Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психолого-педагогические условия формирования навыков медиации младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕДИАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Особенности развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте 7
1.2. Особенности развития конфликтов в группе младших школьников 14
1.3. Медиация как способ разрешения конфликтов 20
1.4. Образовательные практики по формированию навыков медиации у детей и подростков 23
Выводы 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕДИАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Описание и анализ результаты исследования межличностных отношений младших школьников (констатирующий этап исследования) 43
2.3. Процесс формирования навыков медиации у младших школьников 47
2.4. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа исследования 56
Выводы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Введение:
Всестороннее реформирование отечественной системы образования на принципах гуманизма и демократии, что нашло свое выражение в правительственных документах и нормативно-правовых актах, невозможно без исследований посвященных совершенствованию учебно-воспитательной работы с детьми, оптимизации процесса их личностного становления в обществе.
Вследствие изменения общественных ориентиров и отношений, устоявшаяся система ценностей и образа жизни сегодня объективно требует определенной переоценки и осознанного осмысления. В связи с этим актуализируется проблема поиска новых подходов к построению образовательного процесса с целью формирования у ребенка устойчивых тенденций в поведении, способности к взаимодействию, социальной зрелости, развитию и становлению личности в коллективе сверстников.
Образовательный процесс в начальных классах ориентирован на сотрудничество, взаимодействие, свободу, ответственность в воспитании ребенка. Средством осуществления данных ориентаций выступает детский коллектив.
Но в связи с ориентацией современной теории и практики на воспитание личности каждого отдельного ребенка, признание его ценности и уникальности, несколько нивелируется роль коллектива в становлении личности младшего школьника. Несмотря на то, что коллектив выступает действенным инструментом воспитания ребенка, инструментом его всестороннего и гармоничного развития.
Анализ научных работ по проблеме исследований личности и коллектива показал, что наиболее изученными являются следующие аспекты: социальное развитие личности в коллективе (В. Сухомлинский, К. Ушинский), структура коллектива (Г.Селевко), организация жизнедеятельности в коллективе (Л.Новикова), онтология коллективного действия (Белл), воспитание личности через коллектив (К.Юдина, С.Якшина), ребенок в коллективе сверстников (социальный аспект) (Л.Якименко) и т.д.
Изучение взаимоотношений у детей — традиционное явление в отечественной и зарубежной социально-психологической и педагогической науках. Проблемами межличностных взаимоотношений детей довольно подробно занимались В. В. Абраменкова, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский, Е. А. Смирнова, В. Г. Утробин, Д. И.Фельдштейн и др. Изучением межличностных отношений как основным фактором, способствующим формированию и становлению личности, занимались многие известные психологи и педагоги, а именно Г. А. Рокова, В. П. Вахтеров, А.А.Реан, М. В. Гамезо, Б. С. Волков. Ученые отмечают, что в младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только лучше осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Итак, межличностные отношения являются одним из факторов, влияющих на развитие личности. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы актуальны и сегодня.
Объект исследования — психологический анализ конфликтных ситуаций среди младших школьников.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования навыков медиации у младших школьников.
Цель исследования заключается в анализе психолого-педагогических условий формирования навыков медиации у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены такие задачи:
1. Уточнить психологические особенности конфликта, его структуру, сферу, динамику в детских группах начальной школы.
2. В ходе теоретического анализа выявить факторы, которые способствуют возникновению конфликтных ситуаций младших школьников.
3. Определить, используя комплекс психодиагностических методов и методик, психологический симптомокомплекс конфликтности младших школьников
4. Разработать рекомендации по психологической и профилактике конфликтных ситуаций среди младших школьников путем формирования навыков медиации.
Методологической основой исследования стали научно-психологические представления о сущности и закономерности младшего школьного возраста (Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, Д.Ф. Николенко и др), исследования посвященные проблеме единства психики и деятельности (Л.С. Выготский, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); системный подход к исследованию личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); становления и развития личности и психологических основ педагогического содействия (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Н.С. Неймарк, П.Г. Чамата, Н.Й. Боришевский, Н.Ю. Максимова, Т.М. Титаренко, Н.В. Чепелева, Д.И. Фельдштейн); принципы гуманистического подхода к воспитанию (Я.А. Коменский, Й. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, К. Роджерс).
Методы исследования. Для решения поставленных задач на различных этапах исследования применялись следующие методы: анализ и систематизация научных литературных источников, сравнение и обобщение данных теоретических и экспериментальных исследований, психологический эксперимент, включавший констатирующую, формирующую и контрольную части, анализ реальной ситуации взаимодействия младших школьников с окружающими, метод включенного наблюдения, беседы, а также психолого-диагностический метод, представленный стандартизированными и проективными методиками. Эмпирические данные обрабатывались методами математической статистики. Интерпретация данных проводилась на основе методов непараметрической статистики и последующего качественного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении психологических знаний о детерминации конфликтных ситуаций среди младших школьников; выяснении основных факторов, которые влияют на динамику конфликтности детей; моделировании психологического симптомокомплекса особенностей младших школьников, склонных к конфликтам со сверстниками; определении принципиальных подходов и обосновании способов и методов психологической коррекции конфликтного поведения детей младшего школьного возраста; определении направлений работы по профилактике конфликтных проявлений в поведении младших школьников и решении конфликтных ситуаций с использованием медиации.
Практическое значение работы обеспечивается разработкой психо-диагностического комплекса для выявления психологических особенностей младших школьников, склонных к конфликтным проявлениям в общении; разработкой практических рекомендаций по формированию навыков медиации у младших школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной деятельности практических психологов школьных, учебно-воспитательных заведений.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, выводов, и список литературы.
Заключение:
В основе развития взаимоотношений у детей лежит потребность в общении, и это требование меняется с возрастом. Оно удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый ребенок занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений, на которые влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, интересы, языковая культура, индивидуальные этические качества. Реализация программы осуществлялась в ходе совместной с детьми деятельности через игры и игровые упражнения.
Результаты повторной оценки личностного поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками по методике изучения поведения ребенка при взаимодействии со сверстниками (по Т. В. Сенько) показали, что у детей экспериментальной группы показатели более выражено показывают позитивную тенденцию в изменениях, что выражается ростом количества детей, что имеют высокий уровень развития поведенческой активности.
Результаты исследований подтверждают эффективность рекомендуемой программы.
Фрагмент текста работы:
Современная система образования должна гарантировать создание условий для гармоничного, максимально благоприятного психического и социального развития школьников и усвоения ими необходимой учебной информации, закладывать основу дальнейшего саморазвития и самоопределения учащихся. Все этапы обучения — начальный, средний и старший — одинаково важны и одинаково ответственны в процессе обучения и воспитания ученика в школе. На каждом из этих этапов должна быть создана соответствующая организационно-педагогическая среда, обеспечивающая качество учебно-воспитательного процесса в целом. Новые ориентации и ценности современного образования обусловливают необходимость понимать ученика как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность. Глубокое знание индивидуальных особенностей ученика необходимо для решения двух задач, взаимосвязанных между собой: 1) индивидуализации — поддержки и развития отдельного, особого, своеобразного как потенциала личности; 2) социализации — адаптации в социальной среде и самореализации личности в ней.
А. Савченко отмечает, что изучение личности младшего школьника является предпосылкой успешной организации его учебной деятельности. К важнейшим ресурсам такого обучения и дальнейшего формирования умений учиться относятся рекомендации по дидактике обучения, педагогической диагностике и практической психологии, что приобретают в начальной школе распространения . Однако содержание обучения по-разному усваивается учениками и влияет на их развитие в зависимости от методов обучения. Поэтому именно учебная деятельность должна находиться под пристальным вниманием ученых, педагогов, родителей.
Идеи поддержки личностного и индивидуального развития представлены в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Р. Бернс и Бодалев рассматривают психологическую поддержку развития личности ребенка через создание доброжелательного психологического климата. А. Г. Асмолов понимает поддержку ребенка как содействие в его развитии; А. В. Мудрик — как помощь в социальном воспитании (в процессе социализации). Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы психологии младшего школьника исследовали в своих трудах многие ученые, в частности, Б. Ананьев, В. Давыдов, Д. Эльконин Л. Занков. С восторгом писали о младших школьниках выдающиеся ученые-педагоги Ш. Амонашвили, В. Сухомлинский и др.
Индивидуальные черты младших школьников, обстоятельства жизни обязательно сказываются на качестве их знаний. Поэтому не только возрастные, но и типологические особенности своих воспитанников должен хорошо знать педагог. Содержание, формы, методы обучения и воспитания должны избираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.
Представление о свойствах и возможностях каждого возрастного периода психологи связывают с возрастной стратификацией, то есть «системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт), существующих в данном обществе». При этом между возрастом и социальными возможностями индивида существует определенная взаимозависимость: хронологический возраст, а точнее «предусмотренный им уровень развития индивида прямо или косвенно предусматривает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.д .». Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций. В реальности это проявляется в том, что, с одной стороны, общество постоянно «руководит» перераспределением индивидов определенного возраста в соответствии с социальными системами и ролями, а с другой — социализация побуждает индивида к усвоению на каждом возрастном этапе новых социальных ролей и отказу от предыдущих.
В период школьного детства развитие личности происходит особенно динамично и обозначено глубинными преобразованиями. В это время интенсивно развиваются процессы индивидуализации и социализации личности, происходит становление сознания школьника, самосознания, личностного самоопределения . Знание особенностей социального и нравственного развития младшего школьника позволяет оптимизировать воспитательную деятельность различных социальных институтов для обеспечения успешности социализации детей этой возрастной категории.
«Образ себя» ребенка младшего школьного возраста наполняется представлениями о своих личностных качествах. Дети начинают рассуждать о тех из них, которые проявляются в играх, учебной деятельности, в отношениях со сверстниками и взрослыми. Лучшему осознанию подвергаются качества, связанные с учебной деятельностью, меньшей — те, что касаются морально волевой сферы .