Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Влияние конфликтов в семье на асоциальное поведение подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ НА АССОЦИАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

1.1. Семейный
конфликт как социально-психологический феномен. 8

1.2. Особенности
асоциального поведения подростков. 19

1.3. Связь семейных
конфликтов и асоциального поведения подростков. 29

Выводы по первой
главе. 39

ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ НА  АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

2.1. Организация и
методы исследования. 42

2.2. Анализ
результатов исследования. 51

2.3. Пути устранения
внутрисемейных конфликтов как профилактика асоциального поведения подростков.
Рекомендации. 62

Выводы по второй
главе. 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 74

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 80

  

Введение:

 

Становление
асоциального поведения подростков – это процесс, в котором задействованы многие
факторы, исследование которых дает возможность определить дальнейшую работу по
ее профилактике и преодолению. С самого рождения ребенка на формирование его
поведенческих норм влияют микро- и макросоциум. Многими исследователями
(Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник,
А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, У. Мишел,
К. Р. Роджерс, Дж. Б. Роттер, С. Л. Рубинштейн,
А. Фрейд, З. Фрейд, Б. Хеллингер и др.) доказано, что оба
фактора воздействуют на личность ребенка в разных аспектах. Это влияние может
выражаться как социально положительное воздействие, так и асоциальное и
по-разному реализуется в последующей жизни ребенка.

Основным
микросоциальным фактором развития личности является семья, которая дает ребенку
первичную социализацию. Именно в семье изначально ребенок усваивает те формы и
нормы поведения, которые воспринимает на примере взаимодействия между близкими
и на этой основе учится строить взаимоотношения с другими людьми. Поэтому конфликтные
взаимоотношения в семье являются одним из ключевых факторов возникновения
агрессивного поведения ребенка.

Дети
растут мириадами способов. Некоторые могут быть тихими и послушными, но другие
могут быть непослушными, непокорными или постоянно конфликтовать с окружающими.
Иногда такое поведение кажется слишком экстремальным и может свидетельствовать
об антиобщественном поведении. Поэтому важно знать, как помочь асоциальному
ребенку и понять причины асоциального поведения.

Причины,
по которым асоциальное поведение может проявляться у ребенка, зависят от
множества факторов. Одним из наиболее влиятельных факторов общепризнано
окружение ребенка[1]:


отношения между родителями, которые постоянно наполнены стрессовыми ситуациями,
насилием в семье;


нестабильные условия проживания ребенка или вообще отсутствие чувства
спокойствия и безопасности;


родители, которые не могут должным образом направлять детей, используя
непедагогические и агрессивные методы воспитания, вызывающие негативное
воздействие на ребенка;


асоциальное поведение у родителей или на протяжении всей родовой линии, что
приводит к наличию генетических факторов, вызывающих то же самое;


близкое окружение ребенка – это враждебная среда или школа, которая не
заботится о детях и не обеспечивает им безопасное пространство.

Из
этого следует, что наиболее влиятельными факторами в становлении асоциального
поведения личности играет семья и взаимоотношения между близкими и родными.

По
данным Росстата, ежегодно в России от конфликтов в семье погибает более
30 000 человек, из них от 7 000 (2018 г.) детей, более
14 000 (2018 г.) женщин[2].

Как
показывают социально-психологические исследования, именно конфликтные ситуации,
которые дети наблюдают в семье, приводят к развитию асоциального поведения
ребенка во взрослом возрасте, в особенности у подростков. Если конфликт не
разрешается, то ситуация усугубляется. Со временем негативная модель крепче
врастает в  психику. Это связано с тем,
что из поколения в поколение дети, как правило, копируют поведение своих родителей,
подражание авторитету (а родители для детей – это авторитет) является основой
эмоционального развития ребенка. Развиваясь, уже в младшем подростковом
возрасте многие дети проявляют копию поведения отца или старшего брата
(характерно для мальчиков), матери или старшей сестры (как правило, девочки)[3]

На
сегодняшний день в России особо актуально и остро встает проблема конфликтных
семей, как фактора развития асоциального поведения подростка. Решение данной
проблемы является одним из приоритетных направлений функционирования
социально-психологической службы учебных и социальных учреждений, центров
психологической помощи и т.д. И, как показали исследования
А. А. Реана, высокая конфликтность в семье наиболее значительно
способствует асоциальному поведению подростков[4]

Таким
образом, особо актуальной становится проблема исследования
причинно-следственного механизма асоциального поведения подростков на фоне
конфликта в семье и путей ее решения.

Исходя
из сказанного выше, нами была выбрана тема исследования «Влияние конфликтов в семье на асоциальное поведение подростков».

Объект исследования:
асоциальное поведение подростков.

Предмет исследования:
конфликты в семье и их роль в поведении подростков.

Цель исследования:
выявить факторы влияния конфликтов в семье на асоциальное поведение подростков
и раскрыть пути их устранения.

Задачи исследования:

1.
Изучить и обобщить научные подходы к понятию «семейные конфликты».

2.
Раскрыть особенности асоциального поведения подростков.

3.
Проанализировать связь семейных конфликтов и асоциального поведения подростков.

4.
Обосновать организацию и методы эмпирического исследования.

5.
Провести анализ результатов эмпирического исследования.

6.
Разработать рекомендации для практических психологов «Пути устранения
внутрисемейных конфликтов как профилактика асоциального поведения подростков».

Гипотеза исследования:
влияние конфликтов в семье на асоциальное поведение подростков являются
психологической проблемой потому, что в зависимости от типа и характера их
проявления происходит осознание и фиксация ценностных отношений личности к
окружающей действительности.

Методы исследования:


теоретический анализ научных источников по проблеме исследования;


эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка и экспертная
оценка;


количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Статистическая
обработка результатов исследования производилась с помощью программ Microsoft
Excel 2007 и IBM SPSS Statistics 19.

В
качестве психологических методик
были использованы:

1.
Анкета для подростков «Взаимоотношения в семье»[5].

2.
Методика исследования предпочитаемой временной перспективы (Ф. Зимбардо,
адаптация А. Сырцовой)[6].

2.
Методика диагностики полимотивационных тенденций в «Я-концепции личности»
(С. М. Петрова)[7].

3.
Методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности
(Н. П. Фетискин)[8].

Научная новизна работы состоит
в обосновании взаимосвязи конфликтов в семье и факторов развития асоциального
поведения подростков на фоне их возникновения и развития.

Теоретическая значимость исследования:
на основе анализа научной литературы выявлены факторы возникновения
внутрисемейных конфликтов и их влияние на становление асоциального поведения
подростков.

Практическая значимость исследования:
исходя из результатов теоретического и эмпирического исследований, разработаны
рекомендации по устранению внутрисемейных конфликтов для семей, имеющих детей
подросткового возраста. Данные рекомендации могут быть использованы для
профилактики асоциального поведения подростков в учебных учреждениях,
специалистами служб социальной и психологической помощи. Результаты
исследования могут быть включены в обучающие и практические курсы высших
учебных заведений.

База исследования: учащиеся
школ и профессионально-технических колледжей г. Астрахани в
онлайн-групповом режиме на основе платформы ВК. В исследовании приняли участие
185 подростков в возрасте от 13 до 17 лет.

На первом этапе
осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования влияния конфликтов в
семье и их роль на асоциальное поведение подростков.

Второй этап
предусматривал разработку и апробацию методики исследования.

На третьем этапе
проводился констатирующий этап исследования по изучению особенностей влияния
конфликтов в семье на проявления асоциального поведения подростков.
Разрабатывались рекомендации «Пути устранения внутрисемейных конфликтов как
профилактика асоциального поведения подростков».

Структура выпускной квалификационной
работы
соответствует цели и задачам исследования. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
приложений.



[1] Андреева Г. М. Социальная
психология: Учеб. для высших учеб. заведений / Г. М. Андреева. – М.:
Аспект Пресс, 2017. – 363 с.

[2] Иван Овсянников.
Россия: ситуация с домашним насилием усугубляется (Eurasianet, США)
[Электронный ресурс] // ИноСМИ.ru, 18.12.2018. – Режим доступа: https://smi2.ru/article/57996367/story

[3]
Овсянникова Е. А. Конфликтология: учеб.-метод. пособие /
Е. А. Овсянникова. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 307 с.

[4]
Реан А. А. Семья. Социальные установки и асоциальное поведение детей
и подростков / А. А. Реан // Российский психологический журнал. –
Т. 12, №1, 2015. – С. 29-40.

[5] Анкета
«Взаимоотношения в вашей семье» [Электронный ресурс] // Образовательная
социальная сеть
nsportal.ru. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/10/10/anketa-vzaimootnosheniya-v-vashey-seme

[6] Сырцова А.
Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо
/А. Сырцова, Е. Т. Соколова, О. В. Митина //
Психологический журнал. – №3 (29), 2008. – С. 101-109.

[7] Диагностика
полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С. М. Петрова) [Электронный
ресурс] // всетесты.
ru: все
профессиональные психологические тесты. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/40/

[8]
Диагностика
мотиваторов социально-психологической активности личности [Электронный ресурс]
//
Gurutestov.ru: гуру в мире
тестов. – Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/335

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1.
Анализ литературы дал возможность выявить, что одним из основных типов
межличностных отношений, в которых мы участвуем, – это семейные. Семейные
отношения, как правило, являются долгосрочными и, как правило, имеют период, в
течение которого общее пространство взаимодействующих индивидов разделяется.
Наиболее распространнеными внутрисемейными отношениями являются брачные и
родственные, хозяйственно-экономические, правовые, морально-этические,
духовно-нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Анализ
позволил выделить эмоционально-психологический тип семейных отношений, который
условно делится на: положительный; амбивалентный; отрицательный. Наиболее
проблемным в современном мире является отрицательный тип семейных отношений,
которые характеризуются частыми и продолжительными конфликтами. В результате
исследования были выделены модели семейных конфликтов: Модель семейного
дефицита, Модель перегрузки семьи, Модель культурной напряженности, Модель
конфликта интересов, Модель аномии семьи. Современными специалистами в области
семейной психологии и социологии, а также педагогики разработаны различные
подходы для облегчения урегулирования конфликтов.

2.
Анализ особенностей асоциального поведения подростков показал, что с
поведенческой точки зрения подростковый возраст связан с изменчивыми эмоциями и
пограничным поведением. Нарушение душевного равновесия подростков происходит
вследствие многих внешних факторов. Формирование в подростковом возрасте
«внутреннего мира» предопределяет поведение личности в последующие этапы
взросления. Для подростка характерны такие показатели, как неустойчивость
жизненной позиции, неосознанность своего настоящего места в социальной жизни и
пр. Отсутствие у подростка социальных и личностных идеалов, неприспособленность
его к выживанию в социуме вследствие неправильного воспитания вызывают
переживание им дезадаптации, которая проявляется в потере душевного равновесия,
разочарования в жизни. Компенсирование подростком недостатка воспитания и
развитие у него душевных расстройств приводит к асоциальному поведению.
Асоциальное поведение – это подрывные действия личности, характеризующиеся
скрытой и открытой враждебностью и преднамеренной агрессией по отношению к
другим. Многочисленные факторы риска развития и сохранения асоциального
поведения включают генетические, нейробиологические и экологические стрессоры. Серьезное
асоциальное поведение может привести к установлению такого диагноза, как
психическое расстройство личности, проявляющееся в неповиновении, частых
приступах гнева или эпизодах гнев. Весомой причиной развития асоциального
поведения подростков являются факторы социального влияния на личность подростка
и его индивидуально-психологические особенности.

3.
Рассматривая научные подходы к проблеме связи семейных конфликтов и
асоциального поведения подростков, было выявлено, что одним из наиболее опасных
факторов конфликтов в семье, который способствует развитию асоциального
поведения подростков, является внутрисемейное насилие. Неокрепшая психика
ребенка, который регулярно вынужден подвергаться выполнению роли миротворца,
получает травму, а чувство безопасности перерастает в постоянное ожидание
конфликта, развивая у подростка внутриличностный конфликт. Кроме того,
конфликты в семье препятствуют прогрессу его социализации и адаптации в
обществе, снижают способности к образовательной деятельности. Исследования
показали, что жестокое обращение, наблюдение за конфликтами в семье и бытовым
насилием, взросление подростка с психически больными родственниками, которые
злоупотребляют психоактивными веществами, или с преступными членами семьи, а
также раздельное проживание родителей или развод, во взрослой жизни могут
проявляться на фоне патофизиологических процессов. Любые психоневротические
проявления вызывают у подростков тревожность с деструктивным проявлением
внутриличностных конфликтов и низким уровнем их социально-психологической
компетентности. Анализ литературы позволил выделить причины семейных
конфликтов, а также симптомы низкого уровня социально-психологических
компетенций подростка как фактора асоциального поведения.

4.
Исходя из теоретического анализа проблемы влияния конфликтов в семье на
асоциальное поведения подростков, было принято решение о проведении
эмпирического исследования реального состояния склонности детей 13-17 лет к
асоциальному поведению и уровня причинно-следственных факторов, влияющих на его
развитие. Среди основных факторов развития асоциального поведения подростков
нами были выделены наиболее, по нашему мнению, значимые причины: конфликты с
родителями, склонность к проявлениям асоциального поведения, в частности
суицидального риска, и самоотношение подростков. Для проведения эмпирического
исследования были рассмотрены, выбраны и обоснованы следующие методики: анкета
«Отношения в семье»; методика диагностики полимотивационных тенденций в  «Я-концепции» С. М. Петровой; методика
диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности; методика
исследования временной перспективы Ф. Зимбардо). Данные методики позволили
определить особенности и факторы возникновения асоциального поведения подростков,
выявить особенности детско-родительских отношений, которые повышают риск
асоциального поведения подростков, определить уровень склонности подростков к
суицидальным действиям, раскрыть особенности проявления у респондентов
самоотношения. В исследовании участвовали учащиеся г. Астрахани в
онлайн-групповом режиме на основе платформы ВК. В исследовании приняли участие
185 подростков из семей с высоким и средним уровнем конфликта (125 человек) и
семей, где низкий уровень конфликта (60 человек)  в возрасте от 13 до 17 лет.

5.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что возникновение
асоциального поведения у подростков обусловлено особенностями взаимоотношений в
семье. подростки из группы НГ реже отмечают отсутствие взаимопонимания между
родителями и наличие конфликтов, как негативного фактора для собственной
жизнедеятельности, чем дети из группы КГ, при этом проявления склонности к
асоциальному поведению значительно реже, чем в группе подростков, семьи которых
являются конфликтными. Значимые взаимосвязи конфликтов в семье с
гедонистической мотивацией и стремлением к власти означают, что отсутствие
взаимопонимания между родителями сопровождается стремлением подростка вести
праздный образ жизни и желанием влиять на других людей, контролировать их
поведение. В то же время, ссылаясь на выявленную положительную взаимосвязь
позитивного прошлого и конфликтами в семье, мы можем предположить, что
недостаточность теплых и дружественных отношений в семье, которые очень редко
могли проявляются в прошлом у таких подростков обусловлено существованием
четкой системы правил поведения, которая создает у них ощущение безопасности.

6.
Разработанные рекомендации «Пути устранения внутрисемейных конфликтов как
профилактика асоциального поведения подростков» основаны на инновационных
психолого-педагогических технологиях поведения профилактической и коррекционной
работы. В рекомендации включены и  кратко
описаны инновационные виды деятельности с темами для проведения мероприятий.
Также в рекомендации включен план проведения тренинга «12 советов как жить без
конфликтов». Данные виды деятельности направлены на формирование у родителей
осознанных умений и навыков нивелирования конфликтов в семье, а также
воспитания подростков с целью профилактики у них асоциального поведения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ НА АССОЦИАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

 

1.1.
Семейный конфликт как социально-психологический феномен

Одним
из важнейших факторов функционирования человека в социуме является общение с
другими членами общества. Человек рождается для того, чтобы познавая и
раскрывая себя, окружающий мир пребывать в действии, что-то создавать,
воплощать, преобразовывая себя и окружающую действительность. Этот процесс
бытия индивида на самом деле невозможно представить без взаимодействия с
социумом. Все, что человек познает или получает в жизни, к чему проявляет
интерес в познании своего «Я» и во внешней среде, осуществляется благодаря
процессу межличностных отношений с себе подобными[1].

Ряд
зарубежных исследователей (Р. Дж. Берк, А. Д. Каст[2],
Р. К. Кесслер[3],
Дж. Левингер[4],
Р. Пейс и др.) определяют типы межличностных отношений в современном
обществе в понимании реляционных контекстов взаимодействия между людьми и типы
ожидания, которые коммуникаты получают друг от друга (табл. 1.1):

Таблица 1.1

Типы межличностных отношений в
современном обществе

тип
отношений

контекст

дружба

Теории
дружбы, которые определяют понятие как свободно избранное объединение двух и
более индивидов

семья

Устанавливаются
модели семейного общения: роли, идентичности, которые способствуют росту индивидов.
Дисфункция семьи также может проявляться через коммуникативные паттерны.

любовь/секс/романтика

Романтические
отношения, которые определены с точки зрения понятий страсти, близости и
приверженности.

деловые/профессиональные
отношения

Профессиональная
коммуникация включает в себя общение в малых группах и интервьюирование.

межличностные
компетенции

Оценка
межличностной эффективности в различных типах отношений и контекстов.

Интернет-сайты
межличностных отношений

Интернет-сайты
связывают индивида с другими сайтами которые предоставляют ресурсы о
межличностных отношений.

Вторым
основным типом межличностных отношений, в которых мы участвуем, – это семейные.
Стремясь признать разнообразие семей, психологи определяют семью как
организованную группу, обычно связанную кровными узами или каким-то связующим
фактором общности, где индивидуальные роли и отношения изменяются с течением
времени. Семейные отношения, как правило, являются долгосрочными и, как
правило, имеют период, в течение которого общее пространство взаимодействующих
индивидов разделяется. Это связано с тем, что семья – это сложный социальный
организм, специфику которого определяет взаимодействие биологических,
психологических, социальных, культурно-исторических факторов. Следующей особенностью
семьи является то, что данная группа представляет собой социальную среду, в
которой порождаются и удовлетворяются многочисленные потребности человека и
которая настолько связана с жизнью каждого члена, что накладывает отпечаток на
все его развитие. Роль семьи в жизни человека велика и многозначна: она
выступает источником развития, поддержки, ресурсов, но также и патологизации,
травматизации личности.

Многочисленные
исследования семейных процессов, наблюдения специалистов, работающих с семьей,
сложились в некоторую совокупность устоявшихся в массовом и профессиональном
сознании конструктов (аксиом), которые характеризуют разнообразные процессы,
происходящие во время внутри- и внесемейных межличностных отношений данной
социальной группы и на данном этапе функционирования[5].
Наиболее распространнеными внутрисемейными отношениями являются брачные и
родственные, хозяйственно-экономические, правовые, морально-этические,
духовно-нравственные, эмоционально-психологические и другие связи.

Согласно
теме нашего исследования, необходимо рассмотреть основные характерные
особенности эмоционально-психологического типа внутрисемейных отношений.
Эмоционально-психологический тип семейных отношений условно можно поделить на:
положительный; амбивалентный; отрицательный[6].

Положительный
тип семейных отношений характеризуется гармонично устойчивым эмоциональным
контактом между всеми членами семьи, почти полным отсутствием конфликтов.

Амбивалентный
тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием
близких контактов с отчужденностью и конфликтами.

Отрицательный
тип взаимоотношений связан с частыми и острыми конфликтами, приводящими к
полному нарушению эмоционального контакта между членами семьи.

Наиболее
актуальной проблемой, согласно статистике Росстата и СМИ, на данном этапе
развития современного российского общества является постоянно увеличивающееся
количество семей отрицательного типа, которые характеризуются частыми и
продолжительными конфликтами, результатом которых являются разводы (прил. 1)[7];
домашнее насилие, часто заканчивающееся инвалидностью или летальным исходом[8].

Семейный
конфликт – это активное противостояние между членами семьи. В силу характера
семейных отношений семейный конфликт может принимать самые разнообразные формы,
включая вербальные, физические, сексуальные, финансовые или психологические.
Конфликты носят разнотипный характер и могут быть связаны с различными
комбинациями членов семьи: это может быть конфликт внутри пары или между
родителями и детьми или, опять же, между братьями и сестрами.

Все
межличностные конфликты, независимо от того, происходят ли они между членами
семьи, сексуальными партнерами или группами, имеют определенные общие черты.
Предложенное Л. А. Козером одно из наиболее популярных определений
понятия конфликта в западной семейной психологии, указывает на то, что конфликт
– это «борьба за ценности и притязания на основе кризиса положения дел, борьба
за власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация противников,
нанесение ущерба или устранение соперника»[9].

В
1973 году М. Дойч утверждал, что конфликт «существует всякий раз, когда
происходят несовместимые действия… действия, которые предотвращают,
препятствуют, мешают, вредят или каким-то образом делают менее вероятной или
менее удобной возможность выполнить какие-либо действия другим лицом, возникает
межличностный конфликт»[10].

Хотя
интерес к семейному конфликту в рамках социологии семьи появился еще в XIX
веке, особенно в марксистском мышлении (в частности, в работах Энгельса), он
по-настоящему проявился лишь в 1960-е и 1970-е годы.

В
1950-х годах доминирующая функционалистская точка зрения была направлена на
анализ семьи с точки зрения внутреннего равновесия и ее комплементарности
глобальному обществу. Точка зрения Т. Парсонса состоит в том, что ценности
конкуренции, достижений и рациональности по отношению к функционированию
экономической, образовательной и политической систем находят необходимый
противовес в семье[11]. Это
дает преимущество аффективному выражению, подчеркивая «бытие» над «обладанием»
и целостность личности над ее или его разделением на функции в семье. Кроме
того, разделение труда между мужчиной и женщиной обеспечивает хорошее
управление экспрессивным групповым типом взаимодействия (женщиной) и
рабоче-исполнительным групповым типом взаимодействия (мужчиной), а также
обеспечивает адекватную социализацию детей. Благодаря этому процессу
социализации, с одной стороны, и стабилизации взрослой личности с другой, семья
обеспечивает общество мотивированными и хорошо ориентированными морально-устойчивыми
людьми и в то же время обеспечивает ресурсы и способности, необходимые для
функционирования семьи.

С
конца 80-х начала 90-х годов прошлого века в России стали происходить важные
социально-демографические изменения, включая быстрый рост числа разводов,
снижение числа браков, значительное снижение рождаемости, увеличение числа
сожительств и более высокий уровень занятости замужних женщин[12]. Как
это ни парадоксально, внимание исследователей в это время было обращено на
социально-психологические проблемы семей:


снижения удовлетворенностью семейной жизнью между супругами, которая
отображалась в перегрузке семейной системы, перенапряжение сил супругов и
необходимости перестройки их духовных и эмоциональных взаимоотношений;


постоянное расширение показателей неравенства в браке и семье;


влияние социально-культурной напряженности в стране на домашнюю близость;


экономический кризис, который стал стремительно развиваться для многих семей
после распада СССР.

Следовательно,
как в консервативных, так и в радикальных теориях конфликт рассматривается как
неотъемлемый компонент динамики семейного функционирования, причем его природа
и причины исследуются наряду с управлением им.

Рассмотрим
модели семейного конфликта. Исследуя природу семейного конфликта, необходимо
четко представлять себе некоторые рациональные предположения. Во-первых,
раздельное проживание и развод не являются достоверными индикаторами семейного
конфликта в целом. Часто можно наблюдать, что многие браки достаточно
стабильны, хотя и проблемные или конфликтны. Во-вторых, семейный конфликт не
всегда ограничивается реальными избиениями. Довольно часто напряженность в паре
или семье остается безмолвной. Кроме того, конфликтные ситуации часто не
воспринимаются как таковые всей семьей. И, в-третьих, взаимные различия во
мнениях или вкусах не обязательно влекут за собой семейные конфликты[13].

Более
конструктивно семейный конфликт можно понимать как напряженность в отношениях –
явную или скрытую – возникающую из-за трудностей, с которыми сталкивается
семейная ячейка в определении своих целей, в поиске ресурсов и организационной
структуры, подходящих для достижения поставленных целей или в достаточном
обеспечении индивидуальных интересов ее членов. В общих чертах исследователями
было разработано пять различных моделей для объяснения причин возникновения
семейных конфликтов.

Модель
семейного дефицита.

Эта
модель подчеркивает роль социализации, утверждая, что неадекватность опыта
социализации людей способствует семейному конфликту. Например, те, кто вступает
в брак в молодом возрасте, как правило, относительно незрелы психологически и
социально. Это может поставить под угрозу то, насколько хорошо они адаптируются
к браку и к семейной жизни, что связано с высокими показателями раздельного
проживания и разводов среди молодых семей. Аналогичным образом, взросление
ребенка в разобщенной или конфликтной семье не только увеличивает вероятность
его дезадаптации, но и, вероятно, ограничивает возможности для изучения
подходящих способов выстраивания взаимоотношений в будущем[14].



[1]
Леонов Н. И. Психология общения: учеб. пособие для СПО /
Н. И. Леонов. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. –
193 с.

[2] Burke, P. J. & Cast, A. D. (1997)
Stability and Change in the Gender Identities of Newly Married Couples. Social
Psychology Quarterly 60: 277-90.

[3] Kessler, R. C., House, J. S.,
Anspach, R. R., & Williams, D. R. (1995) Social Psychology

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы