Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Влияние сюжетной ролевой игры на формирование элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
2.1 Диагностика уровня сформированности элементов учебной
деятельности у детей дошкольного возраста
2.3 Анализ полученных результатов
Введение:
Актуальность исследования. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности
является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок отражает окружающие
его события; узнает, уточняет названия предметов, их признаков и качеств,
действий и процессов, происходящих с предметами и людьми. Учеными доказана
значительная роль игры в целостном развитии ребенка-дошкольника.
Игра — это основная и
самая важная форма деятельности ребенка. В игровой форме ребенка можно не
только многому научить, но и правильно воспитать, привить ему необходимые
навыки. Во время игры ребенок развивается физически, умственно, эмоционально,
проходит период социализации, развивает свои коммуникативные способности.
Развивающая игра по своей природе многообразна. Она вносит вклад в познание
ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в
формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и
самосознания.
Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность.
Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как
к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями. Несмотря на
то, что в науке есть многочисленные исследования, как в области игровой
деятельности, так и учебной, актуальность проблемы развития этих
взаимосвязанных между собой видов деятельности очевидна.
Современные ученые в области дошкольного образования обращают внимание
практиков на необходимость обогащения условий для развития игр современных
детей. Неразвитость сюжетов, неумение детьми выполнять правила,
несформированность навыков взаимодействия приводят к обеднению вектора развития
ребенка и неизбежно влекут за собой проблемы в развитии учебной деятельности.
Значительный вклад в
развитие проблемы формирования элементов учебной деятельности у старших
дoшкольников внесли: А.У. Варданян, Г.А. Варданян, Л.С. Выготский, Т.В. Габай ,
В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. А так же различные аспекты этой
проблемы рассмотрены в работах Н.Н. Подьякова, В.В. Репкина.
Отечественные психологи
Л.С.Выготский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин так же доказали, что для
возникновения и развития игры необходимо игровое пространство, в котором
существует игровое действие, сюжет и роль. Проблемы сюжетно-ролевой игры детей
изучали Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Р.И.Жуковская,
Д.В.Менджерицкая, С.Л.Новоселова, Н.Я.Михайленко и др.
Актуальность
исследования также определяется рядом противоречий:
—
социальным заказом общества на развитие предпосылок формирования учебной
деятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры и отсутствием
теоретического обоснования данного процесса;
—
необходимостью внедрения сюжетно-ролевых игр как предпосылок учебной
деятельности дошкольников и недостаточным методическим и технологическим
обеспечением этого процесса.
Данные
противоречия определили проблему
исследования: каково содержание сюжетно-ролевых игр, направленных на
формирование элементов учебной деятельности старших дошкольников?
Объект исследования
– процесс формирования элементов учебной деятельности дошкольников.
Предмет исследования – влияние сюжетной ролевой игры на формирование элементов
учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования
– разработать и апробировать содержание комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование элементов учебной
деятельности дошкольников.
Гипотеза исследования
– процесс формирования элементов учебной деятельности дошкольников будет
эффективный, если использованные комплекс сюжетно-ролевых игр будет носить
развивающий и познавательный характер.
Сформулированные
цель и гипотеза исследования определяют его задачи исследования.
1. Рассмотреть проблему
формирования элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе.
2.
Теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в формировании элементов
учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Провести исследования
влияния сюжетно-ролевой игры на развитие элементов учебной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста.
4. Разработать содержание
сюжетно-ролевых игр, направленных на
формирование элементов учебной деятельности дошкольников.
4.
Проверить эффективность сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование элементов
учебной деятельности дошкольников.
Теоретико-методологической
основой исследования являются:
теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн); теория о содержании и структуре учебной
деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
формирование элементов учебной деятельности ( Л.И.Божович, Е.И. Тихеева,
А.П. Усова; теория развивающей среды (С.Л.Новоселова, А.В.Петровский, Р.Б.Стеркина).
Методы исследования: теоретический
анализ, обобщение наблюдение, беседа, анализ, педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическая значимость
исследования заключается в том, что теоретически
изучено понятие «элементы формирования учебной деятельности»; теоретически обоснована роль сюжетно-ролевых
игр, направленных на формирование элементов учебной деятельности дошкольников.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что подобраны и систематизированы диагностические
методики элементов формирования учебной деятельности дошкольников; разработаны и апробированы сюжетно-ролевые игры
для формирования элементов учебной деятельности старших дошкольников; экспериментальным путем доказана
эффективность сюжетно-ролевых игр для формирования элементов учебной
деятельности дошкольников.
Структура:
работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что существует множество
определений понятия «учебная деятельность». Ученые выделяют различное
количество компонентов, включенных в структуру учебной деятельности, но все они
объединены тем, что основными структурными компонентами образовательной
деятельности являются: учебное задание, учебное действие, контрольное действие
и оценочное действие. Эти компоненты взаимосвязаны и неразрывны.
По
результатам теоретического анализа можно сделать вывод, что игра является
основным видом деятельности дошкольников. Игра — это вид деятельности,
направленный на реконструкцию и усвоение общественного опыта, в котором
самоуправление формируется и улучшается поведением ребенка. Во время игры
задействована вся личность ребенка, улучшены когнитивные и логические процессы,
удовлетворены потребности и интересы.
Сюжетно-ролевая
игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание
социального опыта, в котором развивается и совершенствуется самоуправление
поведением. Ролевая игра является рефлексивной деятельностью, ее основным
источником является окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и
сверстников. Центральным звеном в ролевой игре является воображаемая или
реальная ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя определенную
роль и играет ее в игровой среде.
Сюжетно-ролевая
игра оказывает существенное влияние на формирование элементов учебной деятельности
у детей дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в
объяснениях определенных действий людей. Постигая систему человеческих
отношений, он начинает постигать свое место в ней.
На
этапе исследования для диагностики уровня сформированности элементов к учебной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста, использовались следующие методики: методика «Домик» (Н.И.
Гуткиной); методика «Рисование бус» (И.И. Аргинской); методика «Графический
диктант» (Д.Б. Эльконина).
В
ходе диагностики было выявлено, что развитие элементов учебной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста не соответствуют возрастной норме, что
обуславливает их дальнейшее совершенствование. Диагностическое исследование по
всем методикам на констатирующем этапе работы детей показало, что 1 ребенок
(7%) имеет высокий уровень, 3 детей (20%) имеют выше среднего уровень развития,
6 детей (40%) – уровень развития средний, 2 детей (13%) – уровень развития ниже
среднего и 3 ребѐнка (20 %) — низкий уровень развития. Полученные результаты
констатировали важность разработки комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию элементов
учебной деятельности.
После
повторного проведения диагностических методик на контрольном этапе
исследования, выяснили, что у большинства дошкольников уровень сформированности
элементов к учебной деятельности стал значительно выше. У 4 детей (27%) имеют
высокий уровень развития, 4 детей (27%) – уровень развития выше среднего и 7
детей (46%) показали средний уровень развития. Детей с уровнем развития ниже
среднего и низким нет.
Таким образом, по итогам проведения повторной диагностики выявили, что у
большинства детей положительная динамика уровня сформированности элементов к
учебной деятельности. Можно сделать вывод о том, что использование комплекса
сюжетно-ролевых игр имеет огромное значение для развития и формирования элементов
к учебной деятельности
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Проблема формирования элементов учебной
деятельности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Развитие
у детей элементов учебной деятельности является условием успешного обучения в
школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте
(ФГОС ДО). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное образование направлено на формирование элементов учебной
деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
дошкольного образования [21].
Целевые
показатели дошкольного образования, указанные в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают формирование элементов
учебной деятельности у дошкольников с учетом требований по реализации программы
[21]. Таким образом, формирование элементов учебной деятельности отражается в
нормативных правовых документах. Чтобы организовать работу по формированию
элементов учебной деятельности у дошкольников, важно иметь представление о том,
что такое учебная деятельность.
Понятие
«учебная деятельность» довольно неоднозначно в психолого-педагогической
литературе. Д.Б. Эльконин дает следующее определение этому понятию: учебная
деятельность — это деятельность, которая по своему содержанию овладевает
обобщенными методами действия в области научных понятий. Такая деятельность
должна быть вызвана адекватными мотивами, они могут быть мотивами для
приобретения обобщенных методов действия или, проще говоря, мотивами для
личностного роста, личностного улучшения [26].
Т.
В. Габай утверждает, что учебная деятельность — это деятельность, специально
предназначенная для получения опыта одним из ее участников. Предоставляя
знания, она дает их как прямой или основной продукт [4].
И.А.
Зимняя считает, что учебная деятельность — это деятельность субъекта по
усвоению обобщенных методов воспитательных действий и саморазвития в процессе
решения образовательных задач, специально поставленных учителем, на основе
внешнего контроля и оценки, превращения в самоконтроль и самооценку [ 9].
В
психологии учебная деятельность считается особенной среди всех видов
деятельности, в результате чего человек приобретает опыт. Именно поэтому Т. В.
Габай выделяет особенности учебной деятельности, к которым относятся:
—
основной продукт образовательной деятельности не только объективно является
основным продуктом этой деятельности, в которой все подчинено ее получению, он
признается человеком как главная, составляющая его цель;
—
приобретенный человеком опыт не раскрывается им в процессе исследования, он
получен в готовом виде от других участников этой деятельности;
—
действия познающего человека ограничиваются реализацией только его основного
функционального компонента, тогда как весь объем подготовительных
функциональных компонентов этой деятельности передается обучающемуся человеку
[4].
И.А.
Зимней среди особенностей учебной деятельности отмечены следующие:
—
она специально направлена на овладение учебным материалом и решение
образовательных задач;
—
осваивает общие приемы действия и научные концепции;
—
общие методы действий предшествуют решению проблем;
—
приводит к изменению самого предмета;
—
в процессе учебной деятельности происходят изменения психических свойств и
поведения учащихся в зависимости от результатов их собственных действий [9].
Оригинальная
концепция образовательной деятельности была предложена В.В. Давыдовым. Он
считает, что в процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только
знания и навыки, но и саму способность к обучению, возникшую на определенном этапе
развития общества [8].
Рассматривая
элементы учебной деятельности, отечественные психологи опираются на положение о
содержании и структуре учебной деятельности, предложенное В.В. Давыдовым и Д.
Б. Элькониным. С точки зрения этих ученых, учебная деятельность — это такая
деятельность, при которой дети осваивают систему научных и теоретических
концепций и общие способы решения конкретных практических задач на их основе.
Усвоение и воспроизведение детьми этих методов является основной
образовательной целью.