Теория и методика преподавания иностранных языков Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Электронная образовательная среда как ресурс повышения мотивации изучения иностранных языков (приложения и онлайн ресурсы)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КАЧЕСТВЕ РЕСУРСА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.. 6

1.1. Понятие и структура учебной мотивации. 6

1.2. Преимущества использования электронной
образовательной среды в процессе изучения иностранных языков. 16

1.3. Типология и функциональность приложений и
онлайн-ресурсов по изучению иностранного языка. 25

Выводы к главе 1. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   35

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современную школу невозможно
представить без иностранного языка, так как на сегодняшний день статус
иностранного языка очень высокий, это обуславливается процессом глобализации.
Происходит расширение связей между разными странами, миграция рабочей силы, а
также интеграция России в мировое образование. Наличие глобализационных
процессов в современных мировых условиях характеризуется особым влиянием
относительно всей социальной процессуальности, причем речь здесь идет не только
об экономических, но и о культурно-образовательных компонентах. Социум
переживает четвертую техническую революцию, в ходе которой формируются
социальные конструкты, построенные на знаниях, технологиях инфокоммуникационной
направленности и колоссальных информационных массивах. При этом немаловажным
представляется и направление, связываемое с человеческими контактами,
осуществление многих из которых становится невозможным, если человек не владеет
одним из иностранных языков на достаточном уровне.

Именно то, насколько человек
способен к владению и оперированию иностранными языками, характеризует его как
личность успешную и современную, способствует культурному обогащению, развитию
личности в целом, профессиональному и карьерному росту. Знание иностранных
языков – это такой же важный критерий для работодателей, как опыт, умения,
способности и т.д. Человек, владеющий иностранным языком, является более
конкурентноспособным на рынке труда.

Активное применение
новейших теоретико-практических технологий позволяет значительно повысить
качество образовательного процесса, реализовать личностно ориентированный
подход в обучении учащихся в соответствии с уровнем их знаний и индивидуальных
потребностей. Использование таких электронных образовательных ресурсов как
Quizlet, Miro, Learningapps и многих других, позволяет сделать уроки
современными, актуальными, интерактивными, интересными и адаптированными под
возраст учащихся. Важно, что учителя и учащиеся могут пользоваться новейшими
технологиями не только дома, но и в школах, так как современные школы оснащены
всем необходимым оборудованием (смарт досками, компьютерами, планшетами и
т.п.). Поэтому проблема обеспечения оптимального использования этих технологий
как средства совершенствования процесса изучения учащимися иностранного языка
приобретает сегодня особую актуальность.

Различные вопросы
использования инновационных технологий в образовательном процессе освещались в
научных трудах многих ученых.
Так, к числу классиков методики преподавания иностранного языка можно отнести
Н. Д. Гальскову, Е. И. Пассова, Е. Н. Соловову. В работах данных исследователей
дано определение лексике, выделены и описаны этапы формирования лексических
навыков. Среди современных исследований можно выделить работы Кудиновой О.А.,
Пискуна Я.В., Шмелёва Б.А.

Таким образом, целью данного
исследования является определение функциональности электронной
образовательной среды как ресурса повышения мотивации изучения иностранных
языков. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать современные
теоретические основы обучения школьников иностранному языку;

2. Определить роль и место
лексических умений и навыков в формировании иноязычной компетенции;

3. Уточнить особенности и
возможности электронных образовательных ресурсов как средства обучения
иностранному языку;

4. Выявить специфику использования
электронных образовательных ресурсов при обучении говорению на иностранном
языке;

5. Разработать серию упражнений с
опорой на вышеизложенные положения.

Объект исследования: процесс формирования мотивации к
изучению иностранного языка в школьном обучении.

Предмет исследования: электронная образовательная среда
как ресурс повышения мотивации изучения иностранных языков.

Гипотеза исследования: электронные образовательные ресурсы
могут способствовать формированию у обучающихся иноязычных языковых навыков при
условии:

— учёта психологических и возрастных особенностей школьников;

— тщательного отбора электронных образовательных ресурсов и
предлагаемого учащимся материала.

При написании работы использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ методических
материалов и взглядов исследователей на проблему, указанную в названии работы;

— анализ учебников иностранного языка
разных авторов для определения способов формирования лексических навыков
учащихся в каждом из них;

— анализ и сравнение электронных
образовательных ресурсов;

— описание и классификация существующих
электронных образовательных ресурсов;

— проведение опроса «Как поменялась
учеба с введением дистанционного обучения и использования интернет-ресурсов»;

— синтез и анализ теоретического и
эмпирического материала, полученного в ходе исследования.

Практическая
значимость исследования
обусловлена возможностью применения его результатов в дальнейших разработках,
посвященных изучению заявленной проблемы.

Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие
мотивации часто отождествляется с функциональностью ее в качестве основной
силы, являющейся движущей для изучения человеком иностранного языка.
Совокупность мотивов к осуществлению данного действия связывается, прежде
всего, с субъективным миром человека, основанным на его внутренних побуждениях.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что формирование мотивационного
комплекса доступно для инспирирования другими людьми или факторами. Иными
словами, у человека осуществляется обретение желания овладеть тем или иным
иностранным языком лишь в том случае, когда необходимость в отношении данной
цели предстает сформированной.

В
условиях пандемии коронавируса и карантина, сложившихся в РФ и мире, возникает
значительная потребность реорганизации учебного процесса, а именно перехода его
в режим дистанционного обучения. Постоянная практика использования приложений и
онлайн-ресурсов в работе с учащимися приучает к новому стилю поведения,
подсказывает педагогические и организационные средства разрешения учебных
ситуаций. Такая совместная работа трансформирует процесс работы по изучению
иностранного языка, делая его открытым для учащихся и учителей.

Среди рассматриваемых
нами онлайн-ресурсов, используемых в процессе организации дистанционного
учебного процесса по изучению иностранного языка, можно выделить такие их
разновидности: интерактивные доски, учебные онлайн-платформы, собственно
онлайн-приложения (программы).

Можно
отметить высокую продуктивность и функциональность приложений и онлайн-ресурсов,
обеспечивающих изучение иностранного языка в условиях дистанционного обучения.
Каждый из упомянутых механизмов предоставляет возможность расширения
пространства учебного творчества, организации полноценного и насыщенного
учебного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КАЧЕСТВЕ РЕСУРСА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 1.1. Понятие и структура учебной мотивации

Мотивация
представляет собой внутреннюю личностную характеристику психологического
характера, которая проявляется во внешних факторах, в частности, связываемых с
тем, каким образом человек соотносит себя с окружающим миром, различными
деятельностными видами [44].

Понятие
мотивации часто отождествляется с функциональностью ее в качестве основной
силы, являющейся движущей для изучения человеком иностранного языка.
Совокупность мотивов к осуществлению данного действия связывается, прежде
всего, с субъективным миром человека, основанным на его внутренних побуждениях.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что формирование мотивационного
комплекса доступно для инспирирования другими людьми или факторами. Иными
словами, у человека осуществляется обретение желания овладеть тем или иным
иностранным языком лишь в том случае, когда необходимость в отношении данной
цели предстает сформированной [26].

Необходимо
осуществить характеристику мотивационного аспекта личности человека, в
частности, в ее связи с деятельностью, имеющей учебную направленность.

Попробуем
разобраться, что же представляет из себя мотивационная сфера человека и чем она
характеризуется при учебной деятельности. Здесь следует упомянуть о наличии
различных трактовок в дефинировании мотивов как таковых со стороны различных
ученых. Перечень упомянутых трактовок представлен, в частности, совокупностью
установок морально-этической направленности, условиями, составляющими
необходимость для организации полноценного существования личности,
соображениями, которыми инспирируется деятельность субъекта.

Из
данного массива определений, характеризующихся во многом противоречивым
содержанием, можно отметить наличие общей для ряда упомянутых дефиниций
информации, связывающей мотивацию как совокупность мотивов либо с намерением,
либо с целью, либо с побуждением. Именно это инспирирует необходимость
осуществления комплексного рассмотрения данного понятия посредством оценивания
различных его аспектов [27].

Для
условий, выдвигаемых современностью, не настолько важным процессом является то,
который связан с формированием знания как такового в образовательных целях, то
есть имманентно, ради самого существования данного знания. Необходимость в
существовании знаний и умений в качестве единиц, определяющих результат образовательной
деятельности, естественно, никуда не исчезла, однако стоит отметить и
недостаточность упования исключительно на данный фактор в стремлении к
успешности в условиях, предлагаемых современным информационным обществом [11].

Для
новых требований, обусловленных положениями ФГОС, характерно наличие постановки
перед образовательными структурами ключевой задачи – подготовить такого
выпускника, который был бы носителем основных компетентностей, связанных с
саморазвитием, самообразованием, деятельностью, направленной на осуществление
инновативных целей [12]. Также среди обязательных составляющих выделяют
способность к мышлению, являющемуся самостоятельным и критичным, внимательность
к возникновению проблем и наличие креативности в ходе ее творческого разрешения.
Современностью предлагается рассмотрение исследования в качестве трудового
деятельностного стиля, присущего человеку, который, к тому же, обладает
задатками соответствующей компетентности, что позволяет ему реализоваться в
личностном плане.

Мотивационную
компетентность необходимо выделить уже потому, что данное требование
выдвигается носителями подходов системно-деятельностного и компетентностного
направления, которые активно используются составителями ФГОС ООО. Данным
документом предписывается выделение личностного развития учащегося в качестве
основного образовательного результата, связываемого также с его активностью в
осуществлении деятельности, имеющей учебно-познавательную направленность,
готовностью самостоятельно развиваться и непрерывно улучшать собственный багаж
познаний [8].

В
отечественной психолого-педагогической науке, ориентированной преимущественно
на ценностно-смысловую, содержательную, личностную, культурологическую
составляющие образования, компетентностный подход не противопоставляется традиционному
знаниевому. Он предполагает необходимость усиления практико-ориентированности
образования, существенно расширяет его содержание собственно личностными
составляющими и делает его гуманистически направленным. Использование данного
подхода связано с акцентированием внимания на образовательном результате,
причем для оценки результативности характерно смещение фокуса внимания от
информативной суммы, которая была усвоена, к способности ученика к проявлению
активности в ситуациях, являющихся различными, как типовыми, так и
нестандартными [10]

Вопросы,
связанные с компетенциями и компетентностным подходом в целом, рассматривались
отечественными и зарубежными исследователями: В. А. Адольфом, В. И. Байденко,
А. С. Белкиным, Ю. В. Варданяном, А. А. Вербицким, Л. А. Голубь, Э. Ф. Зеером,
И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. В. Хуторским, В. Д.
Шадриковым, Г. Клемпом, Дж. Равеном, Л. Спенсером, Н. Хомским, К. Шнайдером.
Разработки различных аспектов подхода, именуемого системно-деятельностным, находят
отражение в работах B.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, И.В. Блауберга, JI.C.
Выготского, B.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, В.Н. Садовского,
Н.Ф. Талызиной и др.

А.
В. Хуторским высказывается мнение относительно акцентирования компетентностным
подходом внимания исключительно на образовательном результате, в ходе которого
в качестве образовательного результата понимают не суммарный показатель
информативности полученных знаний, а практическую способность человека к их
применению в необходимой ситуации [9]. То же, какими будут эти ситуации,
связано с их жизненной и образовательной спецификой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы