воспитательном процессе стали подниматься и исследоваться
относительно недавно. Российским исследователем М. И. Ивашко в работе «Русская
армия и церковь» (М. И. Ивашко), отмечается, что в воспитательном процессе
данные категории начинают рассматриваться и исследоваться только в начале 20-го
века.

В
России, эти категории начинают рассматриваться только после советского времени.
В годы советского периода они практически не использовались. Такое ограниченное
их применение связано с особенностями того времени, а также с идеологией.
Марксизм-ленинизм не предполагает принятия «религиозности» и «духовности»
категорий в качестве основ воспитания и образования.

На
данный момент, все чаще можно встретить, как эти категории применяются, а также
анализируются исследователями в таких науках как педагогика, социология,
психология, философия и др. Т.е. можно сделать вывод, что эти категории по
своей природы довольно многогранны. Они имеют разное толкование.

Рассмотрим
подходы различных авторов к определению категорий «духовности» и
«религиозности». Подробный анализ научных источников показал, что на данный
момент существует большое количество мнений и взглядов на категорию
«духовности» личности. Это позволяет сделать вывод, что тема определения
категории «духовности» довольно популярна среди исследователей.

Трактовки
авторов определяются направлением и областью их исследований. Например, «духовность»
может рассматриваться в контексте философии, искусства, права, в том числе и
воспитания. Отсюда возникает необходимость рассмотрения общей трактовки термина
«духовность», т.е. в общем его понимании[5].

При
попытке определить термин «духовность», каждый изыскатель ставит перед собой
задачу – охарактеризовать максимально приближенный подход в определении термина
в его области (области его компетенции), будь то философия, воспитание,
искусство.

Советским
лексикографом и лингвистом С. И. Ожеговым, духовность определена как свойство
человеческой души. Он считает, что душа в таком случае, реализована в качестве
преобладания нравственных, интеллектуальных, духовных свойств над
материальными.

Исследователем
А. И. Киселевым, категория духовности в его работе «Духовность – сущность
человека» (А. И. Киселев), определяется в двух подходах. Первый подход
предполагает, что духовность – это то, что даровано человеку с момента его
появления. Второй подход подразумевает полученный от предыдущих поколений
культурный и нравственный опыт, который человек впитал в себя от лучших
представителей человечества.

Рассмотрим
определение категории духовности в качестве культурологического подхода. Так,
М. В. Захарченко определил, что мерило духовности определяется широким кругом прекрасного,
которое окружает человека. Примером может служить фольклор, творчество, поэзия,
музыка, литература. Однако он отмечает, что в данной интерпретации, категория
духовности сильно ограничивает общее понимание сферы духовной жизни.

В
педагогике и воспитании, существует три направления интерпретации категории
«духовности».

        
Первый подход
предполагает определять духовность в качестве ориентированности личности на
поиск нравственных абсолютов, а также действий, направленных на благо
окружающих;

        
Второй подход
сопряжен с христианством, где духовность связывает высшие устремления человека
с Богом;

        
Третий подход
рассматривает духовность в качестве высшего уровня саморегуляции и развития
зрелой личности. В этой интерпретации, для человека ключевыми жизненным
ориентирами служат непреходящие ценности.

Духовность
в воспитательном процессе играет особую роль. Благодаря духовности, индивид
обретает верные ценностные ориентации, набор базовых национальных характеристик
и качеств. Духовность становится тем, что позволяет сформировать цельного
человека. В педагогике, по мнению исследователей, духовным воспитанием
необходимо заниматься как можно раньше. Это требует определенных усилий на всех
этапах образования – начиная с дошкольных ступеней, заканчивая ступенью высшего
профессионального образования).

Именно
в этот период происходит основное формирование базиса. В случае, если
образование происходит в разрыве от воспитательных функций, это может повлечь
за собой негативную реакцию. Первостепенным становится необходимость уделять
внимание духовному развитию.

Исследователи
отмечают, что любой человек способен к духовному воспитанию с рождения. Для
того, чтобы достигнуть определенных успехов в развитии духовности личности,
педагогу необходимо проделать большую работу. Только так получится правильно
направлять и формировать основы духовности учащихся.

Понятие
«воспитание духовности» синтезирует в себе данные таких определений, как
«воспитание» и «духовность». Анализ понятия «воспитание» и  постижение 
его  семантически  сущностного 
значения приводят  к  пониманию 
того,  что  духовное преображение, обновление,
определение личности, то есть воспитание духовности, происходит  в 
процессе  целенаправленного  влияния, 
целенаправленного  создания  условий, целенаправленной деятельности.



[1] Асташова, Н.А. Духовные основы
педагогической деятельности в творчестве И.А. Ильина / Н.А. Асташова //
Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике
(конец XIX — 90-е гг. XX в.): тез. докл. и выступлений на ХХ-й сессии науч.
совета по проблемам истории образования и пед. мысли (24 — 25 апр. 2000 г.) /
под ред. акад. РАО З.И. Равкина. — М.: ИТОиП РАО, 2000. — С.25-31
.

[2] Додонов, В.И. Духовность — основа
формирования личности в трудах отечественных философов / В.И. Додонов //
Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и
современность): тез. докл. XXI сессии науч. совета по проблемам истории
образования и пед. мысли ( 3 — 4 дек. 2001 г.) / под ред акад. З.И. Равкина. —
М.: ИТОиП РАО, 2001.-С. 15 — 18.

[3]
Бабинов, Ю.А. И.А. Ильин о
национальном самосознании русского народа / Ю.А. Бабинов, М.С. Колесов //
Социально-гуманитарные знания.- 2001.- № 3.- С.242- 157.

[4]
Глуздов, В.А. Духовность как
фактор образования / В.А. Глуздов, Л.В. Загрекова // Вече. — 2003. — № 14. — С
7 — 19.

[5] Гриер, Ф.Т.
Спекулятивное-конкретное: интерпретация Гегеля И,А, Ильиным / Ф.Т. Гриер //
Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 2.
Учение о человеке.- М.: Русская книга, 2002. — С.520 — 547.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы