Часть дипломной работы на тему Анализ и совершенствование системы управления в сфере образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления системой образования в РФ 6
1.1 Сущность управления развитием системы образования как социальной системы 6
1.2 Зарубежный опыт управления развитием системой образования 15
Глава 2. Анализ системы управления сферой образования в Ростовской области 21
2.1 Общая характеристика сферы и оценка состояния системы управления в сфере образования Ростовской области 21
2.2 Технологии управления системы образования на современном этапе в Ростовской области 29
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию системы управления сферой образования в Ростовской области 35
3.1. Мероприятия по повышению эффективности управления системы образования в Ростовской области 35
3.2. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления в сфере образования в Ростовской области 38
Заключение 54
Библиографический список 60
Приложение 65
Введение:
Актуальность темы. Образование во все времена считалось важной сферой деятельности человека, в ней информация и знание есть предмет, средство и результат педагогического труда. Уже этим фактом оно приобретает статус высокого уровня и требует к себе максимального внимания. Таким образом, становится очень очевидно то, что образовательная система – это своеобразный фундамент в развитии общества и государства, а также их способ гармоничного развития.
Под образованием понимают целенаправленный процесс обучения и воспитания, направленный в интересах общества, личности и государства. Он сопровождается констатацией достижения обучающимися государственных образовательных уровней.
Высокую планку, которое ставит общество, требует от системы образования, от органов управления четкой осознанности высокой ответственности перед гражданами и государством за сегодняшнее и завтрашнее состояние образования, за реализацию курса на его модернизацию при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования.
Образовательная система призывает обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранить, распространить и развить национальную культуру; воспитать настоящих патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, которые уважают права и свободы личности и обладают высокой нравственность; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; непрерывность образования в течение всей жизни человека и другое.
Российская образовательная система способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокое и всестороннее совершенствование системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Объектом данной работы будет система образования Ростовской области
Предметом исследования считается современное состояние системы образования, проблемы системы образования Ростовской области.
Цель данной работы: анализ и совершенствование системы управления в сфере образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать понятие и сущность управления системой образования;
охарактеризовать органы власти, осуществляющие управление системой образования;
изучить нормативно- правовую базу, на основе которой должно осуществляться управление системой образования;
дать анализ системе образования в Ростовской области;
дать анализ деятельности органов власти, осуществляющих управление системой образования в Ростовской области;
выявить основные проблемы в системе образования.
Степень теоретической разработанности проблемы. Характер работы обусловил необходимость обращения к широкому кругу литературы и источников: вопросы разработки и реализации программ развития исследуются Т.П. Афанасьевой, В.И. Ерошиным, B.C. Лазаревым, М.М. Поташником, Т.И. Пуденко, С.А. Репиным и др.; организационные аспекты развития на примере крупного региона, города, округа исследуются в работах М.В. Артюхова, В.Н. Беспалова, Л.Л. Портянской, Н.П. Неворотовой, П.И. Третьякова и др.; экономические и правовые аспекты модернизации муниципальных образовательных комплексов разрабатываются Г.А. Балыхиным, А.Б. Вифлеемским, В.И. Ерошиным, Р.Ф. Шайхелисламовым и др.; значительное внимание эффективности управления уделяется в работах М.В. Артюхова, С.А. Гильманова, В.И. Загвязинского, Н.Д. Малахова, В.Л. Назарова, Т.И. Пуденко, П.И. Третьякова, Г.Н. Серикова, Р.Х. Шакурова и др.; на решение проблем государственно-общественного управления направлены исследования А.И. Адамского, В.И. Бочкарева, М.Н. Гулько, А.И. Кузнецова, В.А. Никитина, А.А. Пинского и др.; деятельности муниципальной методической службы по поддержке функционирования и развития образовательных учреждений посвящены исследования Т.П. Афанасьевой, Д.А. Иванова, Н.В. Немовой и др. Однако в настоящий момент в теории управления образовательными системами все условия развития недостаточно определены и обоснованы, что не позволяет в полной мере обеспечить процесс их создания.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В последующие годы в рамках реализации приоритетного проекта запланировано создание Регионального модельного центра дополнительного образования детей (2019 год), формирование региональных компонентов федерального навигатора по дополнительным общеобразовательным программам (2019 год), реализация региональных проектов по модернизации дополнительного образования детей (2020 год).
В процессе проведения мониторинга комитетом были проанализированы сведения об имеющихся нарушениях прав граждан, полученные из прокуратуры Ростовской области. В ходе указанной работы были выявлены основные нарушения, которые выразились в основном в следующем:
— в учреждениях дополнительного образования допускаются нарушения санитарного законодательства;
— не в полном объеме соблюдаются требования к медицинскому освидетельствованию сотрудников;
— организации дополнительного образования не в полном объеме оснащены необходимом оборудованием, спортивным инвентарем и спортивной экипировкой;
— антитеррористическая защищенность объектов дополнительного образования не всегда отвечает установленным требованиям;
— не соблюдаются права детей-инвалидов;
— выявлены случаи несоответствия сотрудников предъявляемым квалификационным требованиям;
выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции.
В процессе проведения мониторинга комитетом также был проведен системный анализ нарушений, выявленных Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области.
В 2016 году были осуществлены плановые проверки в отношении 100 выше указанных образовательных организаций; из них 87 проверялись в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, 13 – в рамках лицензионного контроля. В 2017 году в отношении образовательных организаций дополнительного образования запланированы и проведены 104 проверки в рамках федерального государственного надзора в сфере образования и 7 проверок в рамках лицензионного контроля.
В ходе проверок были выявлены следующие основные нарушения:
— нарушение установленных правил оказания платных образовательных услуг;
— несоблюдение требований к размещению информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— несоответствие локальных нормативных актов законодательству Российской Федерации и Уставу образовательной организации;
— привлечение к педагогической деятельности работников, чей уровень квалификации не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством.
К числу наиболее серьезных среди выявленных нарушений следует отнести нарушение правил оказания платных образовательных услуг. Данная проблема требует более тщательного изучения и возможно более детального законодательного урегулирования. Суть проблемы сводиться к следующему.
Фактически на территории Ростовской области складывается
неоднородная практика реализации положений действующего законодательства в сфере оказания платных услуг. В ряде муниципальных образований (города Ростов-на-Дону, Батайск, Новошахтинск и др.) муниципальные учреждения дополнительного образования, реализующие
дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы в области культуры оказывают платные образовательные услуги в рамках муниципального задания, нарушая тем самым требования статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с действующим законодательством учреждения дополнительного образования имеют право оказывать услуги платного характера, однако в рамках муниципального задания эта деятельность осуществляться не может. Сложность заключается в выработке четких критериев разграничения при наборе контингента детей в процессе реализации этих двух направлений.
Необходимо более детально изучить деятельность учреждений дополнительного образования детей с целью выработки механизма, позволяющего четко разграничивать деятельность образовательного учреждения в рамках выполнения муниципального задания и деятельность, направленную на обучение по дополнительным образовательным программам, в соответствии с условиями договоров, заключаемых с заказчиками (родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся). Указанную работу целесообразно провести в 2018 году совместно с Контрольно-счетной палатой Ростовской области.
В ходе проведения мониторинга комитетом были также проанализированы сведения за последние три года об имеющихся нарушениях прав граждан, полученные от Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области. В ходе указанной работы были выявлены нарушения интересов детского населения в сфере спортивной деятельности. Так, в 2016 году Уполномоченным рассмотрено 21 обращение, касающееся спортивной деятельности несовершеннолетних, из них: 13 обращений касались организации работы спортивных секций (секции тхеквандо на стадионе «Динамо»), секции фигурного катания и хоккея в ледовом комплексе «Ледакс» (г. Аксай)), 5 обращений содержали жалобу на действие тренера, 2 – о расторжении договора с футбольным клубом, 1 – о защите прав спортсменов.
По указанным обращениям было проведено 12 проверок с привлечением специалистов министерства по физической культуре и спорту Ростовской области, министерства общего и профессионального образования Ростовской области, прокуратуры Ростовской области, ГУМВД России по Ростовской области, органов местного самоуправления.
Российская система образования, как уже многократно отмечалось ведущими международными экспертами, является одной из самых развитых и высококвалифицированных образовательных систем в мире. В следствии постоянно происходящих изменений в устоях общества, уже доказано, что российская система образования способна адаптироваться к быстрым преобразованиям, а также длительным эволюционным реформациям (при этом сохраняя все качества, которыми славится российская система образования).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты управления системой образования в РФ
1.1 Сущность управления развитием системы образования как социальной системы
Качественная система предоставления образовательных услуг в государстве является одной из предпосылок ее устойчивого развития. Образование, как справедливо определен в законодательных документах, это не только основа развития личности, ее успешной социализации, экономического благосостояния, но и залог развития общества, объединенного общими ценностями и культурой и государства. Не вызывает сомнений также тезис о том, что образование является фундаментом человеческого развития и прогресса, гарантом индивидуального развития, формирование интеллектуального, духовного, производственного ресурса общества. Поэтому координирование и стимулирование развития всех видов и уровней образования является приоритетным направлением деятельности современных государств и соответственно и их органов .
В соответствии с конституционными положениями, каждый имеет право на образование. Причем, полное общее среднее образование является обязательным. Часто в научных исследованиях юридического направления и государственного управления образование в целом и высшее образование в частности рассматривается как объект государственного или публичного управления .
Для определения терминологических понятий следует сначала исследовать, что понимается под понятием «образование», «система образования», «образовательная деятельность». Здесь также стоит отметить, что содержание понятия образования далеко не ограничивается нормативным ее трактовкой. В специальной литературе ученые различных отраслей исследования осуществляли по подобным вопросам, авторы которых, приходили в соответствии с различными выводами.
Наиболее широким научным поискам категория «образование» и ей подобные подвергалась со стороны ученых-представителей педагогической отрасли. В общем смысле образование — это процесс и результат усвоения личностью определенной системы знаний, практических компетентностей, навыков и связанных с ними уровня ее умственно-познавательной и творческой деятельности, нравственной культуры, которые в совокупности формируют социальный облик и индивидуальное своеобразие этой личности. Здесь же определяется, что образование имеет смысл целостной системы обучения, воспитания, развития, саморазвития личности, сохранения культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры, создание условий для полноценной реализации внутреннего потенциала индивида и его становления как интегрированного члена общества, выполняя функцию преемственности поколений.
В учебных материалах по педагогике образование определяется как процесс — система приобретения знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности. Также образование может объясняться как результат — уровень образованности, степень овладения глубиной, широтой и содержанию знаний, навыков и умений.
Подобное определение образования принято XX сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО образование — процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости.
Так, обобщая подходы, можно сделать вывод, что образование среди ученых педагогической отрасли понимается в таких основных значениях: процесс усвоения (овладения) знаниями, умениями и навыками; процесс воспитания как освоение человеком культурного опыта общества; совокупность знаний, умений и навыков как результат процесса обучения; система учебных заведений.
Следует констатировать, что в юридической науке существует расхождение и несовпадение в понимании самого содержания «образования» и использование этого понятия при анализе администрирования образованием. Поскольку, как было отмечено выше, в правовой доктрине преобладает трактовка образования как знания (педагогический аспект) или как совокупность элементов (нормативный аспект), то при таких подходах ни система образования, ни образование как таковое не может быть объектом управления. Соответственно нельзя считать верным мнение, что «как объект государственного управления образование согласно отечественному законодательству представлена системой, которую составляют: учебные заведения, научные, научно-методические и методические учреждения, научно — производственные предприятия, государственные и местные органы управления образованием и самоуправления». Ведь в таком случае объектом государственного управления выступают и государственные органы управления образованием. А они, очевидно, являются субъектами управленческой деятельности и не могут быть одновременно и ее объектом.
Все это дает основания прийти к выводу, что указание на образование и систему образования как объект государственного управления в юридической литературе является не до конца обдуманной. Соответственно, представляется более правильным использование термина «управление в сфере образования», который является общепринятым и используется не только в научной, но и учебной литературе. Его не следует заменять ни при осуществлении научных исследований, ни в законотворческой деятельности.
Поэтому верно отмечается, что управление высшим образованием реализуется на всех этапах: планирования, мотивирования, организации и содержит в себе регламентацию и упорядочение социально-экономических процессов в сфере высшего образования, а также направления их в определенных направлениях в соответствии с определенных целей и приоритетов, устранении противоречий, препятствий, отклонений путем применения соответствующих мер. То есть, согласно общих этапов управленческой деятельности управление в сфере образования предусматривает оценку существующей образовательной практики, постановку задач и планирование деятельности по их реализации, организацию согласованной деятельности по достижению поставленных задач и контроль за такой деятельностью .