Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности 8
1.1. Проблема творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте 19
1.3. Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 26
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности 36
2.1. Результаты констатирующего исследования творческих способностей дошкольников 36
2.2. Организация изобразительной деятельности по развитию творческих способностей дошкольников 43
2.3. Результаты формирующего этапа педагогического исследования по развитию творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности 50
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Список литературы 59
Приложения 64

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время российскому обществу требуются нестандартные, разносторонне развитые личности: во всех сферах востребованы не только знающие, но и способные к осуществлению творческой деятельности люди. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творчества. Кроме того общеизвестно, что художественно — творческие способности, умения и навыки детей следует развивать как можно раньше, потому как занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей [12, 5].
В процессе занятий всеми видами изобразительной деятельности (среди которых: рисование, лепка, аппликация) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое им создано, огорчается, если что-то не вышло, что в целом отвечает культурно-исторической парадигме развития в детском возрасте и единству интеллектуального и эмоционального в этот период (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.И. Божович). Но самое главное заключается в том, что в процессе создания изображения, ребенком приобретаются различные знания, происходит уточнение и углубление его представлений об окружающем мире, в процессе работы им осмысливаются новые качества предметов, осуществляется овладение изобразительными навыками, умениями, приобретается опыт их практического использования.
Свобода творческого выражения дошкольников определяется не только образными представлениями и желанием к передаче их в рисунке, но и тем, как он владеет изобразительными средствами. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов также способствует их творческому развитию. В связи с этим важно включать в педагогический процесс разнообразные занятия изобразительной деятельности, на которых каждый ребенок может наиболее полным образом проявить себя без воздействия со стороны взрослого.
Изобразительная деятельность является одним из любимых видов детской деятельности. Развитие творческих способностей дошкольника – задача, стоящая перед взрослым. А это означает, что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что есть творчество вообще, и, в частности, детское, знания его специфических особенностей, умения тонко, тактично способствовать овладению необходимыми навыками, поддерживая при этом инициативу и самостоятельность ребенка [15, 121].
Развитием творческих способностей занимались многие ученые. В психологической науке (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Л.А. Венгер и др.) раскрыто понятие творческих способностей, выявлены их компоненты и этапы развития, рассмотрены взаимосвязь творчества с обучением, определены условия развития творчества в дошкольном возрасте. Педагогом Е.А. Флериной одной из первых дано определение понятию «детское художественное творчество», расширили и обогатили ее исследования Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Г.Г. Григорьева, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка, а Н.А. Ветлугина предложила показатели качества продукции детского художественного творчества, разработаны критерии оценки детского творчества Г. Гилфордом и Т.Торренсом, др.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 5, ст. 48 п. 4) «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» [51]. Однако при многообразии педагогических и психологических исследований проблема развития творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности остается открытой, недостаточно изученной в теории дошкольной педагогики и фрагментарно представлена в практике организации воспитания детей.
Таким образом, сказанное выше обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать психолого-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования – образовательный процесс детей дошкольного возраста.
Предмет – психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности будет происходить более эффективно, если будут соблюдаться следующие психолого-педагогические условия:
— занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста будут организованы с учетом дифференцированного подхода к детям;
— создана психологически комфортная среда и атмосфера эмоционального принятия каждым дошкольником;
— обеспечена самостоятельность и свобода выбора в выполнении творческих заданий старшими дошкольниками.
Задачи:
1. Теоретически обосновать особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.

2. Выявить психолого-педагогические возможности изобразительной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Методологической основой выступают системный (В.А. Левин) и личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Лук) подходы.
Теоретической основой исследования явились труды известных педагогов и психологов (Л.А. Венгер, А.Г. Ковалев, Б.М. Теплов., А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец), которые подчеркнули ведущую роль воспитания, обучения в развитии творческих способностей детей, а также работы исследователей-педагогов, непосредственно занимавшихся решением проблемы обучения и развития творческих способностей с помощью средств изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Л. Гусарова, З.А. Богатеева, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Н.А.Ветлугина, Е.А. Флерина и др.).
Методы исследования:
• общенаучные: анализ, синтез, обобщение, систематизация;
• педагогические: педагогический эксперимент, наблюдение;
• математические: статистическая обработка результатов иследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Почекуевская СОШ». Дети старшей группы, в количестве 20 человек, возраст 5-6 лет.
Этапы исследования:
1 этап – теоретический (ноябрь-декабрь 2018 г.). Анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение методологической основы исследования, формулирование методологического аппарата исследования, включающего проблему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.
2 этап – экспериментальный (февраль-март 2019 г.). Проведение первичной диагностики творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, обработка результатов, их анализ. Разработка и реализация психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, проверка их эффективности.
3 этап – аналитический (апрель-май 2019 г.). Повторная диагностика. Анализ результатов проведенного исследования, формулировка выводов.
Практическая значимость исследования: разработанные психолого-педагогические условия могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка источников и литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы:
Творческие способности являются комплексом психических свойств, которые обеспечивают создание продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью, и что обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление.
Особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте связаны с важнейшим новообразованием этого периода – воображением. Большинство из компонентов творчества в этом возрасте только начинает развиваться, хотя субъективно ребенком постоянно открывается что-то новое. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от развития воображения и креативного мышления, которые выступают в качестве их основы и обусловлены: появлением нового типа деятельности – творческого; развитием способности к осуществлению целостного планирования своей деятельности; включением ребенка в художественные виды деятельности (музыкально-ритмическую, театрализованную, музыкально-игровую, изобразительную, художественно-речевую), применением различных приемов по комбинированию раньше полученных представлений, а также их преобразованию.
Роль изобразительной деятельности как вида продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников заключается в возможности прямой постановки творческой задачи и ее максимально самостоятельном характере выполнения с использованием широкого арсенала методов и приемов (наглядных, словесных, игровых, метода стимулирования занимательным содержанием, метода «оживления», метода создания ситуации творческого поиска, технологических приемов), а также создании психолого-педагогических условий.
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности представлены: организацией предметно-развивающей среды; созданием ситуации успеха; сочетанием индивидуальных и коллективных видов работы; выстраиванием занятия на основе игрового сюжета; созданием ситуации творческого поиска; стимулированием детского творчества занимательным содержанием; использованием разнообразных художественных материалов и техник; наличие творческих заданий; проведение наблюдений перед рисованием с натуры; интеграцией различных видов искусства; выстраиванием занятия по изобразительной деятельности на основе дифференцированного подхода; созданием психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия каждого дошкольника; обеспечением самостоятельности и свободы выбора в выполнении творческих заданий; обеспечением позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
Результаты, полученные после апробации программы, в рамках которой были реализованы такие психолого-педагогические условия как: организация занятий по изобразительной деятельности с учетом дифференцированного подхода; создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия каждого дошкольника; обеспечение самостоятельности и свободы выбора в выполнении творческих заданий старшими дошкольниками, указывают на их эффективность в направлении развития творческих способностей дошкольников: доля детей с высоким и средним уровнем творческих способностей в экспериментальной группе увеличилась на 10% и 20%, низкий уровень уменьшился на 30%. В контрольной группе значительных изменений в уровне творческих способностей дошкольников не произошло.
Таким образом, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности

1.1. Проблема творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях

Задача данного параграфа заключается в изучении сущности понятия «творческие способности», однако ее решение требует рассмотрения и термина «творчество».
В научной литературе единый подход к трактовке дефиниции «творчество» отсутствует. Так, в большом психологическом словаре творчество рассматривается в качестве: человеческой деятельности, которая порождает что-то качественным образом новое, которого ранее не было, и имеющее ценность; всякой практической или теоретической деятельности человека, итог которой представлен новыми (по крайней мере, для субъекта деятельности) результатами, которыми могут быть представлены: знаниями, решениями, способами действия, материальными продуктами [3].
В другом справочном издании, творчество представлено в качестве психического процесса по созданию новых материальных и духовных ценностей; содержательной формы психической активности, которой обеспечивается успешность выполнения разнообразных видов деятельности [48].
Л.С. Выготским творчество определено как деятельность, в процессе которой создается нечто новое [7].
С педагогической точки зрения, творчество представлено в качестве активного взаимодействия субъекта с объектом, в результате которого субъектом осуществляется изменение окружающего мир, создание нового, социально значимого. В.Г Рындак в «Кратком педагогическом словаре» [41,57] перечисляет взгляды разных авторов на сущность рассматриваемого понятия. Так, А.Г. Шумилин отмечает, что творчество представлено некой движущей силой развития общества и окружающей его среды. А.Л.Никифоров, отмечая роль творчества в жизни человека, подчеркивает, что человек как вид не может существовать, если не будет творить, потому что его способность к творчеству обусловлена потребностью к поддержанию своего существования.
Творчество является активной формой самовыражения, которое может осуществляться посредством чего угодно: слова или движения, рисунка или скульптуры, стихотворения или мелодии [37].
Суть творчества заключается в:
— способности к придумыванию, изобретению чего-то совершенно нового;
— способности к принятию изменений и новшеств, стремлению осуществлять экспериментирование с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения;
— в создании совершенно новых образов.
Одним из видов творчества является изобразительное творчество.
Изобразительное творчество — процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации; отражение ребенком окружающей действительности в последних [18].
С точки зрения А.С. Галанова, изобразительное творчество — деятельность по созданию художественного образа на основе восприятия, переработки и отображении наиболее характерных особенностей [9].
Признаками детского изобразительного творчества, по мнению ученого, являются:
— эмоциональные образы видения,
— нестандартные способы реше¬ния,
— непродуктивность выполнения изображения [9].
Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отделены друг от друга.
Н.Ф. Вишнякова отмечает, что изобразительное творчество способствует:
— развитию концентрации внимания дошкольников,
— сенсорному развитию (зрительное и осязательное восприятие предметов), поскольку ребенок должен прежде проанализировать объект изображения,
— развитию пространственного, образного, логического мышления (зрительный анализ и синтез),
— развитию мелкой моторики, координации движений,
— уточнению и углублению знаний об окружающем мире,
— эмоциональному и эстетическому развитию,
— поднятию самооцен¬ки, развитию самоуважения и успешности [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы