Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Стили и особенности воспитания детей и привязанность между людьми

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ПРИВЯЗАННОСТИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ 7
1.1 Понятие и основные стили воспитания детей 7
1.2 Проблема привязанности между людьми в современных психологических исследованиях 18
Выводы по главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ НА ПРИВЯЗАННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РОДИТЕЛЯМ 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 35
Выводы по главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложения 53

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Семья – это трудоемкий мир человеческих отношений, который характеризуется, в первую очередь, явными отношениями между родителями и детьми. В благополучной семье созданы все условия для нормальной жизнедеятельности ее членов и действенного исполнения семейных функций, в первую очередь репродуктивной и воспитательной. Вместе с тем, психологические и социологические исследования говорят о неблагоприятных направленностях, что определяют внутреннее состояние современной семьи и осложняют психическое становление и образование детей в семье. Все это и ведет к резкому увеличению дисфункциональных семей, к нарушениям личного роста и идентичности ребенка.
В жизни ребенка семья играет решающую роль, именно в семейных отношениях и общении реализуются человеческие потребности: необходимость в человеческих взаимосвязях, которая выдает чувство приспособления к явной группе; необходимость в самоутверждении, которая дает чувство и настоящие подтверждения собственной значимости для других людей; потребность привязанности, позволяющая ощутить взаимное тепло; необходимость самосознания, формирующая чувство собственной неповторимости, индивидуальности; необходимость в ориентации, которая выделяет прототип для подражания. Очень важно сформировать в семье надежную привязанность как основу эмоционального здоровья ребенка.
В современной психологической науке «привязанность» считается главным понятием, обозначающим чувство близости, основанное на глубочайшей симпатии, лояльности кому-нибудь. Феномен привязанности матери и ребенка (Дж. Боулби, Е.О. Смирнова, М. Эйнсворт и др.) пребывает по центру внимания исследователей. Этот феномен имеет огромное значение для формирования действенного материнского поведения, устройства ребенка к находящемуся вокруг миру, гармоничного становления личности.
Необходимо отметить, что в зарубежной психологии проблема психологической привязанности рассматривалась в работах Т.Л. Голд-Фарб, Б. Тизард, Дж. Хейзан, Б.М. Шавер и др. Уделены многообразные научные направления исследованиям детских и взрослых типов привязанности. Человек имеет врожденную необходимость в близости.
В отечественной психологии проблема типов привязанности рассматривается в контексте столкновений семейных взаимоотношений (Ю.Е. Алешина, С.В. Баныкина, Ю.В. Баскина, В.М. Басова, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, С.Л. Колосова, В.А. Сысенко, М.А. Фурманов, Е.А. Шапошников). Специфика психологического консультирования привязанностей, образующихся в детско-родительских отношениях, описана в работах А.Н. Елизарова, Г.А. Ковалева, Н.В. Клюевой, И.А. Логиновой, Л.А. Петровской, А.С. Спиваковской и др.
Основную роль в развитии ребенка играет семейное окружение, психологический климат в семье, характер отношений между родителями. Любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, удовольствие от собственных взаимоотношений, демократический, безмятежный стиль общения, уверенность, организованность в семье позитивно оказывают большое влияние на ребенка. В это же время конфликтные отношения между родителями создают в семье напряжение, вызывают недовольство, тревожность, неуверенность в детях, не соблюдают базы их общественного становления.
Специфики воздействия семейных отношений на развитие личности ребенка исследовали Л.Р. Аптикиева, А.Х. Аптикиев, М.С. Бурсакова, А. Варга, В.И. Гарбузов, Т.А. Куликова, Ф.А. Мустафаева. Авторы считали, что ключевые данные личности, такие как, активность (стремление расширить сферу собственной деятельности), направленность (система мотивов, необходимостей, интересов, убеждений), совместная деятельность общественных групп, обществ, считаются производными семейного воспитания и усложняются методом их ассимиляции и расширения контактов ребенка.
В связи с быстроменяющимися условиями жизни, психологические исследования носят эпизодический характер и акцент на взаимосвязи с самооценкой делается не всегда, поэтому и был выбран этот аспект в качестве исследования.

Исследования трудности становления личных черт детей кроме того носят разрозненный характер, из-за темпа жизненной организации сообщества в целом. О данном говорят работы Л.С. Акопяна, В.М. Астапова, Е.Ю. Брель, Д.В. Жуиной и др.
Итак, можем сделать вывод о недостаточной изученности проблемы влияния стилей семейного воспитания и привязанности. Это обусловило выбор темы исследования: «Стили и особенности воспитания детей и привязанность между людьми».
Цель исследования: изучить стили и особенности воспитания детей и привязанность между людьми.
Объект исследования – стили семейного воспитания.
Предмет исследования – взаимосвязь стиля семейного воспитания и особенностей привязанности детей дошкольного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что стиль воспитания в семье связан с особенностями привязанности детей дошкольного возраста к родителям.
Поставленная цель реализуется в следующих задачах:
1. теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля воспитания и привязанности между людьми;
2. подбор методического инструментария исследования;
3. проведение эмпирического исследования проблемы взаимосвязи стилей семейного воспитания с привязанностью;
4. анализ и обсуждение результатов.
Методологическая база исследования: являются теоретико-методологические положения представителей психодинамического подхода к развитию личности (К. Хорни, А. Адлер, В. Шутц), согласно которым опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений между ребенком и родителями. Базисом анализа влияния стиля воспитания в полных и неполных семьях послужили фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению проблемы, разработанные в трудах А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, а также в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Э. Пахальян. и других отечественных психологов.
Методы исследования:
– изучение и анализ научно-психологической литературы;
– эксперимент.
С целью подтверждения гипотезы осуществлено эмпирическое исследование, в котором применены следующие методики:
– тест «Стили воспитания» (по Овчаровой Р.В.);
– методика «Опыт близких отношений».
Практическая значимость работы заключается в расширении сведений о стилях семейного воспитания в условиях современности; уточнение данных о связи между стилем воспитания и привязанности между людьми. Результаты исследования могут быть использованы в практике школьного психолога или детской психологической консультации, а также могут быть полезны в практике психокоррекции.
Состав испытуемых: в эксперименте принимали участие родители, в количестве 10 человек, в возрасте от 30 до 45 лет, из них 5 женщин и 5 мужчин, семейные пары. Дети дошкольного возраста в количестве 10 человек, возраст 5-6 лет.
Структура работы: состоит из введения, основной части, выводов, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под семейным воспитанием понимают не только целенаправленное воспитательное действие на ребенка, но и всю систему внутрисемейного взаимодействия, формирующее значения, ориентации, систему потребностей, интересов, привычек, поведения детской личности.
Стиль семейного воспитания – это прием взаимодействия родителей и детей, который характеризуется применением определенных средств и способов воспитательного действия, выражается в специальной манере вербального и невербального общения. Присутствует ряд всевозможных классификаций стилей семейного воспитания. Популярным в психолого-педагогической литературе считается разделение стилей семейного воспитания на демократический (авторитетный), авторитарный, либеральный (снисходительный) и индифферентный (равнодушный).
Теоретический анализ научных источников позволил нам выделить основные аспекты семейного стиля воспитания и привязанностей между людьми:
– существует большое многообразие стилей воспитания, наиболее популярными из них являются: авторитарный, демократический, либеральный;
– выделены 3 наиболее популярных стиля привязанности: не опасный, избегающий, тревожно-амбивалентный;
С целью определения характера взаимосвязи стиля воспитания в семье и привязанностей было проведено эмпирическое исследование. Результаты опытно-экспериментального исследования продемонстрировали, что предпочтительным стилем семейного воспитания является авторитарный стиль. Данному является доказательство — большая доля испытуемых экспериментальной группы с авторитарным стилем воспитания.
Предложенный нами диагностический инструментарий позволил выявить взаимосвязь между стилем воспитания и привязанностью детей к родителям.
Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по консультации родителей с детьми.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение в процессе
проведения экспериментальной деятельности. Постеленная цель достигнута, задачи исследования решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ПРИВЯЗАННОСТИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

1.1 Понятие и основные стили воспитания детей

Семья для ребенка – это первый воспитательный институт, взаимосвязь с которым он сохраняет на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются базы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и персональные качества личности. Семья содействует самоутверждению человека, провоцирует его общественную, творческую активность. В ней наблюдается овладение ребенком общественными ролями необходимыми для адаптации жизни в обществе.
Профессионалы обращают пристальное внимание на характер семейного воспитания ребенка, так как всевозможные стили родительского воспитания по-разному оказывают влияние на составление личности ребенка, являясь первым специфическим образцом общественных взаимоотношений [3].
А. Бандура в своих трудах утверждает, что наиболее весомыми условиями, оказывающими воздействие на составление детской агрессии, считают стили родительского воспитания [8].
Стиль семейного воспитания формируется из компонентов семейной жизни. Это и корректность взаимоотношений в семье в целом, и чувственные взаимосвязи между ее членами, и гибкость семьи, способность изменяться под воздействием событий. Особенно на составление личности ребенка оказывает большое влияние стиль воспитания, избранный родителями [25]. Поэтому важно изучить существующие стили семейного воспитания.
Наконец, стиль семейного воспитания – это прием взаимодействия родителей и друзей, который характеризуется применением явных средств и способов воспитательного действия, выражается в особенной манере вербального и невербального общения [31].
Присутствует ряд всевозможных (обобщенных и детализированных) классификаций стилей семейного воспитания, в основе которых лежат особенности внутрисемейных и межличностных взаимоотношений, выражающихся в отношении родителей к личности ребенка, его виду мышления и деятельности; использовании способов наказания и поощрения; формировании высоконравственных основ и ценностей к находящимся вокруг людям и находящейся вокруг среде.
Популярным в психолого-педагогической литературе считается разделение стилей семейного воспитания на демократический (авторитетный), авторитарный, либеральный (снисходительный) и индифферентный (равнодушный) [34].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы