Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности личности подростков в дисфункциональной семье.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
I ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРОВ 4
1.1 Проблема дисфункциональной семьи в психолого-педагогической литературе 4
1.2 Психологические особенности личности подростка 13
1.3 Основные причины и факторы, влияющие на личностное развитие подростка 20
Выводы по I главе 31
II ГЛАВА. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 33
2.1 Методы и процедуры исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 38
2.3 Рекомендации родителям и преподавателям, работающим с детьми из дисфункциональных семей, направленные на оптимизацию формирования личности подростка 46
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Литература 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Введение:
Актуальность проблемы. Проблема развития личности, социализации является одной из фундаментальных проблем социально-психологических знаний. Прежде всего, это связано с тем, что результатом социализации является функционирующая личность, имеющая достаточный уровень адаптивного потенциала, способная приспосабливаться к новым условиям среды.
Можно отметить, что социальная среда сегодня имеет особенность – высокую степень изменчивости. Так формируется требование к личности – пластичность. Сегодня в социальной среде можно отметить меняющиеся ценности, деформации смыслов жизни, формирование новых требований к субъектам деятельности.
Так социальная среда выдвигает высокие социальные требования, подкрепленные социальными нормами. Нарушение социальных норм, что является признаком трансформации процесса социализации, приобрело в последние годы массовый характер и вывело эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
В настоящее время проблема социализации особенно актуальна в подростковой среде. Прежде всего, это связано с особенностями развития молодого человека, данный возраст приходится на период от 12 до 15 лет. Так этот период связан с созреванием личности, профессионализацией.
Степень изученности проблемы. Анализ разработанности проблемы приводит к выделению нескольких подходов в проблеме развития личности. Так можно отметить структурализм, который свойственен представителям классической социологии, среди исследователей можно выделить следующие фундаментальные работы: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, О. Конт и ряд других исследователей.
Далее социализация рассматривалась в русле феноменологического подхода, можно выделить авторов: Д. Мид, Ч. Кули, А. Шюц и др. Основной идеей данных работ является признание наличия субъективности, свойственной для конкретного человека.
Так можно отметить высокий интерес к проблеме социализации, а одной из основных систем развития личности ребенка является семья, в нашей работе рассматривается особенности развития личности в контексте нарушений функционирования семьи.
Проблема исследования – выявление специфики развития личности подростков (в возрасте от 15 до 30 лет) в условиях дисфункциональной семьи.
Цель работы – анализ особенностей процесса социализации молодежи в современных социальных условиях.
Объект исследования – особенности развития личности подростков.
Предмет исследования – возможности регулирования процесса развития личности подростков в условиях дисфункциональной семьи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы особенностей процесса развития личности подростков за счет анализа монографий, диссертационных исследования, научных статей, эмпирических данных;
2. Составить план исследования, направленного на анализ особенностей развития личности подростков в условиях дисфункциональной семьи;
3. Выявить возможности регулирования процесса развития личности подростков в условиях дисфункциональной семьи.
Для подтверждения нашего предположения нами использовались такие методы исследования как:
• теоретические: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам социализации;
• сбора данных: использовались стандартизированные психологические методы.
Заключение:
Нами была проведена работа по проблеме развития личности подростков в условиях дисфункциональной семьи, которая является одной из фундаментальных проблем социально-психологических знаний. Результатом процесса социализации становится функционирующая личность, имеющая достаточный уровень адаптивного потенциала, способная приспосабливаться к новым условиям среды.
В первой части работы был проведен теоретический анализ проблемы особенностей процесса развития личности подростков в условиях дисфункциональной семьи за счет анализа монографий, диссертационных исследования, научных статей, эмпирических данных. В ходе теоретического анализа мы обратились к работам следующих авторов: Д. Мид, Ч. Кули, А. Шюц, которые рассматривали социализацию в рамках феменологического подхода, идеи самоактуализации личности А. Маслоу, теория М. Вебера «социального действия», идеи А. Бандуры «социального научения», подход Дж.К. Коулмена «фокальная теория взросления» и др., также были рассмотрены работы Пригожина и Г. Хакена, отечественных исследователей: С.П. Курдюмова, Е.Н. Князева, А.П. Назаретяна, В.И. Аршинова, Г.Г. Малинецкого и т.д.
Далее был составлен план исследования, направленного на анализ особенностей процесса социализации развития личности подростков в условиях дисфункциональной семьи. В исследовании приняло участие 5 человек, возраст участников составил от 12 до 14 лет.
Далее выявлены возможности регулирования процесса развития личности подростков в условиях дисфункциональной семьи. На основании проведенного исследования, можно сделать заключительные выводы. Нами были рассмотрены особенности развития личности подростков в условиях дисфункциональной семьи. Так цель исследования достигнута..
Фрагмент текста работы:
I ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРОВ
1.1 Проблема дисфункциональной семьи в психолого-педагогической литературе
Предметом исследования в данной работе является процесс социализации, в данной части работы мы обратились к теоретическим данным, посвященным разработке данной категории в социологии.
В историческом аспекте социализация как предмет социологического исследования широко изучен, однако можно отметить, что на сегодня не существует единого подхода к определению данной категории. Так можно отметить два направления определения социализации как социального явления: через процесс «воспитания» и через процесс «формирования» личности.
Однако единым для всех определений является результат процесса социализации – личность. В соответствии с подходом Г.М. Андреевой [4], существует два компонента формирования личности: наследственность и среда. Основными институтами социализации личности, называемыми ею «трансляторами социального опыта», в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, является семья, школа, трудовой коллектив.
Личность в работе рассматривается в контексте проблемы культурных потребностей. Так личность рассматривается нами как уникальная совокупность наследственных факторов, включенных в социальную действительность, так потребности определяют активность индивида к развитию наследственных задатков в способности посредством общественно значимой деятельности. Данный подход широко отражен в работе И.Ф. Петрова и Л.И. Петрова [32].
Так раскрывая понятие процесса социализации можно обратиться к работам Н.Д. Зотова [18], который указывает, что процесс социализации раскрывается во всестороннем преобразовании индивида, вплоть до физиологических преобразований.
Социализация является сложным процессом включения индивида в социальную действительность, результатом включения является усвоение социальных норм, становление ценностной структуры, формирование паттернов поведения, совокупность данных процессов отражает успешное функционирование в социуме.
Т. Парсонс считал, что индивид осуществляет лишь «частичное участие» в социальной жизни через выполнение определенных социальных ролей – данные идеи нашли отражения в множестве исследований и теорий. Ролевое исполнение поведения является функцией статуса индивида, а статусно-ролевая система является матрицей социальной структуры общества.
В зарубежных подходах социализация рассматривается как двусторонний процесс, обеспечивающий функционирование социальных групп и личности. Так социализация как социальный феномен формирует стабильность социальных институтов, сообществ – это происходит за счет включение в них новых членов, обладающих теми же свойствами и ценностями.
По мнению Т. Парсонса равновесие и устойчивость социальных систем достигается социализаций и социальным контролем, обеспечивающими сохранение и воспроизводство нормативно-ценностной составляющей общества.
Можно отметить, что социализация представляет собой целостный процесс становления личности за счет включения в социум, включает в себя педагогическое воздействие, а также самостоятельный компонент становления личности: самовоспитание, саморазвитие.
В диссертационном исследовании Е.М. Николаевой раскрыты идеи социализации как определяющий компонент особенностей протекания и специфики результата социальной адаптации [27] Так Е.М. Николаева рассмотрела процесс социализации как фундаментальный процесс адаптации личности к современным условиям, включающий в себя такие процессы как интериоризация, приобщение к социальной действительности. Результатом социализации является освоение человеком социально-исторического опыта, который и определяет эффект социализации. Автор поясняет, что эффект социализации может быть раскрыт через личностное самоопределение [16].
В рамках данной работы нами рассматривается молодежь, включенная в современную социальную среду. Основой данного анализа может являться деятельностный подход. Деятельность в работе рассматривается как интегральный фактор, включающий в себя как внешние, так и внутренние предпосылки развития личности, основой развития самосознания, личности молодежи, формирования их активности, поведения, основой социализации.
Дж. Смелзер отмечает, что успешность социализации обуславливается следующими факторами:
1. Изменения поведения
2. Ожидания
3. Стремление к конформизму [8].
Процесс усвоения и принятия социальных ценностей связано с включением личности в практическую деятельность, которая всегда сопровождается включением индивида в социальные отношения.
Приобщение к социальной среде сопровождается предъявлением социума требований к поведению индивида. Социальная группа выполняет функцию социального контроля, т.е. фактически производит регуляцию социального поведения.
Совокупность внешних факторов и особенностей индивидных свойств являющихся внутренними психологическими основаниями, определяют становление ценностной системы личности в процессе взаимодействия, реализующегося в деятельности индивида. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью к самовыражению, творчеству, применению своих способностей».