Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Влияние социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение «психического выгорания».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение «психического выгорания» 7
1.1 Содержание понятия «психическое выгорание» в научной литературе 7
1.2 Социально-психологические и деятельностные факторы возникновения психического выгорания 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение «психического выгорания» 21
2.1 Организация и ход эмпирического исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 25
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение…………………………………………………………………………39
Введение:
Актуальность темы исследования. В быстро меняющихся условиях современного мира, с его стремительностью развития научно-технического прогресса, непростой экологической ситуацией, жесткой конкуренцией, чередой экономических кризисов, военных конфликтов и волной терроризма стрессы сопровождают буквально все аспекты человеческой жизни. Неудивительно, что в последние десятилетия интерес к проблеме стресса, его влияния, последствиям, а также средствам предотвращения и реабилитации стимулирует изучение феноменов, связанных как непосредственно со стрессом, так и с явлениями, ставшими прямым или косвенным результатом стрессогенного воздействия. Особое значение приобретает изучение влияния факторов стресса на профессиональную деятельность человека.
Сегодня любая профессия, приобретая содержание прагматической функции, все больше ориентируется на мировые стандарты. Одни профессии, теряя свою актуальность, отмирают, другие трансформируются. Отвечая возникающим потребностям, появляются новые профессии, – одни становятся массовыми, другие обретают статус уникальных, и становятся узкоориентированными лишь в небольшой области деятельности.
С учетом современных реалий в последнее время в нашей стране изменился подход к профессиональной деятельности человека – с появлением новых профессий, изменением условий труда возникла необходимость в новых профессиональных стандартах, изменились и требования, предъявляемые к профессионализму, содержанию и условиям труда. С повышением требований к профессионализму работника увеличилась и его значимость – как профессиональная, так и личная, изменилась и степень ответственности. Динамика трудового процесса, новые технические средства, скорость и способы обработки информации, стандартизация требований к условиям труда и профессиональной подготовке работников создают стрессогенную обстановку на рабочем месте, нередко чреватую неблагоприятными последствиями.
В современной литературе стресс и его последствия часто называются основными источниками профессионального неблагополучия и профессиональных деформаций, психосоматических заболеваний, изменения поведенческих и личностных ориентаций. Поэтому достаточно остро встает вопрос о ранней диагностике проявлений стресса в профессиональной среде, изучении источников стресса на рабочем месте и разработке мероприятий по предотвращению и реабилитации его последствий. Одной из наиболее важных проблем, решаемых сегодня психологией труда, является минимизация физиологической и психологической цены профессиональной деятельности, обеспечение надежности, предотвращение срывов и разработка мер по преодолению неблагоприятных факторов трудового процесса.
Среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на эффективность работника, в последнее время все чаще называют синдром психического «выгорания». Несмотря на огромное количество исследований, посвященных данному феномену, тщательно описанные симптомы и этапы его развития, большинство исследований посвящены изучению данного явления у работников «помогающих» профессий, социальных, или связанных со сферой обслуживания, – иными словами, профессий «субъект-субъектного» типа.
Однако в последнее время обращает на себя внимание подверженность синдрому «выгорания» работников самых различных профессиональных сфер, «не социальных», с ежедневным «стрессом общения», казалось бы, не связанных – инженерно-технического персонала, банковских служащих, представителей сфер экономики, рекламы и телесервиса, и т.д. До недавнего времени «психическое выгорание» не считалось явлением, характерным для данной категории работников, поскольку попадало в поле зрения скорее работодателей, чем психологов или медицинских работников. И только когда «сгорание» на работе стало характерным явлением в большинстве офисов, они привлекло и внимание исследователей.
Степень изученность проблемы исследования. В настоящее время в работах отечественных и зарубежных психологов (В.В. Бойко, 2009; Н.Е. Водопьянова, 2011; В.Е. Орел, 2011; К. Маслач, 2010 и др.) феномен психического «выгорания» рассматривается преимущественно в аспекте профессиональной деятельности человека. Исследуется особенности личности работающего человека и их роль в обеспечении устойчивости к психотравмирующим факторам, мешающим выполнению их профессиональной деятельности.
Объект исследования: психическое выгорание как феномен.
Предмет исследования: влияние социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение психического выгорания.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить влияние социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение психического выгорания.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «психическое выгорание» в научной литературе.
2. Уточнить социально-психологические и деятельностные факторы возникновения психического выгорания.
3. Выполнить эмпирическое исследование влияния социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение психического выгорания.
4. Провести анализ результатов эмпирического исследования.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка эмпирических данных с помощью расчета U-критерия Манна-Уитни, произведенного в пакете статистических программ «Статистика 17.0».
Методики исследования:
— методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н.Е. Водопьяновой);
— шкала Цунга для самооценки депрессии;
— Гиссенский опросник психосоматических жалоб;
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме влияния социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение «психического выгорания».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания, при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных исследований подобной тематики. Материалы исследования также могут быть использованы на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки организационных психологов.
Заключение:
По итогам выполнения аттестационной работы удалось достичь поставленной цели работы, что позволило теоретически обосновать и эмпирически выявить влияние социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение психического выгорания.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено содержание понятия «психическое выгорание» в научной литературе;
— были уточнены социально-психологические и деятельностные факторы возникновения психического выгорания;
— было выполнено эмпирическое исследование влияния социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение психического выгорания;
— был проведен анализ результатов эмпирического исследования.
По итогам проведения эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1. Качественный анализ позволил установить, что учителя коррекционной и общеобразовательной школы различаются по уровню эмоционального выгорания и деперсонализации, но эта тенденция не достигает уровня статистической значимости.
2. Установлено, что как у учителей коррекционной, так у учителей общеобразовательной школы не зафиксировано наличия депрессивных расстройств.
3. Учителя коррекционной и общеобразовательной школы различаются по выраженности отдельных жалоб (желудочных, сердечных, о ревматизме) и общему давлению жалоб, но эта тенденция не достигает уровня статистической значимости.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологических и деятельностных факторов на возникновение «психического выгорания»
1.1 Содержание понятия «психическое выгорание» в научной литературе
«Психическое выгорание» как психологическое понятие возникло относительно недавно. Работы по данной проблематике появились почти одновременно в США и в России (Советском Союзе): в 1968 году феномен был описан Б.Г. Ананьевым [1] как «профессиональное сгорание» – негативное явление, возникающее у представителей «помогающих» профессий, а также связанных с непосредственным общением с людьми. В 1969 году Г. Бредли [11] исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены сотрудники американских пенитенциарных учреждений. Однако автором понятия «burnout» или «психическое выгорание» считается американский психиатр Герберт Фройденбергер (Н. Freudenberger) [9], описавший в 1974 году данный феномен как психологическое состояние людей, оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся в постоянном тесном общении с клиентами, зачастую в напряженной атмосфере.
В 1976 году социальный психолог К. Маслач (C. Maslach) [21] сделала следующий шаг в описании данного феномена, определив его уже как синдром, включающий в себя не только психическое, но и физическое истощение, а также ряд деструктивных профессиональных и личностных изменений: негативное отношение к работе, утрату эмпатии и возрастающее отрицательное отношение к пациентам или клиентам, к коллегам.
Устойчивость к воздействию различных стрессоров в профессиональной деятельности занимала психологов разных направлений уже достаточно давно: в работах Г. Селье [30], Р. Лазаруса [16], М. Фридмана [26] показано деструктивное влияние длительного стрессогенного воздействия на психологическую устойчивость, общее самочувствие человека, а также его удовлетворенность результатами собственной деятельности, как стресс-реакция на межличностные отношения в социальных профессиях. В литературе даже появился термин «бессильный помощник», описывающий реакцию работников на продолжительный «стресс общения».
Несмотря на существующий интерес к проблеме, наибольшее внимание к данному феномену приходится на 70-е годы двадцатого века. Среди причин называют усилившуюся в американском обществе тенденцию к индивидуализации, стремление к личной самореализации, а также реорганизацию социальных служб, предпринятую в США на правительственной основе. В довоенный период роль социально-психологической поддержки осуществлялась главным образом неформально – родственниками, соседями, друзьями, религиозными общинами. Результатом вмешательства американского правительства в структуру социальных служб стало усиление их бюрократически-правовой основы. Повышение уровня ожиданий как со стороны общества по отношению к работникам социальных служб, так и работников служб в отношении профессиональной самореализации не выдержали столкновения с реальностью [2].
Огромное количество исследований и публикаций, появившихся в это время, отличалось чрезвычайной разнородностью: для одних был характерен клинический подход к проблеме, предложенный Г. Фройденбергером [9], другие были весьма субъективны. Эмпирический материал содержало всего 10% публикаций. В смысл понятия «выгорание» каждый автор вкалывал свои критерии, границы его расширялись до любых пределов, в результате под данным понятием стало возможным понимать практически любой феномен, что создало опасность потери его смысла в целом. Отсутствие единой концептуальной модели потребовало изменение подхода к изучению феномена «выгорания», необходимость систематизации его экспериментального изучения. Наконец новый этап исследований дополнил научными методами разнородные теоретические модели. Были разработаны стандартизированные методики, позволяющие не только диагностировать «выгорание», но и получить данные о его структуре и причинах возникновения. Исследовательский подход, в отличие от клинического, позволил расширить понимание данного феномена и его механизмов. В результате представление о «выгорании» как атрибуте профессий типа «человек-человек» дополнилось за счет представителей других профессиональных сфер.
На рубеже веков представления о феномене «выгорания» вышли за рамки психологии. Включившись в исследования, представители социологии, педагогики, медицины превратили данную проблему уже в междисциплинарную проблему. Но, несмотря на огромное количество эмпирических исследований, единой позиции по основным вопросам так и не было выработано [37].
Под «выгоранием» нередко понимается функциональный поведенческий стереотип, позволяющий экономить внутренние ресурсы организма. В.В. Бойко [3] психическое выгорание выделил в качестве выработанного человеком механизма психологической защиты, понижающего интенсивность психических проявлений в ответ на длительные стрессогенные воздействия. Следовательно, данный феномен, являясь для субъекта механизмом совладания с психотравмирующей ситуацией, сам по себе конструктивен, однако как явление, поражающее людей в профессиональной среде типа «человек-человек» имеет крайне негативные последствия и для профессиональной деятельности, и для межличностных отношений, отрицательно сказывается буквально на всех сферах жизни человека.
«Выгорание» изначально определялось как психическое ощущение – собственной никчемности, профессиональной несостоятельности, усугубленное состоянием хронической усталости, близкой к изнеможению. Позже, благодаря всестороннему изучению данного феномена и полученным в ходе исследований данным, симптоматика синдрома значительно расширилась, и не в последнюю очередь за счет психосоматических проявлений, что в итоге заставило исследователей отнести синдром выгорания к категории предболезненных состояний. В настоящее время «синдром выгорания» входит в Международную классификацию болезней под рубрикой Z73, как «стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» [6].
Между тем, ни в зарубежной, ни в отечественной литературе, так и не было выработано единой точки зрения ни на определение синдрома выгорания, ни на причины его возникновения и патогенетического механизма развития. Не были разработаны и научно обоснованные программы терапии и реабилитации работников, в силу профессиональной специфики подверженных синдрому выгорания. Даже сам феномен, описывающий истощение физических, психических, личностных ресурсов человека вследствие хронического стресса, у ряда исследователей определялся несколько различно: «синдром хронической усталости» «выгорание души», «психическое выгорание», «психическое перегорание», «синдром профессиональной деформации», «психическое выгорание», «профессиональное выгорание» и другие. Несмотря на то, что под всеми этими понятиями подразумеваются относительно близкие психологические явления, данный феномен можно понимать достаточно широко, и, соответственно, отнести к нему ряд различных психических состояний, ведь в настоящее время к синдрому психического выгорания относят уже более 100 симптомов. Огромное количество вышедших публикаций по данной проблематике носит большей частью описательный характер. Сравнительный анализ различных исследований также вызывает затруднения, поскольку применяемый отечественными и зарубежными авторами инструментарий существенно разнится, а результаты исследований в значительной степени зависят от особенностей социокультурной среды респондентов [29].
Нет и единого определения данного феномена. Например, Б. Перлманом и Е.А. Хартманом [40] понятие выгорания было описано как ответ на хронический психический стресс, выражающийся в психическом и (или) физическом истощении, пониженной продуктивности в работе, а также дегуманизации в межличностных отношениях, деперсонализацию. Как своего рода структурное образование выгорание исследует Н.В. Мальцева [20, c. 86-90], считая индивидуальные свойства определяющими в процессе его формирования.
А.Н. Кошелев [15] отмечает, что суть выгорания, как специфической психофизиологической дисфункции, сводится к полной или частичной невозможности выполнения работником профессиональной деятельности.
А.А. Рукавишников [27] дает свое определение синдрому выгорания, как негативного психологического явления (состояния), возникающего в профессиональной деятельности и проявляемое через психическое истощение, развитие дисфункциональных (отрицательных установок к субъекту деятельности) и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии.
Западными психологами на конференции в Сан-Франциско в 1993 году была предпринята попытка сформулировать единую позицию к пониманию феномена, что удалось им относительно, однако сближение позиций, несмотря на существующие разногласия, уже само по себе стало знаменательным событием. Единство взглядов выразилось в признании трехкомпонентной структуры синдрома «выгорания», состоящей из психического истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Сходные позиции удалось выработать и во взгляде на относительную необратимость данного феномена. Кроме того, было признано, что, являясь присущим главным образом представителям «помогающих» профессий, «выгорание» представляет собой феномен общепрофессиональный [31].