Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности эмоционально-волевой сферы у детей в разновозрастной группе детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
1.1. Эмоционально-волевая сфера 14
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста 23
1.3. Понятие разновозрастной группы и психолого-педагогические особенности ее организации 29
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 37
2.1. Цель и задачи исследования 37
2.2. Характеристика участников эксперимента 38
2.3. Методика констатирующего эксперимента 39
2.4. Анализ результатов эксперимента 41
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Введение:
Актуальность темы исследования. Дошкольное детство – особенно короткий отрезок в жизни каждого человека, всего первые семь лет, но они в свою очередь имеют огромное значение. В данный период развитие идет как никогда стремительно и бурно. Из ничего не умеющего, совершенно беспомощного существа младенец превращается в активную, относительно самостоятельную личность. Получают определенное развитие абсолютно все стороны психики ребенка, в следствие чего закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из главных направлений психического развития в возрасте дошкольного детства выступает формирование основ личности.
Ребенок начинает осознавать свое собственное «Я», свою деятельность, активность, начинает объективно оценивать самого себя. Малыш научается в определенных пределах управлять своей деятельностью и поведением, предвидеть результат своих поступков и контролировать их выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: формируются высшие чувства, обогащается содержание эмоций.
Маленький ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями. Его чувства быстро загораются и так же быстро гаснут. С развитием эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда дети усваивают нормы морали и соотносят с ними свои собственные поступки.
Дошкольники учатся понимать не просто свои чувства, но также и переживания других людей. Они начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через пантомимику и мимику. Ребенок может сочувствовать, сопереживать литературному герою, передавать, разыгрывать в сюжетно-ролевой игре разные эмоциональные состояния.
На сегодняшний день накоплены довольно обширные экспериментальные данные о непосредственном влиянии эмоциональных процессов на деятельность человека. Основной смысл результатов данных исследований заключается в том, что умеренные величины эмоционального напряжения способствуют целесообразности поведения и продуктивности деятельности, тогда как низкий и высокий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. В работах Дж. Луфборроу и Э. Гельгорн рассматривается также другая направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезорганизуют не только память, воображение, мышление, но и само эмоциональное поведение. Эмоции тесно связаны с интеллектуальными, волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами.
Эмоциональная жизнь дошкольника связана с преобладанием чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется непосредственностью, непроизвольностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурны. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, любви, сострадания, привязанности, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и порицание, и наказание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко плачет и обижается, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так же быстро забывается и угасает.
Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. В разновозрастной группе от педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени. Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.
Заключение:
В результате теоретического анализа особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников в разновозрастной группе детского сада, мы можем сделать следующие выводы:
1) Эмоции – это психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта. Воля – это сознательная саморегуляция поведения, которая проявляется в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, что осознаются субъектом как возможность и необходимость, способность человека к самомобилизации, саморегуляции и самодетерминации.
2) Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, что характеризуют содержание, динамику и качество его чувств и эмоций. Это не только предпосылка успешного усвоения знаний, но также данный процесс определяет успех обучения в целом, способствует развитию личности.
3) Дети дошкольного возраста очень эмоциональны: чувства господствуют над всеми их сторонами жизни, придавая им особенную окраску. Дошкольный возраст – это решающий и уникальный период развития ребенка, это именно то время, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля, а также развивается эмоциональная сфера детей.
4) Разновозрастная группа – это объединенная группа детей с разным уровнем физических и умственных способностей, сформированная в результате обстоятельств или целенаправленно, с целью проведения конкретной коррекционной работы. Это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разные положения.
В практической части нашего исследования нами было проведено экспериментальное изучение эмоционально-волевой сферы детей, посещающих разновозрастную группу детского сада. Исследование состояло из нескольких этапов. На констатирующем этапе мы провели диагностику эмоционально-волевой сферы 15 воспитанников. Мы выявили, что у детей наблюдаются различные эмоциональные проблемы, такие как повышенная тревожность, большое число страхов и т.д. Сила воли дошкольников также критично низкая. Поэтому было решено провести коррекционную работу, направленную на развитие эмоционально-волевой сферы у детей в разновозрастной группе детского сада.
В процессе работы над исследованием мы изучили общие аспекты развития эмоционально-волевой сферы дошкольника. Мы увидели, насколько важна данная функция для общего развития детей, для становления их личности, для формирования у них жизненного опыта. У детей лучше, нежели у взрослых, развита интуитивная способность понимать чужое эмоциональное состояние, так как они не придают такого значения словам, чем взрослые. Поэтому особенно важно не упустить это благоприятное время для развития у детей эмпатии, общительности, сострадания, доброты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Эмоционально-волевая сфера
Все психические процессы – это специфический продукт деятельности мозга, то есть продукт, сущность которого заключена в отражении окружающей действительности.
В данном понимании слово «продукт» — это нечто субстанциональное, особого рода функциональные состояния.
Эмоциональные процессы – это один из видов этого состояния. Отечественные психологи отмечают, что эмоции являются особой формой отношения к явлениям и предметам действительности, выделяют три аспекта данных процессов:
1. Аспект переживания (Г.Ш. Шингаров, С.Л. Рубинштейн).
2. Аспект отношения (П.М. Якобсон).
3. Аспект отражения (Г.А.Фортунатов, Я.М. Веккер).
Согласно первому аспекту, специфичность эмоций заключается в переживании отношений и событий. Рубинштейн С.Л. отмечал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к его окружению, к тому, что он делает и познаёт» [42, 125].
Иной взгляд на определение эмоций заключается в том, что эмоции (чувства) – это форма активного отношения того или иного человека к окружающему его миру. Якобсон П.М. пишет, что «…человек не отражает пассивно или автоматически окружающую его действительность. Он, активно воздействуя на внешнюю среду, а затем, познавая ее, в то же время субъективно переживает своё отношение непосредственно к явлениям и предметам реального мира» [52].
Аспект отражения подразумевает, что эмоции (чувства) – это специфическая форма отражения значения какого-либо объекта для субъекта. Якобсон П.М. и Фортунатов Г.А. дают следующее определение эмоциональным процессам: «это отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам» [48].
Эмоции появляются при особенно сложном взаимодействии субъекта и объекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. Следовательно, по мнению М.И. Лисиной, эмоции, отражая окружающую нас действительность, выполняют оценочную функцию познания: «В процессе познания с одной стороны субъект отражает явления и предметы такими, какие они есть в их естественных связях и отношениях, с другой же стороны, он оценивает данные явления в качестве своих установок и потребностей» [33].
Многие отечественные психологи, такие как, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн выдвигали множество принципиально важных положений о зависимости эмоций от характера деятельности человека, об их регулирующей роли в данной деятельности и об их развитии в ходе усвоения личностью общественного опыта. В связи с этим указывалось на связь эмоций непосредственно с мотивом деятельности. А.Н. Леонтьев отмечал, что эмоции не просто соответствуют той деятельности, где они возникают, но также подчиняются ей и её мотивам. С другой же стороны, по мнению А.В. Запорожца и Я.З. Неверович, эмоции играют особенно важную роль в реализации этих мотивов. Исследователи считают, что «все эмоции представляют не процесс активизации, а именно форму отражения субъектом действительности, в которой происходит психическое управление активизацией, или, другими словами, осуществляется психическая регуляция общей динамики и направленности поведения» [25, 59-73].