Часть дипломной работы на тему Часть дипломной работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ КОМАНД
1.1. Содержательная составляющая
понятия «инновационная команда». 9
1.2. Историко-теоретический анализ
системы дошкольного образования и место инновационных команд в российских
организациях. 17
1.3. Психологические условия
организации инновационных команд в системе дошкольного образования. 41
Выводы по первой главе. 59
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КОМАНД В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Анализ опыта создания и
функционирования инновационных команд в системе дошкольного образования. 65
2.2. Психологическая готовность
педагогических работников включаться в состав инновационных команд. 75
2.3. Разработка рекомендаций по
созданию инновационных команд. 85
Выводы по второй главе. 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 106
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 114
Введение:
Современные тенденции
развития российского образования обусловлены формированием рыночных отношений,
кардинальными изменениями социально-культурной, общественно-политической и
экономической жизни в стране. Технологические процессы развития социально-экономической
сферы России XXI
века непосредственно влияют не только профессиональные сферы, но и на общество
в целом, на каждого человека. Все более актуальным в системе российского
образования становится решение проблем эффективного использования «человеческого
потенциала» в организации деятельности образовательных организаций, а значит, и
вопросы разработки высоких технологий развития организации путем формирования
инновационных команд.
Актуальность формирования
инновационных команд в образовательных организациях вызвана тем, что, как
показывает мировая практика успешности развития организаций, инновации являются
ключом к росту их конкурентоспособности на рынке. Как утверждает ряд
исследователей (Л. С. Ружанская, А. А. Яшин,
Ю. В. Солдатова), многие успешные организации полагаются на
инновационные команды, цель которых направлена на разработку и внедрение новых
идей в соответствии с требованиями времени и социума, как фактора их
эффективного роста.
Вопросы формирования
инновационных команд в основном рассматриваются на уровне бизнес-компаний, цель
которых является прибыль и конкурентоспособность на рынке (И. Адизес, Г. Я. Гольдштейн,
Д. В. Горбунов, С. В. Ильдеменов, Дж. Катценбах,
Д. Синт и др.). В психолого-педагогической литературе достаточно глубоко
раскрыты вопросы организации работы педагогических коллективов, как фактора
результативности образовательного процесса (Н. П. Аникеева,
А. К. Маркова, А. А. Реан, М. М. Фридман и др.).
Вопросы функциональности малых педагогических групп подробно изучены
Ф. Н. Гоноболиным, А. А. Леонтьевым,
А. В. Петровским, В. В. Шпалинским и др. Проблемы повышения
качества учебно-образовательного процесса путем создания благоприятного
психологического микроклимата в учебном заведении фундаментально исследовались
такими учеными, как Н. П. Аникеевой, В. А. Виноградовой,
А. К. Марковой, А. А. Реаном, Т. И. Рудневой,
Р.Х. Шакуровым и др.
Вместе с тем в
современных научно-педагогических исследованиях недостаточно полно
рассматриваются вопросы, связанные с раскрытием особенностей инновационных
команд в организациях дошкольного образования, с выделением специфики их видов
и характеристик, особенностей функционирования и ключевых компонентов
деятельности. Разработка эффективной технологии формирования инновационной
команды в организациях дошкольного образования также не являлась предметом
специального исследования. Между тем необходимость восполнения обоих этих
пробелов в теории и практике современного образования очевидна. Это связано с
существующим противоречием между потребностью системы дошкольного образования в
создании эффективных инновационных команд и недостаточной разработанностью
вопросов их формирования, способных вывести дошкольную организацию на этап
более эффективного развития с целью реализации единой, осознаваемой цели
совместной деятельности всего педагогического коллектива и заинтересованных
лиц.
Необходимость
поиска путей разрешения этого противоречия и определила тему данного
исследования «Специфика организации инновационных
команд в системе дошкольного образования». В теоретическом плане
это проблема обоснования психологических основ формирования инновационной
команды в дошкольной образовательной организации. В практическом плане –
определение психологических условий, способствующих становлению инновационной
команды дошкольной организации.
Объект
исследования: инновационные группы (команды) в
дошкольных организациях города Москвы и Московской области.
Предмет
исследования: психологические особенности организации инновационных
команд в дошкольных организациях Москвы и Московской области.
Цель
исследования: определить психологическую специфику
создания инновационных команд в дошкольных организациях Москвы и Московской
области.
Задачи
исследования:
1. Описать подходы к
определению понятия «инновационная команда».
2. Провести анализ опыта
создания инновационных команд в различных организациях.
3. Выявить
психологическую специфику организации инновационных команд в системе
дошкольного образования.
4. Определить проблемные
поля в психологических особенностях организации и функционировании
инновационных команд.
5. Разработать комплекс
рекомендаций по учету психологических
особенностей организации инновационных команд для руководителей системы
дошкольного образования.
Гипотеза
исследования состоит в том, что:
1. Формирование
инновационной команды в системе дошкольного образования возможно тогда, когда
организовано эффективное, грамотное управление по формированию команд на основе
современного опыта в области инновационного менеджмента.
2. Эффективность
деятельности инновационной команды возможна при соблюдении следующих условий:
— включения всех
участников проектной деятельности в реализацию поставленных целей и задач;
— создание условий
командной деятельности, направленной на разработку и реализацию инновационного
проекта;
— нацеленность всех
членов команды на творческую деятельность и результативность проекта;
— использование активных
методов индивидуальной и групповой работы;
— мониторинг деятельности
инновационной команды на всех этапах реализации проекта;
— формирование у членов
команды субъектной позиции при взаимодействии в группе.
Методы
исследования. Для решения поставленных задач и
проверки выдвинутых гипотез был использован комплекс взаимодополняющих
теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ научной литературы;
концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований близкой
тематики; организационные методы; методы сбора эмпирических данных (анкетирование,
тестирование, косвенное наблюдение); методы обработки результатов эмпирических
исследований.
Методика эмпирического исследования. Для выявления
реального состояния функционирования инновационных команд в дошкольных
образовательных организациях были использованы следующие методики: Тест Р. М. Белбина
«Командные роли» на выявление у реципиентов ролевых предпочтений в группе[1],
фокусированное интервью (фокус-группа), глубинное интервью для
руководителей.
Эмпирической
базой исследования послужили: 21 МБДОУ и ГБДОУ, 9 дошкольных
отделений при ГБОУ СОШ и 30
коммерческих детских садов г. Москвы и Московской области.
Теоретической
базой исследования послужили научные труды отечественных и
зарубежных авторов по теории инновационного менеджмента (В. Н. Абанников,
И. К. Адизес, В. П. Воробьев, Г. Я. Гольдштейн, С. В. Ильдеменов
и др.); концепции управления образовательными системами
(Е. А. Александрова, Н. М. Борытко, О. Б. Епишева,
Д. Ю. Трушников, И. А. Соловцова и др.); теории
инновационного развития организации (В. П. Баранчеев,
А. В. Гаврилюк, А. И. Дылевская, Л. М. Мартынов и
др.); теории формирования проектных команд (Р. Мередит Белбин,
Д. В. Горбунов, Н. Д. Дорожков, Дж. Катценбах,
Д. Синт и др.); труды по истории развития дошкольного образования в России
(А. А. Воробьева, В. В. Жучкова, А. Я. Кузнецова,
В. А. Сухомлинский и др.).
Этапы
исследования.
На первом,
поисково-теоретическом этапе (Сентябрь 2019г- Май 2020г) проведен анализ теоретической базы исследования,
осуществлялось изучение реального состояния, конкретного опыта деятельности инновационных
команд в организациях различного вида деятельности. Это выявило необходимость
поиска методологий обеспечения формирования инновационных команд в дошкольных образовательных
организациях. Проведенный анализ научной литературы и исследований сделал
возможным обоснование исходных позиций исследования: формулировку его проблемы,
объекта, предмета и цели, раскрытие понятия «инновационная команда»,
обоснование характеристик инновационной команды, определение методологической
основы, разработку рабочей гипотезы и выбор методов исследования.
На втором этапе
исследования (Май 2020-Сентябрь 2020) в ходе
опытно-экспериментальной работы осуществлялся анализ функционирования
инновационных команд конкретных образовательных организаций, что способствовало
уточнению и проверке гипотезы исследования. Конкретизировались представления о
содержании и формах обеспечения процесса формирования инновационных команд в дошкольных
образовательных организациях.
На третьем,
оценочно-практическом этапе исследования (Сентябрь 2020-Май 2021),
проведены систематизация и анализ результатов эмпирического исследования, на
основе полученных результатов разработаны методические рекомендации для
руководителей дошкольных организаций «Организация инновационных команд в
системе дошкольного образования». Определена значимость применения тренинга для
руководителей и членов инновационной команды в аспекте эффективности
деятельности группы.
Структура дипломной
работы состоит из введения, двух глав, выводам по каждой
главе, заключения, списка литературы (63 источника) и 5 приложений. Общий объем
текста расположен на 132 страницах. Основной
текст дипломной работы расположен на 104 страницах
и включает 6 таблиц и 9 рисунков. [1] Тест Р. М. Белбина
«Командные роли». Классификация ролей в группе [Электронный ресурс] // Сайт
психологической помощи. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/674-test-r-m-belbina-komandnye-roli-klassifikatsiya-rolej-v-gruppe
Заключение:
Таким образом,
проведенное исследование позволило выявить, что:
1. Понятие «инновационная
команда» следует рассматривать как группу единомышленников, которая разделяет цели и идею
инновационного проекта по развитию деятельности организации; творческую
проектную группу дошкольной организации, которая формируется из сотрудников и
может включать представителей различных служб, а также активных родителей
детей, посещающих детский сад; объединение людей, где у каждого есть своя роль,
которую понимают и принимают другие члены. Основными условиями организации инновационной
команды в системе дошкольного образования являются: рациональный выбор членов
команды и создание командного кейса.
2. Анализ опыта создания
инновационных команд в российских организациях дал возможность определить
основные приоритетные факторы эффективности функционирования и реализации
творческих проектов.
Внедрение инновационных подходов к образовательному процессу в организациях
различного типа прослеживается в особенностях построения советской системы
образования – интенсивные научно-практические поиски создания педагогических
команд в образовательных организациях, как центра передовой педагогической
деятельности. в конце прошлого века разрабатывается государственный
образовательный стандарт программно-методических материалов, что обусловило акцентирование
внимания на активизацию внедрения инновационной деятельности в дошкольную
образовательную систему.
3. Изучение психологической
специфики организации инновационных команд в системе дошкольного образования
показало, что деятельность
инновационной команды наиболее эффективна в структурированной среде, которая
использует специализированные методы работы. Важным психологическим фактором
организации и функционирования инновационной команды является наличие членов
команды, которые умеют донести новую идею, описывать проблемы и их решения в
такой форме, которая привлечет внимание и сможет побудить к действию.
4. Анализ опыта создания и функционирования
инновационных команд в системе дошкольного образования г. Москвы
и Московской области позволил определить проблемные поля в психологических
особенностях их организации и функционировании, которые определяются как
несоответствие командных ролей между членами творческих групп; недостаточная
компетентность и неподготовленность руководителей инновационных команд, членов
команды к внедрению инноваций; отсутствие единого взгляда руководителя ДОО и
его сотрудников на проблему организации и функционирования инновационной
команды.
5. Разработанный комплекс
рекомендаций по психологическим особенностям организации инновационных команд
для руководителей системы дошкольного образования включает возможные действия по
включению всех участников команды в реализацию поставленных целей и задач;
активные методы по созданию условий командной деятельности; психологические
упражнения Проведенная фокус-группа с успешно
функционирующей инновационной командой подтвердила эффективность разработанных
рекомендаций по управлению инновационными командами.
Таким образом, выдвинутое
предположение о том, что формирование инновационной команды в системе дошкольной
организации возможно тогда, когда организовано эффективное, грамотное
управление по формированию команд на основе современного опыта в области
инновационного менеджмента проведенным исследованием подтверждено.
Фрагмент текста работы:
1.2. Историко-теоретический анализ
системы дошкольного образования и место инновационных команд в российских
организациях
В современном мире инновации становятся все более
приоритетными направлениями деятельности для многих организаций. По данным
исследования Российского союза промышленников и предпринимателей более 70% опрошенных
руководителей утверждают, что создание внутри предприятия инновационной команды
– это одна из трех лучших бизнес-инициатив[1].
Но сотрудники, которые уже пытаются управлять растущим списком задач и
обязательств, могут не осознавать преимуществ инноваций, рассматривая их как
отрыв от необходимости выполнения ежедневных обязанностей. Именно поэтому, как
показывает мировая практика, некоторые организации создают инновационную
команду, цель которой направлена на разработку новых продуктов, услуг или
процессов для организации.
Одна из причин для формирования инновационной команды
заключается в том, что самостоятельно руководителю или нескольким его
сотрудникам достаточно трудно сделать что-либо новое, сложное без опоры на
знания о современных научных, интеллектуально-технологических достижениях и пр.
Некоторые руководители могут возразить, что инновации должны быть работой
каждого сотрудника. Однако, если в организации нет системы, которая
поддерживает и стимулирует идеи и творческие начинания, инновации могут возникнуть
у конкурентов, а компания в результате может потерять прибыль или место на
рынке[2].
Создавая команду, ориентированную на разработку и запуск новых продуктов и
услуг, компании могут увеличить свои шансы на стимулирование инновационной
деятельности внутри организации.
В данном случае особую роль в эффективности инновационной
деятельности команды играет личностное отношение руководителя к инновациям. По
данным исследования ООО «Института социального маркетинга» для инновационных
предпринимателей ориентация на инновационный бизнес, как источник научной и
творческой самореализации, выступает основным мотивом начала деятельности и
сохраняется как базовая ценность в последующей работе[3].
Так, например, идея создания «Инновационного
стоматологического центра «НАНО-ДЕНТ» (ИСЦ «НАНО-ДЕНТ») родилась у
Р. М. Гизатуллина (ген. директор центра) после разговора с известным российским
физиком В. В. Коледовым, который пришел к нему на прием. В процессе
диалога оказалось, что идеи и мысли Р. М. Гизатуллина и
В. В. Коледова по поводу объединения достижений физики, материаловедения
и медицинских навыков, и познаний «для создания нового инновационного продукта
и технологии в медицинской сфере во многом сходятся»[4].
Результатом разговора стало решение объединить усилия и
создать новый медицинский центр, который получил название «Инновационный
стоматологический центр “НАНО-ДЕНТ”». Свою деятельность ИСЦ «НАНО-ДЕНТ» начал с
налаживания обширных связей с людьми и коллективами по всему постсоветскому
пространству, которые специализировались на тех или иных материаловедческих
работах. Кроме того, Р. М. Гизатуллин задействовал имеющиеся, в том
числе личные, отношения с учеными, с преподавательскими кадрами, с сотрудниками
НИИ, которые имели свои лаборатории, а также с различного рода общественными
структурами, такими как Нанотехнологическое общество России. Работа по
организации инновационной команды ИСЦ «НАНО-ДЕНТ», как сообщает Р. М. Гизатуллин,
строилась в основном по горизонтальным
связям. Команда ИСЦ «НАНО-ДЕНТ» старается удержать, объединить профессионалов,
сохранить уже существующие знания, наработки. Основными проблемами центра
являются «концентрация знаний, опыта и материальная поддержка энтузиастов,
молодых специалистов, которые бы занимались разработкой инновационной
продукции»[5].
Основная цель, которую поставил перед
собой Р. М. Гизатуллин – это организация научной, исследовательской,
образовательной и просветительской деятельности в области не только
стоматологии, но и в области медицины. Для реализации поставленной цели,
Р. М. Гизатуллину необходимо было создать стартовую площадку –
«большой, оснащенный по последнему слову техники инновационный
стоматологический центр»[6].
Но на создание такого центра были нужны достаточно большие финансовые вложения.
И Р. М. Гизатуллин обратился в Фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере, где выиграл конкурс по программе
«СТАРТ» на три года, который финансировал создание командой «НАНО-ДЕНТ» нового
продукта.
Что касается бизнес-менеджмента в «НАНО-ДЕНТе», то в нем нет
начальников отделов разработки и внедрения продукта, нет службы
коммерциализации и руководителя R&D подразделения, нет опытного
производства, промышленных площадок, нет станков и оборудования для проведения
опытов, производства продукции. Также в «НАНО-ДЕНТе» нет профессиональных менеджеров,
коммивояжеров. И, что самое интересное, нет системы управления инновационными
процессами, так как в «НАНО-ДЕНТе» лечат людей, а не реализуют сам инновационный
процесс. А инновационные процессы и связанные с ними процедуры, руководство ими
есть, только не в самом «НАНО-ДЕНТе», а в умело, вручную выстроенной Р. М. Гизатуллиным
«паутине» связей и отношений множества партнерских и просто дружественных
организаций и отдельных людей, как производителей, так и потребителей его,
Гизатуллина, технологий и материалов»[7].
Работа команды над инновационными продуктами началась с формирования
кооперативных связей с различными институтами, лабораториями и
научно-исследовательскими центрами, а в клинике проводится практическая
апробация инновационной деятельности всей команды. Вся работа инновационной
команды построена на партнерских отношениях, где каждый играет свою роль:
Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Московский
государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Институт радиотехники
и электроники им. В. А. Котельникова РАН, «Промышленный центр
МАТЭК-СПФ», Нанотехнологическое Общество России, Российская Академия
Медико-Технических Наук, Instituto Asturiano de Odontologia. S. L. (Spain), Instituto de Biotecnología (México) и др.[8].
Таким образом, «НАНО-ДЕНТ» – это инновационная команда по внедрению
инновационной деятельности в области лечения людей, основанная на партнерских
взаимоотношениях. Сейчас в планах команды стоит вопрос об открытии школы
инновационных технологий – Инновационно-образовательного центра «НАНО-ДЕНТ».
Не менее эффективно работает система инновационной команды
российской компании МТС, которая поставила перед собой значимую бизнес-задачу –
эффективное использование высокие технологий для развития компании, как лидера
телекоммуникаций путем прохождения цифровой трансформации с перспективой на
будущее[9].
Следуя своим целям, в 2018 году на базе действующей инфраструктуры МТС в
технопарке «Иннополис» ПАО «МТС» и Ericsson был открыт совместный Центр исследований
и разработок в Казани. Основное направление деятельности Центра – это создание
и вывод на рынок инновационных продуктов и решений на основе инновационных
технологий. Для реализации проекта, кроме Центра исследований и разработок в
команду включены много различных подразделений. Одно из них – это
R&D-лаборатория, стимулятор и движитель R&D-деятельности и связующее
звено между различными продуктовыми командами.
Следует отметить, что R&D-деятельность – это
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы внутри компании,
которые направлены на получение членами инновационной команды организации новых
знаний и их практическое применение при создании нового продукта или технологии[10]. [1] Инновационная деятельность
компаний: результаты опроса РСПП [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российского
союза промышленников и предпринимателей. – Режим доступа: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/activity/analytics/innovatsionnaya-deyatelnost-kompaniy-rezultaty-oprosa-rspp/ [2] Инновационный менеджмент: учебник
для бакалавриата / Под ред. В. Я. Горфинкеля,
Т. Г. Попадюк. – М.: Изд-во «Проспект», 2015. – 424 с. [3] Малое инновационное
предпринимательство: Кейсы российских компаний / Д. С. Андреюк и др.
Под ред. Д. С. Медовникова. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 196 с. [4] Малое инновационное
предпринимательство: Кейсы российских компаний, С. 51. [5] Малое инновационное
предпринимательство: Кейсы российских компаний, С. 55. [6] Там же, С. 56. [7] Малое инновационное
предпринимательство: Кейсы российских компаний, С. 61. [8] О клинике [Электронный ресурс] //
Официальный сайт «НАНО-ДЕНТ». – Режим доступа: http://nano-dent.ru/ru/about-clinic-en.html [9] Развитие инновационных сервисов
[Электронный ресурс] // Официальный сайт МТС. – Режим доступа: http://www.our2018.mts.ru/mts-dlya-klientov/razvitie-innovatsionnykh-servisov/index.html [10] Фияксель Э. А.
Организация R&D-системы в российских корпорациях /
Э. А. Фияксель, Е. А. Ермакова // Инновации. – №8 (166),
2012. – С. 30-35.
Содержание:
Введение. 3
1. Организация обучения информатике
специалистов среднего звена. 7
1.1. Организация
обучения информатике. 7
1.2. Особенности
обучения информатике в базовой подготовке специалистов среднего звена. 13
1.3.
Учебно-методическое обеспечение обучения информатике в среднем профессиональном образовании. 18
2. Разработка электронного
учебно-методического комплекса для организации обучения информатике в базовой
подготовке специалистов среднего звена 26
2.1. Понятие и
структура электронного учебно-методического комплекса. 26
2.2. Разработка
электронного учебно-методического комплекса «Информатика»
для базовой подготовки специалистов среднего звена. 30
2.3. Рекомендации по
использованию электронно-учебного комплекса «Информатика» и его апробация в
базовой подготовке специалистов среднего звена 42
Заключение. 54
Список использованных
источников 57
Введение:
Актуальность исследования. Современный процесс развития образования характеризуется не
только полномасштабной информатизацией, которая требует обоснование методики и
практики проектирования и реализации научно-методических материалов,
направленных на использование информационных и коммуникационных технологий при
реализации требований ФГОС.
Информатизация
является в настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании. В
этой связи актуальным является поиск методического обеспечения, способствующего
организации образовательной и профессиональной деятельности с применением
информационно-коммуникационных технологий.
Дидактические
возможности современных информационно-коммуникационных технологий, по мнению
ряда исследователей (Я.А. Ваграменко, В.Л. Латышев, Л.П. Мартиросян, И.В. Роберт,
O.A. Тарабрин. и др.), способствуют интенсификации и совершенствованию учебного
процесса. Особое значение приобретают электронно-образовательные ресурсы в
качестве учебных, методических, организационных, информационных, справочных и
т.п. средств ИКТ. Такие средства позволяют преподавателю в условиях реального
образовательного процесса формировать методическое обеспечение реализуемых
дисциплин в системе среднего профессионального образования.
Составляющие
методического обеспечения образовательного процесса используются на всех этапах
(знакомство с новым учебным материалом, реализация учебного процесса, контроль
результативности обучения) и в различных формах учебных занятий (лекции,
практические, лабораторные и.т.д.); а также самостоятельной работе обучающихся.
И.М. Аксянов,
O.A. Козлов, Г.В. Мухаметзянова и др, проанализировав состав, структуру и
содержание методического обеспечения образовательного процесса в среднем
профессиональном образовании, обосновали необходимость его развитие для всех
учебных дисциплин. Содержание методической литературы для среднего
профессионального образования не отвечает в полной мере требованиям реализации
образовательного процесса на базе информационно-коммуникационных технологий. Электронные
издания и средства образовательного назначения, которые уже созданы, не
ориентированы на учебные дисциплины среднего профессионального образования.
Реализация дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов
ограничивается, поскольку преподаватели системы среднего профессионального
образования разрабатывают их самостоятельно, на свое усмотрение, эпизодически (И.М.
Аксянов, A.A. Андреев, О.Б. Богомолова и др.).
Проблема исследования состоит в том, что на современном
этапе обучения информатике в условиях среднего профессионального образования, обучающиеся
должны быть подготовлены к жизни в современном обществе, их подготовка должна
отвечать требованиям современных стандартов образования, а программное и
программно-методическое обеспечение дисциплин информационного цикла зачастую не
всегда отвечает современным требованиям в области информационных технологий, недостаточно
разработаны электронные образовательные ресурсы по информатике. Это требует
пересмотра всего информационного обеспечения и приводит к необходимости
создавать электронно-образовательные ресурсы в составе методического
обеспечения, развивающего профессиональную компетентность обучающихся.
Объект исследования: организация процесса обучения.
Предмет исследования: организация обучения
информатике в подготовке специалистов среднего звена.
Цель исследования:
разработка электронного учебно-методического комплекса «Информатика» для
базовой подготовки специалистов среднего звена.
Задачи исследования:
1. Выяснить понятие и структуру электронного
учебно-методического комплекса.
2. Рассмотреть особенности обучения
информатике в базовой подготовке специалистов среднего звена.
3. Разработать
электронный учебно-методический комплекс «Информатика» для базовой подготовки
специалистов среднего звена и методические рекомендации по его использованию.
Методологическая и теоретическая основа
исследования: использование в учебном процессе
вуза методического обеспечения (П.И. Образцов, А.Я. Найн, В.И. Андреев);
педагогическое программное средство (О.В. Бондаренко, И.В. Роберт, Н.Н. Горлушкина);
использование электронного курса в учебном процессе (Л.И. Долинер, Г.Д. Бахарова, И.Г. Захарова).
Методы исследования: анализ педагогической, методической, научной, и другой
литературы по теме исследования, синтез, систематизация, обобщение.
Новизна
исследования заключается в использовании современного
подхода к разработке учебно-методического комплекса «Информатика» для базовой
подготовки специалистов среднего звена.
Теоретическая
значимость исследования заключается в определении и обобщении
особенностей обучения информатике в базовой подготовке специалистов среднего звена,
а также рассмотрении понятия учебно-методического обеспечения обучения
информатике в среднем профессиональном образовании.
Практическая
значимость исследования заключается в разработке электронного
учебно-методического комплекса «Информатика» для базовой подготовки
специалистов среднего звена и методических рекомендаций по его использованию.
Апробация и внедрение результатов
работы: результаты
исследования докладывались на заседании кафедры информатики, на заседании
секции «Информационные технологии в образовании» в рамках конференции
«Университетская наука – региону» и внедрены в процесс обучения КЧР ГБПОО
«Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников из 51 наименования.
В тексте работы содержится 2 таблицы и 14 рисунков. Общий объем выполненного
исследования состоит из 62 листов компьютерного текста.
Во введении
обосновывается актуальность исследования, определяются проблема, объект,
предмет, цель и задачи, методологическая и теоретическая основа исследования,
раскрываются методы, новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой
главе «Организация обучения информатике специалистов среднего звена» обращается
внимание на организацию обучения информатике, особенностям обучения информатике
в базовой подготовке специалистов среднего звена, а также учебно-методическое
обеспечения информатике в среднем профессиональном образовании.
Во второй
главе «Разработка электронного учебно-методического комплекса для организации
обучения информатике в базовой подготовке специалистов среднего звена» рассматриваются
понятия, и структура электронного учебно-методического комплекса «Информатика»
для базовой подготовки специалистов среднего звена, методические рекомендации
по использованию электронного учебно-методического комплекса «Информатика».
В заключении излагаются
выводы проведенного исследования, обобщаются теоретические и практические результаты
выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Теория и методика
обучения информатике (методика преподавания информатики) – педагогическая
наука, объектом которой является обучение информатике на любых возрастных
уровнях и при любых организационно-методических формах обучения
В процессе
формирования методической, а также программной ее составляющей образовательной
дисциплины в первую очередь должны учитываться непосредственные характеристики
процесса обучения.
По причине необходимости разработки рациональной
структуры образовательного процесса не каждое программное средство может
подойти с целью соединения в единую структуру программных средств, отвечающих
требованиям оптимальности. В данной ситуации образовательное учреждение
самостоятельно должно разработать программный продукт, соответствующий любого
из требований планируемых образовательных процессов. Вопросы по созданию
программно-методического обеспечения преподавания информатики в техническом
колледже нуждается в решении множества вопросов по педагогическому и
методическому характеру.
Учебно-методическое обеспечение процесса
обучения по определенной дисциплине должно отличаться наличием существенного
разнообразия, отвечать требованиям рабочих программ, а также разрабатываться
для всех направлений дополнительного образования, реализуемых в образовательном
учреждении и отличаться комплексностью.
В целом
разрабатываемые электронные образовательные ресурсы с точки зрения
педагогических и методических требований должны: соответствовать по содержанию
государственному образовательному стандарту или программам учебных дисциплин,
обеспечивать поддержку всех видов занятий, предусмотренных учебным планом по
конкретной дисциплине (модулю дисциплины) и полноту включенного в ЭОР учебного
материала; содержать методические материалы для преподавателей по применению
ЭОР в учебном процессе; включать методические материалы для обучающихся по
использованию ЭОР в изучении дисциплины (модуля) в том числе материалы,
определяющие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых проверок
знаний; снабжаться инструкцией по установке и эксплуатации ЭОР.
Для
разработки электронного образовательного ресурса, была выбрана программа eBook
Maestro FREE. При разработке дизайна, был подобран подходящий шаблон. После он
был изменен и оформлен под нужды конкретного проекта с использованием редактора
html-документов –
блокнот и Notepad++. Таким образом, был получен полноценный электронный
образовательный ресурс, готовый к применению на занятиях по информатике для
среднего профессионального образовательного учреждения.
В ходе
разработки методических рекомендаций была определена специфика деятельности
преподавателя колледжа при проектировании и электронного образовательного
ресурса и его использовании в образовательном процессе среднего
профессионального образования. Разработанный ресурс может быть использован
педагогом разными способами и в разных формах. Можно сделать вывод, что
разработанный электронный образовательный ресурс достаточно прост в управлении,
но при этом предоставляет большой спектр возможностей для его применения.
Способ и форму работы с ЭОР определяет каждый учитель индивидуально.
Результаты
исследования были внедрены в процесс обучения КЧР ГБПОО
«Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска. Исходя из результатов,
можно сказать, что у данного электронного образовательного ресурса хороший
дизайн, содержание электронного образовательного ресурса информативно. Данный
электронный образовательный ресурс дает возможность получить базовые знания по
изучению информатики и проверить свои знания на практических занятиях и в тестировании.
Хочется отметить, что внедрение электронного образовательного ресурса
благоприятно отразилось на качестве преподавания учебной дисциплины
«Информатика» в процессе обучения КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический
колледж» г. Черкесска.
Таким образом,
можно сделать вывод о положительных результатах апробации разработанного
электронного образовательного ресурса, а, следовательно, и об его эффективности
и практической значимости. Представленные материалы могут быть использованы в
образовательном процессе при обучении информатике для среднего
профессионального образования.
Фрагмент текста работы:
1. Организация обучения
информатике специалистов среднего звена
1.1. Организация обучения информатике Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к
жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования
полученных знаний. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного
процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические
технологии или технологии обучения (в отличие от традиционно выделяемых
педагогической, методической и дидактической систем).
Термин «педагогическая технология» появился за рубежом в 60-х годах
прошлого века. Одновременно в разных странах стали издаваться журналы «Педагогическая
технология» (США, Япония), «Педагогическая технология и процесс обучения»
(Англия), «Педагогические технологии» в бюллетенях международного бюро по
образованию ЮНЕСКО и т.д.
Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х
годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно
прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении
существуют большие разночтения.
По мнению Б.Т. Лихачева «Педагогическая технология – это организованное,
целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на
учебный процесс» [28].
По утверждению В.П. Беспалько «Педагогическая технология — это
содержательная техника реализации учебного процесса» [3].
По мнению И.П. Волкова «Педагогическая технология – это описание
процесса достижения планируемых результатов обучения» [7].
С точки зрения В.М. Монахова «Педагогическая технология — это
продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по
проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [31].
Как говорится в содержании документа от ЮНЕСКО «Педагогическая
технология — это системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих
ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования» [18].
По мнению М.В. Кларина «Педагогическая технология означает системную
совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и
методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [23].
Однако в литературе встречаются и такие словосочетания, как «методика
введения понятия массива», «методика обучения программированию», «методика
изучения информационных технологий» и т.д. Очевидно, что в них понятие «методика»
имеет совершенно иной смысл, близкий к понятиям «алгоритм», «прием», «технология».
Как отмечает И.Н. Фалина, в педагогической практике встречается
применение терминов-ярлыков, закрепившихся за некоторыми технологиями
(коллективный способ обучения, метод Шаталова, вальдорфская педагогика и др.),
не совсем корректные с точки зрения науки. Однако избежать терминологических
неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается [49].
В этой связи возникает проблема разделения понятий «методика» и «технология».
Как отмечает А.В. Хуторской, «различают теорию обучения «всех всему»
(общая дидактика) и теорию обучения отдельным учебным предметам или в
определенных типах учебных заведений (частные дидактики) [51].
Частные дидактики рассматривают вопросы обучения применительно к
соответствующим учебным предметам, причем на разных уровнях — от детского сада
до средней и высшей школы.
Частные дидактики называют еще методиками обучении. Их цель —
исследовать закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития
учащихся в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы
дисциплин» [50].
Г.К. Селевко выделяет три иерархических уровня понятия педагогической
технологии [42]:
— общепедагогический или общедидактический
уровень, характеризующий целостный образовательный процесс (в регионе, учебном
заведении, на ступени обучения), синоним — «педагогическая система»;
— частнометодический или предметный уровень,
характеризующий образовательный процесс в рамках одного предмета, класса,
учителя и т.п., синоним — «частная методика»;
— локальный или модульный уровень, то есть
технология отдельных элементов учебно-воспитательного процесса (формирование
понятий, организация контроля, усвоение новых знаний и т.д.).
Как отмечает В.И. Загвязинский, проблема различения технологии и
методики достаточно дискуссионна: «одни ученые считают технологию формой
реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика»
[15].
Мы исходим из того, что отдельные методики и технологии,
разрабатываемые и применяемые в обучении информатике, являются предметом
исследования педагогической науки и объектом изучения учебной дисциплины «Теория
и методика обучения информатике» («Методика преподавания информатики») [13].
Говоря о методической системе обучения информатике, мы рассматривали
ее как совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, организационных
форм и средств обучения, которые «выступают в качестве предмета деятельности
педагога, организующего учебный или учебно-воспитательный процесс…» [4]. Однако как педагог, так и
обучаемые фактически остаются вне системы, что вызывает справедливую критику
многих исследователей.
В современной педагогике утвердилось представление о единстве
компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств
обучения. Содержание образования, являясь сущностной частью образовательной
технологии, во многом определяет и ее процессуальную часть (совокупность
методов и средств). При изменении содержания образования в конкретной
предметной области, как правило, изменяются цели обучения, а изменение целей
обучения влечет за собой изменение методик, технологий обучения [9].
Анализ работы отечественных и зарубежных авторов (Б.П. Беспалько, Б.С.
Блум, М.В. Кларин, И. Марев, Г.К. Селевко, М.С. Лайпанова, Х.А. Геребеков и
др.) по проблемам педагогических технологий позволил выделить специфические
признаки, присущие именно педагогической технологии [10]:
Концептуальность (научная база): каждой педагогической технологии
должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, научное
обоснование достижения образовательных целей.
Системность: педагогическая технология должна обладать всеми
признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью всех его частей;
целостностью.
Диагностическое целеобразование и результативность — гарантированное
достижение целей и эффективность процесса обучения.
Управляемость: возможность диагностичного целеполагания; планирования;
проектирования процесса обучения; поэтапной диагностики; варьирования
средствами и методами с целью коррекции результатов.