Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.1 Теоретические основы изучения у детей сенсорных функций дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.2 Особенности развития сенсорных функций у дошкольников 11
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 18
1.4 Особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 23
Глава 2. Исследование зрительного, слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 28
2.1 Сведения об организации и контингенте испытуемых 28
2.2 Методики, направленные на изучение зрительного, слухового восприятия у детей дошкольного возраста 28
2.3 Анализ изучения зрительного, слухового восприятия у испытуемых 34
Глава 3. Рекомендации к коррекционно-педагогической работе по формированию зрительного и слухового восприятия с нарушениями опорно-двигательного аппарата 42
3.1. Рекомендации к разработке специальной индивидуальной программы развития для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 42
3.2. Специальные условия необходимые для проведения коррекционных занятий в дошкольной организации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 45
Заключение 56
Список литературы 60

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Говоря о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), мы имеем ввиду особую категорию детей, поведение которых является для нас не привычным и порой странным. Адекватное понимание причин и механизмов поведения нарушений опорно-двигательного аппарата ребенка позволит оказать помощь в обучении и социальной адаптации, данной категории детей.
Сформированность компонентов зрительного и слухового восприятия выступает залогом успешной адаптации, развития, социализации, полноценного восприятия окружающей обстановки ребенка с данным диагнозом. Через зрительное и слуховое восприятие формируется целостная картина мира. Развитие зрительного и слухового восприятия полностью зависит от того, насколько слаженно и правильно функционируют их различные компоненты.
Зрительные и слуховые функции, будучи тесно связанными друг с другом, образуют единое целое, иными словами акт зрения. Восприятие в дошкольном возрасте является ключевым моментов в становлении и развитии сенсорных эталонов.
В основе зрительного и слухового восприятия развивается чувственный интеллект и формируется социальный опыт человека, зависит успешность обучения. В дошкольном возрасте зрительное и слуховое восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
В литературе на данное время имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения зрительного и слухового восприятия. Этим вопросом занимались такие авторы, как: И.М. Сеченов, А. Р. Лурия, О.М. Дьяченко, Е.В. Филлипова, З.М. Истомина, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Т. В. Кудрявцева, Н.С. Лейтис, Э.П. Торренс, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубенштейн, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин.
Исследованиям развития зрительного и слухового восприятия детей дошкольного возраста посвятили свои работы Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина, А.П. Григорьева и ряд других авторов.
Значение сформированности зрительного и слухового восприятия, как отмечают данные авторы, становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе.
Сегодня очевидно, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата недостаточно сформировано зрительное и слуховое восприятие. Низкий уровень развития этого психического процесса у дошкольников не позволяет эффективно реализовать потребность в общении, во взаимодействии с окружающим миром.
Взгляд «сквозь» объект; отсутствие слежения взглядом за предметом; «псевдослепота»; фрагментарность окружающего, сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте – все это является характерными особенностями дошкольника с нарушениями опорно-двигательного аппарата при нарушении восприятия.
По мнению Богдашиной О. (1999) и других исследователей, необъяснимые, непонятные нам причины нарушения произвольной организации, отсутствия самосохранения, нарушения эмоциональной сферы и фрагментарность восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как раз и могут стать доступными и понятными, исследовав и изучив особенности зрительного восприятия, играющего важную роль в жизни данной категории детей.
Цель исследования: выявить особенности зрительного и слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и составить методические рекомендации, направленные на коррекцию и развитие зрительного и слухового восприятия детей данной категории.
Объект исследования: зрительное и слуховое восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности зрительного и слуховое восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования. Если в процессе развития зрительного и слухового восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата использовать индивидуальную образовательную программу, то это обеспечит равные возможности для полноценного развития этих детей.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и медико-биологическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности зрительного и слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать рекомендации, направленные на коррекцию и развитие зрительного и слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ медицинской, психологической и педагогической литературы, обобщение, сравнение;
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ анамнестических данных, проведение экспериментальной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив психолого-педагогическую литературу нам удалось рассмотреть представление об нарушениях опорно-двигательного аппарата, проблему изучения зрительного восприятия у старших дошкольников с ОДА, подходы к изучению проблемы сформированности зрительного и слухового восприятия у данной категории детей.
Проблема изучения особенностей зрительного и слухового восприятия у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата является актуальной, значимой и мало изученной. В связи с предположением о том, что зрительное и слухового восприятия данной категории детей значительно отличается от нормы (замедление процесса переработки поступающей информации, низкая скорость осуществления перцептивных операций и недостаточная сформированность образов-представлений, их нечеткость и неполнота), важно определить механизмы и особенности этого процесса для оказания помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В дошкольном возрасте зрительное и слуховое восприятие является ведущим в развитии сенсорных эталонов. Через зрительное и слуховое восприятие развивается чувственный интеллект, формируется социальный опыт человека, развивается коммуникативные навыки. Важно сказать, что зрительное и слуховое восприятие является целостным отражением предметов и явлений, основополагающим звеном в получении информации и ее переработке.
Нужно отметить, что становление зрительной и слуховые функции не только генетически обусловлено, оно зависит и от опыта взаимодействия со средой, формируется через общение. Зрение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата по природе своей может быть сохранно, но нарушение зрительной функции имеет место быть в связи с нарушением факторов коммуникации и взаимодействия с окружающим миром.
С целью изучения особенностей зрительного и слухового восприятия старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нами был проведен исследования на базе _______.
Изучив особенности зрительного восприятия старших дошкольников с ОДА, мы выяснили, что для них характерен неоднозначный уровень сформированности данного процесса психики. Это обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе и проявляется в снижении скорости восприятия, замедлении процесса переработки сенсорной информации, поступающей из внешнего мира, а также в значительном отставании пространственного восприятия. Нами так же был проведен анализ специальных литературных источников по вопросам коррекции зрительного восприятия у данной категории детей. Исследования рада авторов показывают, что одним из наиболее эффективных средств коррекционной помощи для детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Для того, чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, необходимо в ходе мероприятий по коррекции зрительного восприятия не только научить ребенка правильно воспринимать окружающий мир, но и закрепить полученные образы и сформировать на их основе представления. С этой целью можно использовать игры и упражнения, которые подразумевают правильное соотнесение слова-названия с предметом, которое оно обозначает, что будет способствовать не только закреплению в сознании ребенка образа предмета, но и даст возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка. Общий анализ результатов исследования уровня сформированности слухового восприятия у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в данном случае показывает, что около половины всех детей имеют низкий уровень развития слухового восприятия. В частности, дети не всегда могли определить звучание предмета, не справлялись с заданием и не смогли повторить за педагогом определенный ритм.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.1 Теоретические основы изучения у детей сенсорных функций дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Актуальной проблемой в настоящее время становится профилактика, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Социальная адаптация и интеграция является важной задачей системы воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями и включает их в общественно-полезную деятельность. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5–7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата носят как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией ОДА отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
К категории детей с нарушениями функций ОДА относятся:
Дети с заболеваниями нервной системы, а именно:
1.С детским церебральным параличом;
2.С последствиями полиомиелита;
3.С прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);
Дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата:
1.врожденный вывих бедра;
2.кривошея;
3.косолапость и другие деформации стоп;
4.аномалии развития позвоночника (сколиоз);
5.недоразвитие и дефекты конечностей;
6.аномалии развития пальцев кисти;
7.артрогрипоз (врожденное уродство)
Дети с приобретенными недоразвитиями или деформациями ОДА:
1.травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
2.полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
3.системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит) [4; 5].
При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, а именно задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций, которые имеют различную степень выраженности:
1.При тяжелой степени такие навыки как ходьба и самообслуживание не формируются;
2.При средней степени двигательных нарушений навык ходьбы поддается овладению, но с большой трудностью, используются дополнительны приспособления в виде костылей, канадских палочек и так далее. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции (наиболее многочисленная группа);
3.При легкой степени двигательных нарушений навык ходьбы достаточно развит, как в знакомом помещении, так и на улице; навыки самообслуживания сформированы, манипулятивная деятельность достаточно развита, но могут наблюдаться нарушения походки, патологические позы, насильственные движения и другое [11; 13; 16].
Изучать клинические и психические особенности людей с двигательными нарушениями, а также изучение возможности их адаптации в общество, начали еще в середине 19-го века. В. Литтл первым описал не только клиническую характеристику двигательных нарушений у детей с внутриутробными и родовыми параличами, но и дал характеристику их речевых нарушений, особенности их личностного развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы