Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему «Этическая беседа как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе 7 – 17 страниц
1.2. Понятие и особенности этической беседы как метода воспитания младших школьников 24 – 5 страниц
1.3. Педагогические условия, методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством этической беседы 29 – 9 страниц
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
2.1 Диагностика состояния духовно-нравственного воспитания младших школьников 38 —
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников посредством этической беседы
2.3 Анализ эффективности работы по реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством этической беседы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

Актуальность нашего исследования обусловлена…….Проблема духовно-нравственного воспитания в современном обществе сегодня особенно актуальна. Выход российского образования на качественно новый уровень развития определил современные идеалы воспитания, которые должны стать основой воспроизводства духовно-нравственного потенциала нации. Главная цель воспитания состоит в передаче молодому поколению богатств духовной культуры народа. Духовно-нравственное воспитание детей является главной задачей современной образовательной системы и важным компонентом социального заказа образования. Именно поэтому сегодня возрастает роль общего образования, которое обеспечивает наиболее системное, последовательное и глубокое духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Духовно-нравственные ценности высоко ценилась во все времена. Их формирование — это процесс систематического и целенаправленного воспитания у людей моральных качеств, соответствующих идеалам нравственности, путём превращения этих идеалов в устойчивые личностные духовные принципы и нормы поведения, это деятельность, устремлённая в будущее.
Как считает большинство педагогов и психологов, дети младших классов наиболее чутко реагируют на нравственное и духовное воспитание, им удается легче привить нравственные правила и нормы. На данном этапе обучения у учеников наблюдается формирование своего рода «нравственной позиции», находящей выражение в том, что ребенок начинает представлять нравственные нормы в виде самостоятельной системы, которая определяет все его действия в различных ситуациях.
Проблемы формирования духовно-нравственных качеств у школьников всех возрастов рассмотрены в исследованиях М.Н. Аплетаева, В.П. Бездухова, Г.П. Ивановой, А.В. Иващенко, Л.Ю. Сироткина, Н.В. Фроловой, особенности формирования духовно-нравственных качеств у младших школьников изучались Н.В. Аникеевым, И.В. Гильгенбергом, М.В. Курановой, Т.Ю. Сычевой, В.Т. Чепиковым и др.
Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделять детям младшего школьного возраста, ведь именно этот возраст является начальной стадией для формирования культурологических основ духовно-нравственного воспитания. В системе непрерывного образования основная функция и значение начальной школы определяется главным образом неизменной ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. От того, в какой форме будут заложены нравственные представления, зависит будущее каждого ребенка, а в совокупности благополучие нашей страны. Для данной возрастной группы наиболее доступной для понимания ребенка является такая воспитательная форма как беседа. В контексте этического воспитания следует говорить и об этической беседе.
Этическая беседа является эффективным средством воспитания поведенческой культуры у детей, помогающая детям освоить нормы и правила культурного поведения. Проблеме этических бесед большое внимание уделяли современные педагоги и психологи, отечественные и зарубежные авторы: С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский, Ж. Пиаже, О.С. Богдановой, А.М. Архангельский, Л. Кольберг и другие, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Они исследовали нравственное воспитание и рассматривают его в разных аспектах.
Цель нашего исследования — проанализировать теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной школе и разработать методические рекомендации для учителя начальных классов по организации и проведению использованию этической беседы в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Объект исследования — воспитание младших школьников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: этическая беседа как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В основу исследования положена следующая гипотеза: этическая беседа наиболее доступное для понимания младшего школьника средство воспитания, если при ее подготовки учитывать возрастную специфику учащихся.
Для достижения поставленной цели и реализации рабочей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1) определить значение духовно-нравственных знаний в формировании личности младшего школьника;
2) изучить основные педагогические условия, методы и приемы духовно-нравственного воспитания;
3) проанализировать особенности формирования духовно-нравственных представлений и понятий у младших школьников в процессе этической беседы;
4) рассмотреть специфику организации работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников посредством этической беседы
5) проанализировать педагогические условия эффективности этических бесед.
База исследования: МБОУ СОШ п. Сита.
Основные положения работы докладывались и обсуждались на заседаниях методического объединения учителей начальных классов школы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сохранение и передача нравственных ценностей всегда была характерна для цивилизованного общества. Нравственное воспитание необходимо для того, чтобы общество сохранялось и процветало, постепенно создавая условия для творческого самовыражения каждой личности. В деле нравственного воспитания всегда участвовали три социальных института – семья, церковь и школа. Взяв на себя эту задачу, школа возвращается к своей традиционной роли, утраченной в середине нашего столетия.
Роль школы как нравственного наставника учащихся становится еще более значимой в условиях, когда дети не получают должного воспитания в своих семьях, и церковь также не оказывает достаточного влияния на формирование их системы нравственных ценностей. Если школа не выполняет эту роль, вакуум в душах учеников заполняется влияниями, враждебными всему доброму и светлому.
Не существует системы образования, свободной от нравственных ценностей. Они присутствуют во всем, что происходит в школе – в том, как учитель и другие взрослые относятся к учащимся, как директор относится к учителям, как школа относится к родителям учеников, как ученики общаются между собой и соблюдают установленные правила. Если в классе не обсуждаются проблемы истинного и ложного, это уже само по себе является уроком определенного отношения к проблемам нравственности. Короче говоря, вопрос не в том, должна ли школа прививать нравственные ценности, а в том, какие ценности она должна прививать и как именно.
Все самые серьезные вопросы, которые встают перед каждым человеком и перед всем обществом в целом, имеют непосредственное отношение к проблемам нравственности.
Существует широкая сеть поддержки нравственного воспитания в школах. Это и правительство страны, которое признало необходимость такого воспитания в борьбе против преступности и наркотиков. Это те общественные институты, решения которых направлены на введение в школах соответствующих дисциплин. Это и деловые круги, представители которых прекрасно понимают, что найдут опору лишь в надежных и честных людях, которые ответственно относятся к работе и способны по-настоящему сотрудничать с окружающими. Наиболее важная в этом смысле поддержка родителей, которые сами ищут опору в воспитании детей – ведь в современном мире вырастить хорошего человека гораздо сложнее, чем раньше.
Основной нравственный закон, определяющий воспитательную работу в школе, основывается на двух важных ценностях: уважение к окружающим и ответственность. Эти ценности составляют основу общественной нравственности. Они обладают объективной значимостью, т.к. определяют хорошее как в каждом человеке, так и в обществе в целом.
Формирование нравственности имеет ряд последовательных этапов, но при этом далеко не всем людям удается с одинаковым успехом достичь высокой степени морально-нравственного развития. По мнению психологов, для того, чтобы младший школьник мог повышать уровень нравственного развития, ему необходимо тренировать свои когнитивные способности, которые позволят ребенку более объективно воспринимать окружающую действительность. Педагогам рекомендуется проводить уроки свободной формы, где в игровой форме будут проектироваться ситуации конфликта, решая которые, дети получают практический опыт по их разрешению. Наряду с этим, развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки у детей способствует проведение в рамках внеурочной или игровой деятельности «часов самоуправления», на которых учащиеся могу сами создавать новые или изменять существующие правила, с учетом интересов всех членов группы.
Завершая этап обучения в начальной школе, многие дети переходят на следующий уровень морально-нравственного развития, позволяющий им перейти от удовлетворения своих, сугубо эгоистических потребностей, к сознательному стремлению нравиться и приносить пользу тому обществу, членом которого они являются. В школе учащиеся младших классов с помощью педагогов учатся решать различные сложные ситуации, не забывая при этом сохранять уважение к правам и чувствам других людей. Для наиболее успешного решения поставленных задач и формирования у детей гармоничного сознания очень важно, чтобы учебная программа начальной школы учитывала когнитивное развитие и уровень морально-нравственного мышления, свойственный учащимся младшего школьного возраста.
Мы установили, что младший школьный возраст является важным этапом в развитии и становлении личности, поэтому необходимо целенаправленно и систематически осуществлять работу по нравственному воспитанию, именно в младшем звене, так как в силу возрастных особенностей этот период является наиболее благоприятным для формирования общей системы ценностей и норм поведения.
Мы выявили, что психолого-педагогические условия духовно-нравственного становления личности младшего школьника это:
— учет возрастных характеристик и уровня нравственной воспитанности младших школьников;
— использование разнообразных форм и методов работы по нравственному воспитанию учащихся.
Поэтому большую роль в нравственном воспитании младших школьников играют правильно подобранные средства и методы. Среди методов выделяют: рассказ, объяснение, этическая беседа, пример, упражнение. К средствам нравственного воспитания относят игру, общение и всю ту атмосферу, в которой находится ребенок, а также этические занятия. Этические занятия позволяют не только усвоить нравственные знания, но и способствуют формированию нравственных черт и качеств личности ребенка.
Результаты наблюдений и методик по выявлению уровня сформированности нравственной воспитанности на констатирующем этапе эксперимента показали, что у младших школьников имеются определенные нравственные представления, однако они недостаточно четкие. В реальных жизненных ситуациях дети не используют имеющиеся у них знания и умения. Они не всегда испытывают чувства радости или сопереживания к своим одноклассникам, редко приходят на помощь окружающим, не всегда бывают вежливыми.
Ориентация на самого себя, на собственные силы, недостаточность жизненного опыта не позволяют младшим школьникам адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления сочувствия, доброжелательности, отзывчивости, внимательности. Это проявляется в том, что младшие школьники, осознавая потребность какого-либо действия (помочь, пожалеть), оказываются не в состоянии его выполнить в реальной жизни.
Поэтому встала необходимость в целенаправленной и последовательной организации усвоения с детьми младшего школьного возраста нравственных представлений, базирующихся на знаниях, содержащих в себе гуманистические идеи и требования. В связи с этим, мы разработали этические занятия, которые направлены на формирование нравственной воспитанности.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Проблема духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

Исследование духовно-нравственного воспитания осуществляли философы, психологи и педагоги, непосредственно или косвенно раскрывая различные аспекты формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Разработка данной проблемы базируются на положениях философского учения о ценности А. Дробницького, А. Здравомыслов, М. Каган, П. Матвеева; психологические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников раскрываются в работах И. Беха, М. Боришевский, С. Бубнов, А. Власенко, П. Игнатенко, В. Москальца, В. Ядова; педагогические основы воспитания у детей духовно-нравственных ценностей российского народа раскрыто в работах А. Вишневского, В. Оржеховский, Л. Повалий, Ю. Руденко, М. Стельмаховича, В. Сухомлинского, А. Сухомлинского, К. Черной, П. Щербаня, М. Яницкого; духовное развитие личности является предметом исследований в отечественной педагогике и психологии в трудах И. Беха, Н. Бердяева, М. Боришевский Л. Выготского, И. Зязюн, М. Савчина, Е. Помиткина, С. Яремчука, С. Ярмусь и других авторов ; вопросы воспитания нравственной ответственности учащихся рассматривался в исследованиях А. Петровского, М. Ярошевского, М. Савчина, Р. Лазарус. – в вашем библиографическом списке должны работы этих авторов, предполагается, что вы ссылаетесь на них, проанализировав их труды
Изложение основного материала исследования. Педагогическая наука рассматривает проблему духовно-нравственного воспитания младших школьников как одной из ведущих, ведь то, как человек определяет ценности, осознает свою сущность, существенно влияет на всю его жизнедеятельность.
Анализ научных источников свидетельствует о наличии достаточно большого разнообразия теоретических представлений о духовности, морали, нравственное воспитание. Рассматривая научные труды философов, психологов, педагогов встречаем различные трактовки понятия духовности. Так, в трактовке Н. Бердяева [3] духовность — это высокое качество, ценность, высшее достижение самого человека, так как самая высокая цель — не экономическая, не социальная, а духовная.
Е. Помиткин определяет духовность как «специфически человеческую черту, оказывается в богатстве духовного мира личности, ее эрудиции, развитых интеллектуальных и эмоциональных запросах, нравственности» [9, с. 28], а И. Бех [2] отмечает, что духовность предполагает выход за пределы эгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на нравственной культуре человечества.
С. Яремчук [20] связывает духовность с трудом, направленной к саморазвитию, что помогает человеку стать Человеком и сохраняет ее человечность.
По мнению С. Ярмусь [21], к духовности входит сознательная активность человеческого духа, возвышает человека к идеалу добра, — к тому, что ее облагораживает.
О.Вишневский [6] считает духовность высшей ступенью абсолютных ценностей, связывает ее с дорогой человека к Богу, ее ориентированность к соблюдению в жизни Божьих заповедей.
Духовность, по А. Богуш [4], — своеобразный интеллектуально-чувственный, эмоциональное состояние личности, проявляющееся в положительной поведении и деятельности человека и характеризует целостность его как личности.
Итак, учитывая мнения ученых, отмечаем, что духовность — это нравственная культура человечества, а возрождение духовности связано с возвращением к традиционным духовным ценностям народа.
Категория «мораль» трактуется как «система ценностей, принципов, норм и правил поведения и деятельности людей, которые регулируют отношения между ними на гуманной основе» [7, с.131]. Идеалы и нормы морали создавались веками у каждого народа, а утверждались и совершенствовались в практике поведения и взаимоотношений. Сейчас все больше утверждается мнение, что особенности различных исторических эпох влияли на формирование определенных нравственных представлений, правил поведения, воспитательных идеалов в нравственном становлении личности.
Понятие «воспитание» в педагогической литературе применяется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле трактуется как образование, обучение, процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. Формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие вкуса, физическое развитие — это более узкое значение рассматриваемой дефиниции.
В философском понимании нравственное воспитание — это «воспитательная деятельность школы и семьи, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков, привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности [15, с. 27].
С педагогической точки зрения, нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный и систематический влияние на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [5].
Имеющиеся трактовка понятия «нравственное воспитание» учеными. Так, М.Фицула считает, что «нравственное воспитание — это воспитательная деятельность школы и семьи, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности [16, с. 254], И. Гончаренко определяет, что это — «целенаправленный процесс формирования нравственного сознания, развития нравственного чувства и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологии» [5, с. 216]; А. Кузьминский трактует как « изучение теоретических основ морали, формирование мора ных представлений, организация опыта поведения и деятельности, которые отвечают требованиям морали нашего общества «[7, с. 217].
Обобщая сущность предыдущих мыслей, приходим к выводу, что нравственное воспитание — это многогранный, целостный системный процесс, который обеспечивает формирование нравственного сознания личности, ее чувственно-эмоциональной сферы, гуманного отношения к окружающей действительности, способностей выстраивать гуманные взаимоотношения с людьми, понимать и творить добро и красоту в жизни.
Итак, проанализировав мнения и трактовки сущности и особенностей понятия «нравственное воспитание», приходим к выводу, что нравственное воспитание является процессом усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование нравственного чувства, устойчивых моральных качеств и навыков нравственного поведения.
В современных научных представлениях нравственное воспитание характеризуется с помощью следующих понятий: «мораль», «нравственность», «моральное сознание», «нравственные чувства», «нравственные привычки», «нравственная направленность». Рассмотрим сущность родственных понятий с тем, чтобы основательно раскрыть сущность процесса нравственного воспитания:
• мораль — специфический тип регуляции отношений между людьми, направленной на их гуманизации на основе общего блага;
• нравственность — внутренний настрой индивида действовать согласно своей совести и свободы, свободы

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы