Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Дезадаптация детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ

1.1.
Характеристика возрастных особенностей детей начальных классов

Одной из самых серьезных
проблем современного общества является проблема школьной адаптации. Адаптация
основана на нескольких факторах: социальных, медицинских, психологических и
педагогических. С возрастом ребенок проходит определенную стадию взросления. Он
живет этапами эмоциональных отношений в семье, в школе, в окружающей среде. И
если нет гармоничного развития отношений, постепенно у ребенка возникает
психологическая проблема во взаимоотношениях как в семье, так и в школе, и в
среде. Поскольку социальная адаптация – это включение индивида в социальную
среду, адаптация к правилам и нормам культуры общения и отношений, социальная
дезадаптация является нарушением этого процесса. Симптомами дезадаптации могут
быть: нарушение морально-правовых норм, потеря психологической и социальной
связи со сверстниками, с семьей, со школой. В последние годы большое внимание
уделялось проблеме дезадаптации детей на начальном этапе обучения. Переход от
дошкольного образования для многих детей затруднен, поскольку до школы у детей
совершенно другая атмосфера. Ребенок не сразу попадает в атмосферу школьной
жизни, и это невозможно, потому что возникает ряд психических, психологических
и физических нагрузок, которые предъявляют новые требования к ребенку и с
которыми не все дети могут справиться немедленно. И с учетом этого у ребенка
начинается несоответствие. Несоответствие детей младшего школьного возраста
является социально-психологическим процессом. Включение в школьную жизнь
подразумевает новые отношения со взрослыми. Все зависит от опыта, который
имелся ранее, который может помочь ребенку адаптироваться к новой среде.
Однако, если ребенок недостаточно психологически обучен родителями, это может
привести к несоответствию. Поэтому изучение несоответствия в школе играет очень
важную роль в начальной школе. Для этого необходимо разработать практическую
модель преодоления несоответствий у ребенка и ее реализации на начальном этапе
обучения. Опираясь на это, возникают задачи:

1) формирование навыков
общения в начальной школе, взаимодействия с окружающей средой;

2) помощь и продвижение в
правильных отношениях с семьей, окружающей средой;

3) психологическая
поддержка для разрешения кризиса;

4) разработка механизма
психологической поддержки;

5) определение факторов,
которые могут повлиять на несоответствие;

6) разработка и
реализация реабилитационной программы.

Основной целью должна
быть социальная защита, реабилитация и психологическая и образовательная
поддержка. Проблемы несоответствия у ребенка выявляются у разных специалистов. Только
учитель или психолог и социальный работник не могут самостоятельно определить
несовпадающие проблемы без совместной работы. Здесь очень важен опыт
профессионалов, которые знают методы и приемы работы с детьми младшего
школьного возраста. Помимо сотрудничества каждый специалист играет определенную
роль в процессе работы. Цель учителя – помочь получить знания и помочь ребенку
преодолеть трудности, связанные с учебным процессом. Роль учителя очень важна,
так как он ближе. Учитель видит отношения ребенка со сверстниками, отношения с
членами семьи, черты характера [
2]. Таким образом, учитель должен
понимать его важность в выявлении дезадаптации у ребенка, который только что
переступил порог школы. Психологи выявляют психологические проблемы, используя
особую технику. Психолог выполняет две цели:

Профилактика дезадаптации
– это анализ причин дезадаптации, которые могут быть связаны с психикой
ребенка, а также с условиями окружающей среды [
20]. Психолог узнает об этой проблеме
от учителя, и в этом случае совместная работа психолога и учителя играет важную
роль, также связывая социального учителя. Психолог диагностирует проблему.
Выполняет индивидуальную работу с ребенком для устранения причин, связанных с
плохой адаптацией. В результате выявляются проблемные стороны, определяются
возможные методы коррекции, проводятся групповые и индивидуальные консультации
с учителем, с членами семьи, чтобы улучшить успеваемость, а также исправить
психологическое состояние ребенка. Адаптационная помощь – это создание условий
для адаптации ребенка на раннем этапе обучения в школе, в окружающей среде и в
семье. Психолог выполняет определенную работу в форме тестов, консультаций,
бесед и т. д. Работа социального педагога играет значительную роль. Социальный
педагог изучает проблемы взаимоотношений с окружающей средой. Целью работы
социального педагога с ребенком должно быть формирование будущих устремлений.
Положительным качествам ребенка нужно доверять. Каждый ребенок требует особого
подхода. Работа всех специалистов явно связана с семьей. Основными задачами
семьи являются поддержка, общение и совместная работа со специалистами.
Добиться определенных результатов без поддержки семьи практически невозможно.
Так как именно в семье заложены основные ценности жизненной ориентации [
8]. Для реализации проблемы социальной
дезадаптации детей младшего школьного возраста существует несколько этапов.
Первый этап направлен на изучение возрастных особенностей детей. Выявление
положительных или отрицательных аспектов, которые могут привести к дезадаптации
детей младшего школьного возраста. Мониторинг психологического и физического
состояния детей, а также успеваемости, образовательной мотивации,
интеллектуальных способностей детей и выявление уровней тревожности. На втором
этапе основную роль играет работа педагога-психолога. Работа педагогического
психолога направлена на:

1 Профилактическую
работу.

Профилактическая работа
направлена на создание потребности ученика в психологических и нравственных
знаниях, бесконфликтном общении в окружающей среде. На этом этапе
педагог-психолог принимает определенные меры, направленные на преодоление у
ученика начальной школы дезадаптации.

2 Коррекционная работа.

Коррекционная работа
предлагает индивидуальный подход психолога. На этом этапе выполняются следующие
действия:

а) коррекция психических
расстройств и адаптация ребенка.

б) мотивация к обучению

в) оказание
психологической поддержки как в классе, так и после занятий

3 Консультирование

Консультирование
направлено на:

а) проведение
персональных консультаций с родителями, участие в школьных и родительских
собраниях.

  

Введение:

 

Актуальность
исследования.
Актуальность защиты психического здоровья детей и
подростков становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом
нейропсихических заболеваний и функциональных расстройств, а также обострением
проблемы социальной дезадаптации. Современная школа характеризуется снижением
психосоматического здоровья детей, ростом различных видов недоразвития и
снижением мотивации к обучению. Причины этих тенденций могут быть связаны как с
социально-психологическими и экологическими факторами (социальные и экологические
катастрофы, национальные и региональные беспорядки, нестабильность семьи и т.
д.). Так, и с проблемами самой современной системы образования. Обеспечение
психологического здоровья детей возможно с помощью их психического и
личностного развития во всех возрастных группах, создания благоприятных
психолого-педагогических условий (И.В. Дубровина).

В
отечественной психолого-педагогической литературе подчеркиваются сложность и
значение периода, связанного с адаптацией ребенка к школе. Вопросы адаптации
первоклассников к обучению рассматривались многими авторами, в их числе можно
назвать Л.И. Божович, Л.А. Венгера, С.М. Громбаха, И.В. Дубровину, Е.Е.
Кравцову, В.Е. Кагана, В.С. Мухину, Р.В. Овчарову, Д.Б. Эльконина и
др.

Степень
разработанности проблем

При переходе
от дошкольного учреждения к школьному, образ жизни, деятельность и социальная
среда ребенка резко меняются. Ускорение темпов жизни, внедрение различных
педагогических инноваций, повышение требований к образованию часто приводят к
росту напряженности, беспокойства, снижению работоспособности, поведения и
межличностных взаимодействий, т.е. появление плохой школьной адаптации детей.

В
исследованиях по коррекции и профилактике плохой академической адаптации, при
проверке сложности структуры факторов риска, ребенка как объекта коррекции
часто рассматривают либо вне социально-образовательной ситуации, либо вне
образовательного микросоциума, либо вне его индивидуальных или субъективных
характеристик.

Необходимость
раннего выявления и предотвращения плохой академической адаптации, разработка
системного и комплексного подхода к методам ранней диагностики, профилактики и
коррекции является важным фактором предотвращения плохой академической
адаптации.

Таким
образом, все вышеизложенное обусловило выбор темы выпускной квалификационной
работы: «Дезадаптация детей начальных классов  
в процессе обучения
».

Объект
исследования
– дезадаптация детей начальных классов в
процессе обучения

Предмет
исследования
– процесс профилактики дезадаптации детей
начальных классов в процессе обучения
.

Цель исследования: определить
особенности дезадаптации детей начальных классов в процессе обучения.
Достигнуть
положительного результата в профилактике школьной дезадаптации.

Гипотеза исследования. Мы
предполагаем, что комплекс разработанных мероприятий
снижает уровень риска к дезадаптации у учащихся младшего школьного возраста и
помогает им скорее привыкнуть к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. Дать
характеристику возрастным особенностям детей начальных классов.

2. Раскрыть
сущность понятия школьной дезадаптации с точки зрения психолого-педагогического
подхода.

3.
Рассмотреть особенности профилактики дезадаптации детей начальных классов в
процессе обучения.

4. Исследовать
дезадаптацию детей начальных классов в процессе обучения.

5. Выявить
личностные особенности детей, склонных к школьной дезадаптации.

6. Разработать и апробировать программу профилактики дезадаптации детей начальных классов в
процессе обучения
.

Научная новизна исследования состоит в
том, что нами была сформулирована или выявлена формулировка понятия «школьная
дезадаптация», реализована программа
профилактики дезадаптации детей начальных
классов в процессе обучения
, а также, подготовлены научно обоснованные
рекомендации для

профилактики
дезадаптации детей начальных классов в процессе обучения
.

Теоретическая
и практическая значимость
исследования заключается
в возможности реализации учителями начальных классов материалов исследования:
подобранных методик диагностики, разработанной
программы профилактики дезадаптации детей начальных
классов в процессе обучения, выработанных рекомендаций.

Для
подтверждения гипотезы исследования и решения поставленных задач нами были
использованы следующие методы
исследования
:

1.               
Теоретические методы: анализ научной литературы по
проблеме исследования, обобщение, сравнение полученной информации.

2.               
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование
по выбранным методикам,
опытно-экспериментальная
работа.

Положения, выносимые на защиту:

1.               
Школьная дезадаптация
определяется нами как системное образование,
являющееся следствием взаимодействия сложной структуры факторов, оказывающих
влияние на развитие психики ребенка на уровне когнитивной, регулятивной и
коммуникативной сфер.

2.               
Разработанная программа профилактики
школьной дезадаптации
включает в себя структурные элементы и результаты,
направленные на развитие личностного потенциала обучающихся.

3.               
Успешности профилактики школьной дезадаптации
способствует
комплекс разработанных мероприятий, который повышает
уровень адаптации первоклассников и помогает им скорее привыкнуть к обучению в
школе что позволяет быстрее достигнуть положительного результата школьной
адаптации
.

4.               
Разработанные
научно обоснованные рекомендации для учителей
начальных классов обеспечивают учет индивидуальных особенностей обучающихся
в условиях образовательного учреждения, что ведет к
повышению эффективности мероприятий по профилактики дезадаптации детей
начальных классов в процессе обучения.

Научно-исследовательская база
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №
15».

Структура
исследования
состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы (…источников), _ приложений.
В тексте выпускной
квалификационной работы содержится таблиц, рисунков, диаграмм.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания
данной работы была достигнута цель исследования: определены особенности
дезадаптации детей начальных классов в процессе обучения;
достигнут
положительный результат в профилактике школьной дезадаптации учащихся начальных
классов.

Достижению поставленной цели
способствовало решение ряда задачи исследования:

1. Дана характеристика возрастным
особенностям детей начальных классов.
Младший школьный возраст
совпадает со временем обучения в школе и сейчас находится в пределах 6-10 лет.
Анализ литературы показывает, что младший школьный возраст ознаменован
переходом от дошкольного детства к школьному, фундаментальным изменением места
ребенка в системе социальных отношений и всего его образа жизни. Ребенок
начинает воспринимать свою позицию как несоответствующую его возросшим
способностям. Зачастую ребенок становится не удовлетворенным тем способом
знакомства со взрослой жизнью, каким дает это азартная игра. Позиция ученика
становится следующим шагом ребенка во взрослую жизнь, при этом обучение в школе
становится ответственным делом, формируется учебная деятельность.

Младшему школьному
возрасту (7 лет) свойственен второй физиологический кризис. В данный момент
активизируются происходят эндокринные изменения: растет тело, внутренние органы
и происходит вегетативная перестройка. Таким образом, в данный период
происходит перестройка организма наряду с изменением отношений ребенка с
окружающими, его активностью, а это способствует подключению дополнительных
резервов и увеличивает напряженность.

Физиологический кризис не
усиливается, а подталкивает учащегося к максимальной адаптации к новым
условиям. Это объясняется соответствием физиологических изменений повышенным
требованиям новой среды.

Активно развиваются
психические новообразования: интеллект, внимание, память, мышление, восприятие,
воображение, личность и социальные отношения трансформируются. Так как
значительная часть этих качеств развивается во время образовательного процесса,
не исключено, что ученик будет активно принимать участие в других видах
деятельности, кроме учебной, к примеру, в игровой, спортивной и пр.), где
сможет также раскрыть и показать себя в ином свете.

2. Раскрыта
сущность понятия школьной дезадаптации с точки зрения психолого-педагогического
подхода. Решение данной задачи позволило прийти к выводу, что
адаптация
ребенка к обучению в школе выступает как процесс активного приспособления
учащегося к условиям новой социальной среды, в результате чего происходит
принятие целей, норм группы, социальных ролей и других характеристик социальной
среды. Характер и результаты адаптационного процесса будут зависеть от многих
факторов, прежде всего, таких как цели и ценностные ориентации индивида,
возможностей их достижения в социальной среде. Эффективность адаптации во
многом зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает свою
социальную позицию, свои качества и социальные связи. В противном случае имеет
место школьная дезадаптация, которая выражается в негативном поведении,
снижении успеваемости, нарушении взаимоотношений с окружающими.

3.
Рассмотрены особенности профилактики дезадаптации детей начальных классов в
процессе обучения. Отметим, что мы пришли к выводу, что профилактика школьной
дезадаптации должна осуществляться с учетом причин, которые ее вызывают. В
результате анализа литературных источников мы пришли к выводу, что данные
причины делятся на три основные группы: 1) 
причины, которые
кроются в самом ребенке и определяются отсутствием зрелости в школе, при
которой функциональные возможности ребенка не соответствуют школьным
требованиям, и проблемы со здоровьем – частые заболевания не позволяют хорошо
освоить школьную программу; 2) причины, которые кроются в семье учащегося
младшего школьного возраста, обусловленные тем, что родители слишком
эмоционально реагируют на неудачи своего наследника в школе, это сильно влияет
на его самооценку, он боится ошибаться, боится разочаровать своих родителей и,
как следствие, отрицательно реагирует на все, что имеет отношение к школе; 3)
причины, лежащие в школьной среде, при этом для успеха обучения ребенка очень
важна роль первого учителя. Даже простое расхождение в темпах обучения
(«конфликт темпов», при котором учитель быстро передает знания, а ребенок
медленный) может привести к проблеме.

4. Исследована дезадаптация детей
начальных классов в процессе обучения, что показало, что
в
результате использования теста «Мотивация и адаптация» (методика
С.М. Морозова) были сформированы три группы учеников с разным
интеллектуальным уровнем: дети с высокой мотивацией к обучению, высоким
интеллектуальным уровнем и относительно низкой адаптацией к школьной жизни (
IQ – 128−153); дети, у которых все
показатели были на среднем уровне
IQ – 128−139); дезадаптированные дети, у которых
полностью отсутствует желание учиться (
IQ – 85−121).

Анализ
результатов диагностики показывает, что в 1-й и 2-й группах выше уровень
вербального интеллекта, хотя во 2-й группе показатель невербального интеллекта
снижен по сравнению с вербальным на 7%, а в 1-й этот разрыв в два раза меньше.
Относительно снижения вербального показателя по сравнению с невербальным на 2,6
% в 3-й группе предположим снижение культурного уровня детей, или даже их
микросоциальную депривацию.

Результаты исследования
дезадаптации у младших школьников подтверждают предположение о том, что:
интеллектуальные факторы дезадаптации не являются единственными, они
взаимодействуют с социальными факторами, а в случае макросоциальной депривации
– даже производны от них. Высокие показатели интеллекта могут выступить
факторами риска для школьной адаптации. К факторам успешности или неуспешности
обучения относим также склонность к точным или гуманитарным наукам определяется
уже у младших школьников, и учет интересов ребенка – составная часть
профилактики дезадаптации.

5. Выявлены
личностные особенности детей, склонных к школьной дезадаптации. В дальнейшем
исследовании принимали участие дети, склонные к школьной дезадаптации. Были
исследованы личностные особенности детей: отношение к учебе в целом и уровень
школьной мотивации учащихся 3-го класса, у которых выявлена склонность к
школьной дезадаптации.

Анализ
результатов диагностики показывает, что
процент несоответствия,
определяющий отношение учащегося к учебе, имеет связь с уровнем школьной
мотивации. Было выявлено, что младшему школьнику с наименьшим процентом несоответствия
(12%) свойственен второй уровень мотивации, определяющий
хорошую
школьную мотивацию
. Данный уровень мотивации является
средней нормой, свойственной большинству школьников.

Учащемуся с наиболее
высоким процентом несоответствия (76%) свойственен низкий уровень мотивации –
пятый уровень, проявляющийся в
негативном отношении к школе и ведущий к школьной
дезадаптации.

Также был выявлен третий уровень
мотивации, который проявляется в положительном отношении к школе, выявлен у
трех учащихся. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. У таких
детей выявлен процент несоответствия в размере от 20% до 25%.

Четвертый уровень мотивации,
проявляющийся в низкой школьной мотивации, выявлен у 5 учащихся, процент
несоответствия которых варьируется от 30% до 50%.

Итак,
личностными особенностями учащихся, склонных к дезадаптации, является низкая
школьная мотивация, отношение к учебе, которое характеризируется стремлением к
избеганию предметов, которые учащимся не нравятся и вызывают к них трудности. В
случае отсутствия своевременной профилактики дезадаптации таких младших
школьников, такие их личностные особенности приведут к высокой дезадаптации в
школе.

6. Разработана и апробирована программа
профилактики дезадаптации детей начальных классов в процессе обучения
.
Данная программа основана на
реализации таких условий повышения уровня
адаптации учащихся, как: снижение уровня тревожности; использование арт-терапии
для гармонизации внутреннего состояния первоклассника; повышения мотивации
обучения; формирование положительного отношения у учащихся к выполняемой работе
через различные дидактические игры и занимательный материал.

На контрольном этапе
исследования была повторно проведена диагностика, которая показала
положительную динамику по всем методикам. Минимальный процент несоответствия на
контрольном этапе составлял 5% у того же учащегося по сравнению с 12% на
констатирующем этапе исследования, у учащегося, у которого на констатирующем
этапе исследования был выявлен максимальный процент несоответствия – 76%, на контрольном
этапе показал 50% несоответствия. У остальных учащихся также снизился процент
несоответствия. Уровень мотивации учащихся также повысился: первый уровень
мотивации выявлен 1 учащегося, который на констатирующем этапе показывал второй
уровень; второй уровень – у 3 учащихся по сравнению с 1 учащимся на
констатирующем этапе исследования; третий уровень – у 5 учащихся по сравнению 3
учащимися на констатирующем этапе исследования; четвертый уровень – у 1
учащегося по сравнению с 5 учащимися на констатирующем этапе исследования;
пятый уровень – не выявлен по сравнению с 1 учащимся на констатирующем этапе
исследования.

Таким образом, на
контрольном этапе исследования было отмечено снижение риска дезадаптации у
детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования подтверждена: комплекс
разработанных мероприятий снижает уровень риска к дезадаптации у учащихся
младшего школьного возраста и помогает им скорее привыкнуть к обучению в школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА&nbsp1.&nbspТЕОРЕТИЧЕСКИЙ&nbspАНАЛИЗ&nbspПРОБЛЕМ&nbspДЕЗАДАПТАЦИИ&nbspДЕТЕЙ&nbspНАЧАЛЬНЫХ&nbspКЛАССОВ&nbspВ&nbspПРОЦЕССЕ&nbspОБУЧЕНИЯ

1.1.&nbspХарактеристика&nbspвозрастных&nbspособенностей&nbspдетей&nbspначальных&nbspклассов

Одной&nbspиз&nbspсамых&nbspсерьезных&nbspпроблем&nbspсовременного&nbspобщества&nbspявляется&nbspпроблема&nbspшкольной&nbspадаптации.&nbspАдаптация&nbspоснована&nbspна&nbspнескольких&nbspфакторах:&nbspсоциальных,&nbspмедицинских,&nbspпсихологических&nbspи&nbspпедагогических.&nbspС&nbspвозрастом&nbspребенок&nbspпроходит&nbspопределенную&nbspстадию&nbspвзросления.&nbspОн&nbspживет&nbspэтапами&nbspэмоциональных&nbspотношений&nbspв&nbspсемье,&nbspв&nbspшколе,&nbspв&nbspокружающей&nbspсреде.&nbspИ&nbspесли&nbspнет&nbspгармоничного&nbspразвития&nbspотношений,&nbspпостепенно&nbspу&nbspребенка&nbspвозникает&nbspпсихологическая&nbspпроблема&nbspво&nbspвзаимоотношениях&nbspкак&nbspв&nbspсемье,&nbspтак&nbspи&nbspв&nbspшколе,&nbspи&nbspв&nbspсреде.&nbspПоскольку&nbspсоциальная&nbspадаптация&nbsp–&nbspэто&nbspвключение&nbspиндивида&nbspв&nbspсоциальную&nbspсреду,&nbspадаптация&nbspк&nbspправилам&nbspи&nbspнормам&nbspкультуры&nbspобщения&nbspи&nbspотношений,&nbspсоциальная&nbspдезадаптация&nbspявляется&nbspнарушением&nbspэтого&nbspпроцесса.&nbspСимптомами&nbspдезадаптации&nbspмогут&nbspбыть:&nbspнарушение&nbspморально-правовых&nbspнорм,&nbspпотеря&nbspпсихологической&nbspи&nbspсоциальной&nbspсвязи&nbspсо&nbspсверстниками,&nbspс&nbspсемьей,&nbspсо&nbspшколой.&nbspВ&nbspпоследние&nbspгоды&nbspбольшое&nbspвнимание&nbspуделялось&nbspпроблеме&nbspдезадаптации&nbspдетей&nbspна&nbspначальном&nbspэтапе&nbspобучения.&nbspПереход&nbspот&nbspдошкольного&nbspобразования&nbspдля&nbspмногих&nbspдетей&nbspзатруднен,&nbspпоскольку&nbspдо&nbspшколы&nbspу&nbspдетей&nbspсовершенно&nbspдругая&nbspатмосфера.&nbspРебенок&nbspне&nbspсразу&nbspпопадает&nbspв&nbspатмосферу&nbspшкольной&nbspжизни,&nbspи&nbspэто&nbspневозможно,&nbspпотому&nbspчто&nbspвозникает&nbspряд&nbspпсихических,&nbspпсихологических&nbspи&nbspфизических&nbspнагрузок,&nbspкоторые&nbspпредъявляют&nbspновые&nbspтребования&nbspк&nbspребенку&nbspи&nbspс&nbspкоторыми&nbspне&nbspвсе&nbspдети&nbspмогут&nbspсправиться&nbspнемедленно.&nbspИ&nbspс&nbspучетом&nbspэтого&nbspу&nbspребенка&nbspначинается&nbspнесоответствие.&nbspНесоответствие&nbspдетей&nbspмладшего&nbspшкольного&nbspвозраста&nbspявляется&nbspсоциально-психологическим&nbspпроцессом.&nbspВключение&nbspв&nbspшкольную&nbspжизнь&nbspподразумевает&nbspновые&nbspотношения&nbspсо&nbspвзрослыми.&nbspВсе&nbspзависит&nbspот&nbspопыта,&nbspкоторый&nbspимелся&nbspранее,&nbspкоторый&nbspможет&nbspпомочь&nbspребенку&nbspадаптироваться&nbspк&nbspновой&nbspсреде.&nbspОднако,&nbspесли&nbspребенок&nbspнедостаточно&nbspпсихологически&nbspобучен&nbspродителями,&nbspэто&nbspможет&nbspпривести&nbspк&nbspнесоответствию.&nbspПоэтому&nbspизучение&nbspнесоответствия&nbspв&nbspшколе&nbspиграет&nbspочень&nbspважную&nbspроль&nbspв&nbspначальной&nbspшколе.&nbspДля&nbspэтого&nbspнеобходимо&nbspразработать&nbspпрактическую&nbspмодель&nbspпреодоления&nbspнесоответствий&nbspу&nbspребенка&nbspи&nbspее&nbspреализации&nbspна&nbspначальном&nbspэтапе&nbspобучения.&nbspОпираясь&nbspна&nbspэто,&nbspвозникают&nbspзадачи:

1)&nbspформирование&nbspнавыков&nbspобщения&nbspв&nbspначальной&nbspшколе,&nbspвзаимодействия&nbspс&nbspокружающей&nbspсредой;

2)&nbspпомощь&nbspи&nbspпродвижение&nbspв&nbspправильных&nbspотношениях&nbspс&nbspсемьей,&nbspокружающей&nbspсредой;

3)&nbspпсихологическая&nbspподдержка&nbspдля&nbspразрешения&nbspкризиса;

4)&nbspразработка&nbspмеханизма&nbspпсихологической&nbspподдержки;

5)&nbspопределение&nbspфакторов,&nbspкоторые&nbspмогут&nbspповлиять&nbspна&nbspнесоответствие;

6)&nbspразработка&nbspи&nbspреализация&nbspреабилитационной&nbspпрограммы.

Основной&nbspцелью&nbspдолжна&nbspбыть&nbspсоциальная&nbspзащита,&nbspреабилитация&nbspи&nbspпсихологическая&nbspи&nbspобразовательная&nbspподдержка.&nbspПроблемы&nbspнесоответствия&nbspу&nbspребенка&nbspвыявляются&nbspу&nbspразных&nbspспециалистов.&nbspТолько&nbspучитель&nbspили&nbspпсихолог&nbspи&nbspсоциальный&nbspработник&nbspне&nbspмогут&nbspсамостоятельно&nbspопределить&nbspнесовпадающие&nbspпроблемы&nbspбез&nbspсовместной&nbspработы.&nbspЗдесь&nbspочень&nbspважен&nbspопыт&nbspпрофессионалов,&nbspкоторые&nbspзнают&nbspметоды&nbspи&nbspприемы&nbspработы&nbspс&nbspдетьми&nbspмладшего&nbspшкольного&nbspвозраста.&nbspПомимо&nbspсотрудничества&nbspкаждый&nbspспециалист&nbspиграет&nbspопределенную&nbspроль&nbspв&nbspпроцессе&nbspработы.&nbspЦель&nbspучителя&nbsp–&nbspпомочь&nbspполучить&nbspзнания&nbspи&nbspпомочь&nbspребенку&nbspпреодолеть&nbspтрудности,&nbspсвязанные&nbspс&nbspучебным&nbspпроцессом.&nbspРоль&nbspучителя&nbspочень&nbspважна,&nbspтак&nbspкак&nbspон&nbspближе.&nbspУчитель&nbspвидит&nbspотношения&nbspребенка&nbspсо&nbspсверстниками,&nbspотношения&nbspс&nbspчленами&nbspсемьи,&nbspчерты&nbspхарактера&nbsp[2].&nbspТаким&nbspобразом,&nbspучитель&nbspдолжен&nbspпонимать&nbspего&nbspважность&nbspв&nbspвыявлении&nbspдезадаптации&nbspу&nbspребенка,&nbspкоторый&nbspтолько&nbspчто&nbspпереступил&nbspпорог&nbspшколы.&nbspПсихологи&nbspвыявляют&nbspпсихологические&nbspпроблемы,&nbspиспользуя&nbspособую&nbspтехнику.&nbspПсихолог&nbspвыполняет&nbspдве&nbspцели:

Профилактика&nbspдезадаптации&nbsp–&nbspэто&nbspанализ&nbspпричин&nbspдезадаптации,&nbspкоторые&nbspмогут&nbspбыть&nbspсвязаны&nbspс&nbspпсихикой&nbspребенка,&nbspа&nbspтакже&nbspс&nbspусловиями&nbspокружающей&nbspсреды&nbsp[20].&nbspПсихолог&nbspузнает&nbspоб&nbspэтой&nbspпроблеме&nbspот&nbspучителя,&nbspи&nbspв&nbspэтом&nbspслучае&nbspсовместная&nbspработа&nbspпсихолога&nbspи&nbspучителя&nbspиграет&nbspважную&nbspроль,&nbspтакже&nbspсвязывая&nbspсоциального&nbspучителя.&nbspПсихолог&nbspдиагностирует&nbspпроблему.&nbspВыполняет&nbspиндивидуальную&nbspработу&nbspс&nbspребенком&nbspдля&nbspустранения&nbspпричин,&nbspсвязанных&nbspс&nbspплохой&nbspадаптацией.&nbspВ&nbspрезультате&nbspвыявляются&nbspпроблемные&nbspстороны,&nbspопределяются&nbspвозможные&nbspметоды&nbspкоррекции,&nbspпроводятся&nbspгрупповые&nbspи&nbspиндивидуальные&nbspконсультации&nbspс&nbspучителем,&nbspс&nbspчленами&nbspсемьи,&nbspчтобы&nbspулучшить&nbspуспеваемость,&nbspа&nbspтакже&nbspисправить&nbspпсихологическое&nbspсостояние&nbspребенка.&nbspАдаптационная&nbspпомощь&nbsp–&nbspэто&nbspсоздание&nbspусловий&nbspдля&nbspадаптации&nbspребенка&nbspна&nbspраннем&nbspэтапе&nbspобучения&nbspв&nbspшколе,&nbspв&nbspокружающей&nbspсреде&nbspи&nbspв&nbspсемье.&nbspПсихолог&nbspвыполняет&nbspопределенную&nbspработу&nbspв&nbspформе&nbspтестов,&nbspконсультаций,&nbspбесед&nbspи&nbspт.&nbspд.&nbspРабота&nbspсоциального&nbspпедагога&nbspиграет&nbspзначительную&nbspроль.&nbspСоциальный&nbspпедагог&nbspизучает&nbspпроблемы&nbspвзаимоотношений&nbspс&nbspокружающей&nbspсредой.&nbspЦелью&nbspработы&nbspсоциального&nbspпедагога&nbspс&nbspребенком&nbspдолжно&nbspбыть&nbspформирование&nbspбудущих&nbspустремлений.&nbspПоложительным&nbspкачествам&nbspребенка&nbspнужно&nbspдоверять.&nbspКаждый&nbspребенок&nbspтребует&nbspособого&nbspподхода.&nbspРабота&nbspвсех&nbspспециалистов&nbspявно&nbspсвязана&nbspс&nbspсемьей.&nbspОсновными&nbspзадачами&nbspсемьи&nbspявляются&nbspподдержка,&nbspобщение&nbspи&nbspсовместная&nbspработа&nbspсо&nbspспециалистами.&nbspДобиться&nbspопределенных&nbspрезультатов&nbspбез&nbspподдержки&nbspсемьи&nbspпрактически&nbspневозможно.&nbspТак&nbspкак&nbspименно&nbspв&nbspсемье&nbspзаложены&nbspосновные&nbspценности&nbspжизненной&nbspориентации&nbsp[8].&nbspДля&nbspреализации&nbspпроблемы&nbspсоциальной&nbspдезадаптации&nbspдетей&nbspмладшего&nbspшкольного&nbspвозраста&nbspсуществует&nbspнесколько&nbspэтапов.&nbspПервый&nbspэтап&nbspнаправлен&nbspна&nbspизучение&nbspвозрастных&nbspособенностей&nbspдетей.&nbspВыявление&nbspположительных&nbspили&nbspотрицательных&nbspаспектов,&nbspкоторые&nbspмогут&nbspпривести&nbspк&nbspдезадаптации&nbspдетей&nbspмладшего&nbspшкольного&nbspвозраста.&nbspМониторинг&nbspпсихологического&nbspи&nbspфизического&nbspсостояния&nbspдетей,&nbspа&nbspтакже&nbspуспеваемости,&nbspобразовательной&nbspмотивации,&nbspинтеллектуальных&nbspспособностей&nbspдетей&nbspи&nbspвыявление&nbspуровней&nbspтревожности.&nbspНа&nbspвтором&nbspэтапе&nbspосновную&nbspроль&nbspиграет&nbspработа&nbspпедагога-психолога.&nbspРабота&nbspпедагогического&nbspпсихолога&nbspнаправлена&nbspна:

1&nbspПрофилактическую&nbspработу.

Профилактическая&nbspработа&nbspнаправлена&nbspна&nbspсоздание&nbspпотребности&nbspученика&nbspв&nbspпсихологических&nbspи&nbspнравственных&nbspзнаниях,&nbspбесконфликтном&nbspобщении&nbspв&nbspокружающей&nbspсреде.&nbspНа&nbspэтом&nbspэтапе&nbspпедагог-психолог&nbspпринимает&nbspопределенные&nbspмеры,&nbspнаправленные&nbspна&nbspпреодоление&nbspу&nbspученика&nbspначальной&nbspшколы&nbspдезадаптации.

2&nbspКоррекционная&nbspработа.&nbsp

Коррекционная&nbspработа&nbspпредлагает&nbspиндивидуальный&nbspподход&nbspпсихолога.&nbspНа&nbspэтом&nbspэтапе&nbspвыполняются&nbspследующие&nbspдействия:

а)&nbspкоррекция&nbspпсихических&nbspрасстройств&nbspи&nbspадаптация&nbspребенка.

б)&nbspмотивация&nbspк&nbspобучению

в)&nbspоказание&nbspпсихологической&nbspподдержки&nbspкак&nbspв&nbspклассе,&nbspтак&nbspи&nbspпосле&nbspзанятий

3&nbspКонсультирование

Консультирование&nbspнаправлено&nbspна:

а)&nbspпроведение&nbspперсональных&nbspконсультаций&nbspс&nbspродителями,&nbspучастие&nbspв&nbspшкольных&nbspи&nbspродительских&nbspсобраниях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы