Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Профессиональная культура и этика педагога-психолога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1
Теоретические основы функционирования профессиональной культуры и этики
педагога-психолога. 5

1.1
Характеристика понятий «профессиональная культура», «психологическая этика»  5

1.2
Специфика морально-этического мышления педагога-психолога. 11

Глава 2
Реализация профессиональной культуры и этики психолога в непосредственной
деятельности педагога-психолога. 17

2.1
Этические принципы деятельности педагога-психолога. 17

2.2
Реализация принципов профессиональной культуры и этики во внешнем виде и речи
педагога-психолога. 22

Заключение. 29

Библиографический
список. 30

 



 

  

Введение:

 

 

В
современной системе образовательных учреждений происходит активное развитие
психологической службы образования, представителями которой являются
педагоги-психологи. Педагог-психолог реализует следующие направления
деятельности в рамках деятельности психологической службы: психологическое
просвещение, психологическое консультирование, психологическую профилактику,
психологическую работу, психокоррекционную деятельность при необходимости.
Часто педагог-психолог имеет дело с достаточно деликатными и травмирующими
процессами и событиями для субъекта, связанными с особенностями формирования
личности, например, проблемами формирования самооценки и самопринятия,
сложностями в выстраивании взаимоотношений со сверстниками (например, феномен
буллинга) или с родителями и педагогами, сложными и глубокими эмоциональными
переживаниями субъектов образовательной деятельности.

В
этой связи педагог-психолог должен с особой осторожностью и тщательностью
соблюдать принципы профессиональной этики и культуры. Этический кодекс и
профессиональная культура педагог-психолога определяют правила его поведения и
действия при выполнении своих профессиональных обязанностей: необходимость
соблюдать конфиденциальность в работе с субъектами образовательной
деятельности, высокий уровень профессионально подготовленности и др. Также
следует отметить, что профессиональная культура педагога-психолога в
определенной степени определяет также составляющие имиджа и внешнего вида
специалиста, включает в себя такое понятие как «речевая культура», что является
необходимым компонентом общей культуры общения.

Некоторые
этические принципы педагога-психолога в образовательном процессе реализуются
специфическим образом, например, информацию об трудностях ребенка в учебной
деятельности, определенных поведенческих проблемах специалист представляет не
только самому ребенку, но и его законным представителям – родителям. В
деятельности психологов иных сфер деятельности, как правило, такое недопустимо.
Соответственно, специфика деятельности педагога-психолога в образовании
определяет актуальность исследования профессиональной культуры и этики в
психологической службе образования.

Цель
исследования: анализ принципов профессиональной культуры и этики
педагога-психолога в образовании.

Объект
исследования: деятельность педагог-психолога.

Предмет
исследования: специфика профессиональной культуры и этики педагога-психолога.

Задачи:

1)              
 Рассмотреть понятия «профессиональная
культура», «профессиональная этика»;

2)              
Проанализировать специфику этического
мышления педагога-психолога;

3)              
Охарактеризовать основные этические
принципы в деятельности педагога-психолога;

4)              
Рассмотреть специфику реализации
профессиональной культуры во внешности и речи педагога-психолога.

Методы
исследования: анализ научной и методической литературы, систематизация и
обобщение полученной информации.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1 Теоретические
основы функционирования профессиональной культуры и этики педагога-психолога

1.1 Характеристика
понятий «профессиональная культура», «психологическая этика»

 

 

В
настоящее время усиливается важность деятельности психолога в образовании, что
объясняется необходимостью решения актуальных задач психолого-педагогического
сопровождения развития личности и социализации обучающихся в современной
социально-политической ситуации. Усиливается потребность в последующем
расширении психологических служб образовательных учреждений для решения
насущных проблем, основанных на укреплении психологического здоровья детей.
Согласно этим утверждениями критерии профессионализма и профессиональной
компетентности психолога, обретают большую строгость для того, чтобы иметь
возможность продуктивно реализовывать профессиональные обязанности в
соответствии с профессиональным стандартом[1].

Параллельно
главным направлением деятельности педагога-психолога обозначается психолого-
педагогическое сопровождение психического развития и социализации обучающихся в
разные возрастные периоды, создание среды для формирования и укрепления
психологического здоровья подрастающего поколения. Именно школьная
психологическая служба является основой создания психологически безопасной и
благоприятной образовательной среды, базирующейся на нуждах и увлечениях
различных групп обучающихся, развивает психологическую культуру всех субъектов
образовательного процесса.

Обыкновенно
в работе педагога-психолога рассматриваются конкретные основные направления
такие, как психологическая (психолого-педагогическая) диагностика,
психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие,
психологическое просвещение, психологическая профилактика. При этом
психологическая профилактика как комплекс мероприятий, ориентированных на
предупреждение и работу над нарушениями психического развития, формирования
личности, социализации, сохранение и укрепление психологического здоровья,
выступает как центральная сфера трудовой деятельности психолога.
Психологическая диагностика, консультирование, просвещение являются
технологиями достижения данного результата [2].

Психолог
как субъект образования представляет собой носителя общей профессиональной
культуры специалиста образования, которая может быть интерпретирована как
профессиональная компетентность, которая дает возможность в профессиональной
деятельности устанавливать собственную профессиональную позицию, инициировать
субъект-субъектные отношения, удовлетворять потребность в обновлении содержания
профессиональной деятельности, детерминировать психологическую устойчивость в
сложных отношениях между субъектами образовательной среды, индивидуализировать
способы взаимодействия с другими участниками образовательного процесса[3]. Профессиональная культура
психолога образования соотносится с системой взаимодействий участников
образовательного процесса (Р. А. Анисимова, Н. Н. Буланова, И. В. Гребенников,
И. В. Дубровина, Н. И. Исаева, Р. В. Овчарова, Л.Б. Шнейдер и др.), с
профессиональной деятельностью психолога в образовательном учреждении (М. Р.
Битянова, И. В. Дубровина, Н. И. Лифинцева, Р. В. Овчарова и др.). Специфика
профессиональной культуры психолога сопряжена с принятием ценностей профессии,
с формированием специфического взгляда на окружающую реальность, специфического
восприятия процесса взаимодействия с окружающими, целью которых выступает
психологическое здоровье детей.

Профессиональная
культура личности психолога детерминирует ценностно-смысловые отношения к
образовательным задачам, индивидуально-личностные свойства, которые выражаются
во взаимодействиях психолога с субъектами образовательного процесса,
характеризуют его личный и индивидуальный опыт решения профессиональных и
жизненных задач, личностную зрелость.

Цель
и содержание профессиональной деятельности психолога образования задают
субъектно-деятельностные и личностные качества его профессиональной культуры. С
одной стороны, это качественная характеристика профессиональной деятельности
психолога образования, для которой типична стабильная совокупность
профессиональных знаний, умений и отношений, с другой стороны, это качество
психолога как субъекта этой деятельности, неповторимой и уникальной личности,
выражающейся в индивидуальных и личностных характеристиках носителя культуры,
способного решать социальные и педагогические задачи психолого-педагогическими
средствами.
Оказываясь в статусе коллективного или группового
субъекта взаимодействия, психолог налаживает взаимодействие с точки зрения
личностного аспекта и может быть воспринят как единичный субъект взаимодействия
с остальными участниками образовательного процесса, который выражается в
психогностическом, психопраксическом, мотивационно-потребностном,
психосоциальном аспектах[4].

Психогностический аспект взаимодействия имеет в своем составе профессиональные
знания, расширение практики взаимодействия, способность трансформировать информацию
сначала в план теоретических, а затем эмпирических представлений.

Психопраксический аспект относится к формированию общепрофессиональных и
специальных для работы умений, базой для которых является целеполагание,
прогнозирование, проектирование, использование достижений науки и передового
опыта в практику профессиональной деятельности.

Мотивационно-ценностный аспект относится к системе мотивов в деятельности,
ценностным установкам педагога-психолога, его моральным нормам, культурным
ценностям, нравственно ориентированным образам стратегий достижения результатов
взаимодействия.

Психосоциальный аспект проявляется в выражении непосредственно параметров
личности психолога в процессах самоактуализации и самореализации во
взаимодействии с другими участниками образовательного процесса.

Локус потребности взаимодействия психолога образования с субъектами
образовательной деятельности сформирован ключевыми моментами взаимопонимания психолого-педагогических
проблем образования обучающихся и воспитанников. В таких моментах
осуществляется сравнение запросов, определяются потребности. Локус потребности
психолога, обучающихся, родителей и педагогов во взаимодействии детерминирует в
целостности цель, предмет, психолого-педагогические решения, которые затем
осуществляются в различных тактиках взаимодействия[5].

Профессионально-психологическая культура как система обладает
определенную программу функционирования, интерпретируемую как
последовательность действий, которые приводят к преобразованию системы из
одного состояния в другое. Данная программа действия выглядит как некоторая
очередность трансформация, которая содержится непосредственно в структуре
системы и осуществляется при конкретном внешнем воздействии»[6].

Профессиональная культура психолога образования, а следовательно,
и профессия практического психолога образования как профкультурная система, представляя
собой сложное эволюционно целостное явление, включает в свою структуру
компоненты разного характера. С одной стороны, к таким компонентам могут быть
отнесены личность, сознание и деятельность, с другой —
практико-ориентированная, исследовательская и педагогическая культуры, с
третьей — культура знаний, ценностей и самореализации; культура интерпретации,
понимания и рефлексии. При этом целостная профессиональная культура психолога представляет
собой качественно иной конструкт в соотношении с образующими ее компонентами.

Синергетическим принципом согласования частей в целое выступает
определение общей скорости развития включенных в целое компонентов.

Предпосылкой возникновения и развития профессиональной
психологической культуры являются закономерные изменения структуры и функций
систем «личность», «сознание» и «деятельность», происходящие в процессе
профессионализации и являющиеся ее результатом. Эти системы, взаимодействуя
друг с другом, образуют по законам целостности новое функциональное единство
-профессиональную психологическую культуру.

Профессиональная
этика представляет собой составляющую общей этики. Если этика – это учение о
правилах и нормах поведения в целом, то профессиональная этика – это
профессиональные кодексы поведения. Другими словами, это моральные нормы
конкретного профессионального направления, это стандарты общей морали. Одной из
форм профессиональной этики можно считать психолого-педагогическую этику. Она обуславливается
спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога и обладает рядом
особых параметров в реализации норм и принципов морали, которые в общем
формируют этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии
образования[7].

Исследователями
вопросов профессиональной этики была открыта и постоянно совершенствуется
интегрированная модель профессионализма педагога-психолога, а именно: свобода,
творчество, ответственность. Особенностью данных ценностей выступает осознание
того, каким образом конструировать и сохранить взаимодействие свободы выбора и
ответственности в работе педагогов. Потребность в «универсальном профессионале»
относится и к переосмыслению непосредственно термина «профессионал». Это
обусловлено следующим аспектами. Во-первых, перестали совпадать представления о
квалифицированном специалисте и профессионале. В сфере образования и культуры
профессионализм – это и мастерство, и образ жизни, и определенная картина мира,
и идентификация с конкретной профессиональной группой[8].

Во-вторых,
так как в науке это понятие строго не определено, говорят то о профессионализме
личности, то о профессионализме деятельности. В нормативных документах
поставлены требования к профессиональной деятельности. Однако, когда идет речь
о профессиональных достижениях, всегда отмечаются личностные качества педагога
— психолога: увлечённость, преданность профессии, работоспособность, и только
после восхищения человеческими качествами, обсуждаются результаты его труда.
Очевидно, что для гуманитарной сферы и сферы культуры точнее будет формулировка
«профессионализм личности и деятельности» специалиста.



[1]
Касимова Р.
Ш. Этические аспекты деятельности педагога-психолога в контексте дисциплины
«Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» //
Модернизация педагогического образования. Сборник научных трудов Международного
форума / под ред. Р. А. Валеевой. – М.: Бриг, 2015. – С. 131-134.

 

[2]
Изотова Е.
И. Психологическая служба в образовательном учреждении. — М.: Изд. центр
«Академия», 2009. — 288 с.

[3]
Шеламова,
Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности: Учебное пособие / Г.М.
Шеламова. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 64 c.

 

[4]
Лебедева Н.
В. Современный педагог-психолог в аспекте требований профессионального
стандарта «педагог-психолог» (психолог в сфере образования) / Человек как
субъект социально-педагогического взаимодействия. Материалы Международной
научно-методической конференции, посвященной памяти профессора Л. М. Лузиной.
Министерство образования и науки Российской Федерации; Псковский
государственный университет. – 2016. – С. 41-48.

 

[5]
Лебедева Н.
В. Современный педагог-психолог в аспекте требований профессионального
стандарта «педагог-психолог» (психолог в сфере образования) / Человек как
субъект социально-педагогического взаимодействия. Материалы Международной
научно-методической конференции, посвященной памяти профессора Л. М. Лузиной.
Министерство образования и науки Российской Федерации; Псковский
государственный университет. – 2016. – С. 41-48.

[6]
Соколова А.
В. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности будущего
педагога-психолога: учеб. пособие. – Нижний Тагил: Нижнетагильский
государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2016. – 286 с

 

[7]
Шеламова,
Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности: Учебное пособие / Г.М.
Шеламова. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 64 c.

[8]
Овчарова Р.
В. Практическая психология образования. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. —
448 с.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические
основы функционирования профессиональной культуры и этики педагога-психолога

1.1 Характеристика
понятий «профессиональная культура», «психологическая этика»

 

 

В
настоящее время усиливается важность деятельности психолога в образовании, что
объясняется необходимостью решения актуальных задач психолого-педагогического
сопровождения развития личности и социализации обучающихся в современной
социально-политической ситуации. Усиливается потребность в последующем
расширении психологических служб образовательных учреждений для решения
насущных проблем, основанных на укреплении психологического здоровья детей.
Согласно этим утверждениями критерии профессионализма и профессиональной
компетентности психолога, обретают большую строгость для того, чтобы иметь
возможность продуктивно реализовывать профессиональные обязанности в
соответствии с профессиональным стандартом[1].

Параллельно
главным направлением деятельности педагога-психолога обозначается психолого-
педагогическое сопровождение психического развития и социализации обучающихся в
разные возрастные периоды, создание среды для формирования и укрепления
психологического здоровья подрастающего поколения. Именно школьная
психологическая служба является основой создания психологически безопасной и
благоприятной образовательной среды, базирующейся на нуждах и увлечениях
различных групп обучающихся, развивает психологическую культуру всех субъектов
образовательного процесса.

Обыкновенно
в работе педагога-психолога рассматриваются конкретные основные направления
такие, как психологическая (психолого-педагогическая) диагностика,
психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие,
психологическое просвещение, психологическая профилактика. При этом
психологическая профилактика как комплекс мероприятий, ориентированных на
предупреждение и работу над нарушениями психического развития, формирования
личности, социализации, сохранение и укрепление психологического здоровья,
выступает как центральная сфера трудовой деятельности психолога.
Психологическая диагностика, консультирование, просвещение являются
технологиями достижения данного результата [2].

Психолог
как субъект образования представляет собой носителя общей профессиональной
культуры специалиста образования, которая может быть интерпретирована как
профессиональная компетентность, которая дает возможность в профессиональной
деятельности устанавливать собственную профессиональную позицию, инициировать
субъект-субъектные отношения, удовлетворять потребность в обновлении содержания
профессиональной деятельности, детерминировать психологическую устойчивость в
сложных отношениях между субъектами образовательной среды, индивидуализировать
способы взаимодействия с другими участниками образовательного процесса[3]. Профессиональная культура
психолога образования соотносится с системой взаимодействий участников
образовательного процесса (Р. А. Анисимова, Н. Н. Буланова, И. В. Гребенников,
И. В. Дубровина, Н. И. Исаева, Р. В. Овчарова, Л.Б. Шнейдер и др.), с
профессиональной деятельностью психолога в образовательном учреждении (М. Р.
Битянова, И. В. Дубровина, Н. И. Лифинцева, Р. В. Овчарова и др.). Специфика
профессиональной культуры психолога сопряжена с принятием ценностей профессии,
с формированием специфического взгляда на окружающую реальность, специфического
восприятия процесса взаимодействия с окружающими, целью которых выступает
психологическое здоровье детей.

Профессиональная
культура личности психолога детерминирует ценностно-смысловые отношения к
образовательным задачам, индивидуально-личностные свойства, которые выражаются
во взаимодействиях психолога с субъектами образовательного процесса,
характеризуют его личный и индивидуальный опыт решения профессиональных и
жизненных задач, личностную зрелость.

Цель
и содержание профессиональной деятельности психолога образования задают
субъектно-деятельностные и личностные качества его профессиональной культуры. С
одной стороны, это качественная характеристика профессиональной деятельности
психолога образования, для которой типична стабильная совокупность
профессиональных знаний, умений и отношений, с другой стороны, это качество
психолога как субъекта этой деятельности, неповторимой и уникальной личности,
выражающейся в индивидуальных и личностных характеристиках носителя культуры,
способного решать социальные и педагогические задачи психолого-педагогическими
средствами.
Оказываясь в статусе коллективного или группового
субъекта взаимодействия, психолог налаживает взаимодействие с точки зрения
личностного аспекта и может быть воспринят как единичный субъект взаимодействия
с остальными участниками образовательного процесса, который выражается в
психогностическом, психопраксическом, мотивационно-потребностном,
психосоциальном аспектах[4].

Психогностический аспект взаимодействия имеет в своем составе профессиональные
знания, расширение практики взаимодействия, способность трансформировать информацию
сначала в план теоретических, а затем эмпирических представлений.

Психопраксический аспект относится к формированию общепрофессиональных и
специальных для работы умений, базой для которых является целеполагание,
прогнозирование, проектирование, использование достижений науки и передового
опыта в практику профессиональной деятельности.

Мотивационно-ценностный аспект относится к системе мотивов в деятельности,
ценностным установкам педагога-психолога, его моральным нормам, культурным
ценностям, нравственно ориентированным образам стратегий достижения результатов
взаимодействия.

Психосоциальный аспект проявляется в выражении непосредственно параметров
личности психолога в процессах самоактуализации и самореализации во
взаимодействии с другими участниками образовательного процесса.

Локус потребности взаимодействия психолога образования с субъектами
образовательной деятельности сформирован ключевыми моментами взаимопонимания психолого-педагогических
проблем образования обучающихся и воспитанников. В таких моментах
осуществляется сравнение запросов, определяются потребности. Локус потребности
психолога, обучающихся, родителей и педагогов во взаимодействии детерминирует в
целостности цель, предмет, психолого-педагогические решения, которые затем
осуществляются в различных тактиках взаимодействия[5].

Профессионально-психологическая культура как система обладает
определенную программу функционирования, интерпретируемую как
последовательность действий, которые приводят к преобразованию системы из
одного состояния в другое. Данная программа действия выглядит как некоторая
очередность трансформация, которая содержится непосредственно в структуре
системы и осуществляется при конкретном внешнем воздействии»[6].

Профессиональная культура психолога образования, а следовательно,
и профессия практического психолога образования как профкультурная система, представляя
собой сложное эволюционно целостное явление, включает в свою структуру
компоненты разного характера. С одной стороны, к таким компонентам могут быть
отнесены личность, сознание и деятельность, с другой —
практико-ориентированная, исследовательская и педагогическая культуры, с
третьей — культура знаний, ценностей и самореализации; культура интерпретации,
понимания и рефлексии. При этом целостная профессиональная культура психолога представляет
собой качественно иной конструкт в соотношении с образующими ее компонентами.

Синергетическим принципом согласования частей в целое выступает
определение общей скорости развития включенных в целое компонентов.

Предпосылкой возникновения и развития профессиональной
психологической культуры являются закономерные изменения структуры и функций
систем «личность», «сознание» и «деятельность», происходящие в процессе
профессионализации и являющиеся ее результатом. Эти системы, взаимодействуя
друг с другом, образуют по законам целостности новое функциональное единство
-профессиональную психологическую культуру.

Профессиональная
этика представляет собой составляющую общей этики. Если этика – это учение о
правилах и нормах поведения в целом, то профессиональная этика – это
профессиональные кодексы поведения. Другими словами, это моральные нормы
конкретного профессионального направления, это стандарты общей морали. Одной из
форм профессиональной этики можно считать психолого-педагогическую этику. Она обуславливается
спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога и обладает рядом
особых параметров в реализации норм и принципов морали, которые в общем
формируют этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии
образования[7].

Исследователями
вопросов профессиональной этики была открыта и постоянно совершенствуется
интегрированная модель профессионализма педагога-психолога, а именно: свобода,
творчество, ответственность. Особенностью данных ценностей выступает осознание
того, каким образом конструировать и сохранить взаимодействие свободы выбора и
ответственности в работе педагогов. Потребность в «универсальном профессионале»
относится и к переосмыслению непосредственно термина «профессионал». Это
обусловлено следующим аспектами. Во-первых, перестали совпадать представления о
квалифицированном специалисте и профессионале. В сфере образования и культуры
профессионализм – это и мастерство, и образ жизни, и определенная картина мира,
и идентификация с конкретной профессиональной группой[8].

Во-вторых,
так как в науке это понятие строго не определено, говорят то о профессионализме
личности, то о профессионализме деятельности. В нормативных документах
поставлены требования к профессиональной деятельности. Однако, когда идет речь
о профессиональных достижениях, всегда отмечаются личностные качества педагога
— психолога: увлечённость, преданность профессии, работоспособность, и только
после восхищения человеческими качествами, обсуждаются результаты его труда.
Очевидно, что для гуманитарной сферы и сферы культуры точнее будет формулировка
«профессионализм личности и деятельности» специалиста.



[1]
Касимова Р.
Ш. Этические аспекты деятельности педагога-психолога в контексте дисциплины
«Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» //
Модернизация педагогического образования. Сборник научных трудов Международного
форума / под ред. Р. А. Валеевой. – М.: Бриг, 2015. – С. 131-134.

 

[2]
Изотова Е.
И. Психологическая служба в образовательном учреждении. — М.: Изд. центр
«Академия», 2009. — 288 с.

[3]
Шеламова,
Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности: Учебное пособие / Г.М.
Шеламова. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 64 c.

 

[4]
Лебедева Н.
В. Современный педагог-психолог в аспекте требований профессионального
стандарта «педагог-психолог» (психолог в сфере образования) / Человек как
субъект социально-педагогического взаимодействия. Материалы Международной
научно-методической конференции, посвященной памяти профессора Л. М. Лузиной.
Министерство образования и науки Российской Федерации; Псковский
государственный университет. – 2016. – С. 41-48.

 

[5]
Лебедева Н.
В. Современный педагог-психолог в аспекте требований профессионального
стандарта «педагог-психолог» (психолог в сфере образования) / Человек как
субъект социально-педагогического взаимодействия. Материалы Международной
научно-методической конференции, посвященной памяти профессора Л. М. Лузиной.
Министерство образования и науки Российской Федерации; Псковский
государственный университет. – 2016. – С. 41-48.

[6]
Соколова А.
В. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности будущего
педагога-психолога: учеб. пособие. – Нижний Тагил: Нижнетагильский
государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2016. – 286 с

 

[7]
Шеламова,
Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности: Учебное пособие / Г.М.
Шеламова. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 64 c.

[8]
Овчарова Р.
В. Практическая психология образования. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. —
448 с.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы