Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Взаимосвязь типов семейного воспитания и самооценки дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Семья как институт социализации личности 6
1.2 Формы родительского отношения и стили семейного воспитания 14
1.3 Условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье 20
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ И ФАКТОРЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 24
2.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки 24
2.2 Этапы становления самооценки 29
2.3 Факторы, влияющие на становление и развитие самооценки 32
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА 39
3.1 Ход исследования и описание методик 39
3.2 Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

  

Введение:

 

Актуальность. Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. При этом, совершенно особое место в периоде детства занимает непосредственно старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрастном периоде начинает осознавать и обобщать собственные переживания, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
При этом важно учитывать тот факт, что личность ребенка сама по себе начинает формироваться внутри института семьи. Становление личности проходит через определенные этапы, что зависит от возраста и психологических особенностей ребенка. Соответственно, следует сказать о том, что оценка ребенком дошкольного возраста самого себя чаще всего зависит от оценки взрослого и, прежде всего, в процессе формирования самооценки у них преимущественную роль играют особенности семейного воспитания.
Теоретическая модель исследования. Развитие самооценки у ребенка – это очень важный процесс, который имеет сложнейшие системные структурные характеристики, в состав которых можно включить: эмоциональные, когнитивные, поведенческие компоненты, все это говорит о том, что исследование развития процесса формирования самооценки у ребенка, нуждается в комплексном подходе, а также учете социальных и биологических факторов в развитии ребенка.
Проблема взаимосвязи семейного воспитания и самооценки дошкольника изучена в настоящее время мало. Тем не менее, можно найти подобные исследования в трудах М.А. Донецкой [19], А.И. Тайгуновой и Е.В. Головнева [49], О.В, Маматова [28].
Объект данной работы: самооценка старших дошкольников.
Предметом исследования самооценка старших дошкольников в семьях с различными стилями семейного воспитания.
Цель исследования: выявить взаимосвязь семейного воспитания и самооценки дошкольников.
Исходя их поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— Рассмотреть семью как институт социализации.
— Изучить формы родительского отношения и стили семейного воспитания.
— Представить условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье.
— Определить ключевые аспекты самооценки и факторы ее формирования.
— Провести эмпирическое исследование влияние семьи на самооценку дошкольника.
Методологической базой исследования являются теоретические подходы Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, которые выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков; С.С. Степанова, который выделил стили воспитания.
Гипотеза исследования заключается в том, что стили семейного воспитания влияют на заниженную, адекватную и завышенную самооценку.
Методы представленного исследования. В данной работе были использованы теоретические методы (анализ, синтез) и практические, среди которых подбор диагностического материала, анкетирование, метод проектов, методы математической обработки данных.
Процедура подготовки (адаптации) методики. Эмпирические индикаторы были подготовлены на основании представленного теоретического материала, из которого следует, что форма семейных отношений представляется одним из условий формирования позитивной самооценки дошкольников. Эмпирические индикаторы были сформированы на основе подобранного диагностического материала, который уже обладает данными индикаторами.
Был проведен психометрический анализ отобранного диагностического материала. Было выявлено, что проективные методики соответствуют психомоторным возрастным характеристикам ребенка дошкольного возраста, в то время как опросник является понятным взрослым (родителям) в силу сформированности их психических процессов.
Методики:
1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) (опросник для родителей) [38].
2. Методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте [31].
3. Методика определения самооценки ребенка «Лесенка».
Структура данной работы. Работа состоит из введения, основной части, которая состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В ходе решения первой задачи была рассмотрена семья как институт социализации личности. Было выяснено, что семья является самым первым и главным институтом социализации каждого человека. Семейное воспитание – всегда достаточно эмоционально, именно оно является проводником ребенка во взрослый мир. Внутри семьи решается проблема социализации путем постепенного введения ребенка в общество. Соответственно с этим следует сказать о том, что проблема социализации в семье представляет собой определенное синтезирующее звено в исследовании соотносительной роли социальных групп в процессе личностного развития.
В ходе решения второй задачи были рассмотрены формы семейного отношения. Было выяснено, что родительские стили отношения обуславливают характер микроклимата внутри семьи, определяя статус каждого из ее членов. В частности, так происходит при авторитарных формах воспитания, когда родитель – беспрекословный авторитет, который не приемлет пререканий от ребенка и требует безукоризненного исполнения его требований. Такие дети, как правило, в обществе очень скромны и зажаты, а также обладают низким уровнем самооценки. Дети родителей, которые дружественно к ним относятся, как правило, адекватны в самооценке. Соответственно, форма родительского воспитания имеет непосредственное отношение к личностной самооценке.
В ходе решения третьей задачи были изучены условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье. Было выяснено, что семья – это база всей социальности ребенка и его внутреннего мира. Непосредственно в семье закладываются основные личностные качества, в том числе и личностная самооценка, которая в структуре общественной действительности очень важна для качественного процесса социализации. Как мы уже заметили, от формы семейного воспитания очень сильно зависит самооценка. Соответственно, для формирования позитивной самооценки личности ребенка старшего дошкольного возраста необходима здоровая атмосфера внутри семьи, лояльные родители.
В ходе решения четвертой задачи были рассмотрены ключевые аспекты самооценки и факторы ее формирования. Было выяснено, что в настоящее время исследование феномена самооценки сфокусировано, преимущественно, на изучении ее уровня. Следовательно, можно говорить о том, что преимущественную роль в процессе исследования проблематики влияния личности в обществе играют взгляды на самооценку, в частности, ее занижение или завышение рассматривается авторами как категория, обуславливающая положение в обществе и психологическое состояние личности.
Интересно заметить, что у любого ребенка становление самооценки происходит постепенно, поэтапно налаживаясь в процессе взросления. Причем, следует отметить, что самооценка у ребенка часто недифференцированна, и только к подростковому возрасту она оформляется в что-то весьма определенное. Недифференцированность самооценки обуславливает то, что ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста лет рассматривает оценку взрослого как результат отдельного действия при оценке своей личности в общем понимании, исходя из чего педагогу необходимо учитывать это и действовать в соответствии с психологическими особенностями ребенка.
Становление самооценки старшего дошкольника можно понимать, как результат усвоения отношения к нему с точки зрения педагога, родителей и сверстников, а также в качестве результата представления о самом себе.
Факторы, которые влияют на самооценку личности старшего дошкольника, могут быть как внешними, так и внутренними. Причем, мы полагаем, что внешние в данный возрастной период являются преимущественными, поскольку ребенок очень зависим от мнения окружающих, в большей степени от мнения педагогов и родителей.
В ходе решения этой задачи было проведено эмпирическое исследование влияния семьи на самооценку дошкольника. Первоначально был подобран диагностический инструментарий, подобрана база исследования и описаны респонденты. Нами была выявлена необходимость провести опрос родителей, а также проективные методики с детьми, после чего выявить их корреляцию.
Мы выяснили, что родительское воспитание оказывает очень сильное влияние на самооценку детей, в частности, неуверенность, которую передают родители своим детям, гиперопекаемость.
Все это выливается в результате в низкую самооценку старшего дошкольника. Соответственно, уверенные родители доверяют своему ребенку и воспитывают его с достоинством. такие дети имеют высокий уровень самооценки.
Родители, чьи дети растут в здоровой семейной обстановке, где каждая личность имеет ценность, имеют адекватный уровень самооценки.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза представленного исследования, которая заключалась в том, что форма семейного воспитания оказывает существенное влияние на самооценку ребенка дошкольного возраста.
Задачи данного исследования решены.
Цель исследования является достигнутой.

 

Заключение:

 

Актуальность. Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. При этом, совершенно особое место в периоде детства занимает непосредственно старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрастном периоде начинает осознавать и обобщать собственные переживания, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
При этом важно учитывать тот факт, что личность ребенка сама по себе начинает формироваться внутри института семьи. Становление личности проходит через определенные этапы, что зависит от возраста и психологических особенностей ребенка. Соответственно, следует сказать о том, что оценка ребенком дошкольного возраста самого себя чаще всего зависит от оценки взрослого и, прежде всего, в процессе формирования самооценки у них преимущественную роль играют особенности семейного воспитания.
Теоретическая модель исследования. Развитие самооценки у ребенка – это очень важный процесс, который имеет сложнейшие системные структурные характеристики, в состав которых можно включить: эмоциональные, когнитивные, поведенческие компоненты, все это говорит о том, что исследование развития процесса формирования самооценки у ребенка, нуждается в комплексном подходе, а также учете социальных и биологических факторов в развитии ребенка.
Проблема взаимосвязи семейного воспитания и самооценки дошкольника изучена в настоящее время мало. Тем не менее, можно найти подобные исследования в трудах М.А. Донецкой [19], А.И. Тайгуновой и Е.В. Головнева [49], О.В, Маматова [28].
Объект данной работы: самооценка старших дошкольников.
Предметом исследования самооценка старших дошкольников в семьях с различными стилями семейного воспитания.
Цель исследования: выявить взаимосвязь семейного воспитания и самооценки дошкольников.
Исходя их поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— Рассмотреть семью как институт социализации.
— Изучить формы родительского отношения и стили семейного воспитания.
— Представить условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье.
— Определить ключевые аспекты самооценки и факторы ее формирования.
— Провести эмпирическое исследование влияние семьи на самооценку дошкольника.
Методологической базой исследования являются теоретические подходы Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, которые выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков; С.С. Степанова, который выделил стили воспитания.
Гипотеза исследования заключается в том, что стили семейного воспитания влияют на заниженную, адекватную и завышенную самооценку.
Методы представленного исследования. В данной работе были использованы теоретические методы (анализ, синтез) и практические, среди которых подбор диагностического материала, анкетирование, метод проектов, методы математической обработки данных.
Процедура подготовки (адаптации) методики. Эмпирические индикаторы были подготовлены на основании представленного теоретического материала, из которого следует, что форма семейных отношений представляется одним из условий формирования позитивной самооценки дошкольников. Эмпирические индикаторы были сформированы на основе подобранного диагностического материала, который уже обладает данными индикаторами.
Был проведен психометрический анализ отобранного диагностического материала. Было выявлено, что проективные методики соответствуют психомоторным возрастным характеристикам ребенка дошкольного возраста, в то время как опросник является понятным взрослым (родителям) в силу сформированности их психических процессов.
Методики:
1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) (опросник для родителей) [38].
2. Методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте [31].
3. Методика определения самооценки ребенка «Лесенка».
Структура данной работы. Работа состоит из введения, основной части, которая состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Семья как институт социализации личности

Ключевым институтом социализации на сегодняшний день можно назвать именно семью. Можно сказать о том, что семейные проблемы и проблемы, которые касаются вопросов семейного воспитания, были актуальны издавна. Например, эту тему исследовали мыслители прошлого, а именно: Платон, Аристотель, Я. А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо и другие. У них можно увидеть достаточно ценностное отношение к такому институту как семья, причем, большое количество внимания уделяется воспитанию, в частности, дается оценка роли воспитания относительно становления будущего личности как таковой. Исследованием обусловленной проблемы занимались следующие ученые: Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Т. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский [28].
Интересно, что преимущественное значение отводится исследователями социальному институту семьи, который понимается как общественная система, зависящая от социальных действий [22, с.21].
Семья представляет собой совершенно неотъемлемую ступень жизни любого человека. Следует сказать о том, что то, что приобретает ребенок в семье с рождения и до подросткового возраста, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Непосредственно внутри семьи происходит становление ключевых основ детской личности, исходя из чего к поступлению в школу ребенок как личность практически сформирован.
Можно также отметит то, что процесс социализации личности не заканчивается на дошкольном возрасте: он продолжается на протяжении всей жизни человека в принципе. Одновременно с тем на разных этапах возраста человека социализация формируется по-особенному. Приобретая все новые черты и особенности.
Данное можно связать с тем, что социализация, представляя собой определенный процесс освоения общественных норм и ценностей, развивается исходя из аспекта возрастной психологии личности и, соответственно, этапов социально-трудовой деятельности этой личности. Тем не менее, определенной отправной точкой нравственной социализации, в структуре которой происходит формирование фундаментальных ценностей относительно процессам, которые протекают в мире, представляется усвоение человеком с младенческого возраста норм социального поведения и коммуникативного взаимодействия, а также тех или иных социальных и нравственных запретов. Исходя из этого представляется возможным сказать, что наиболее важным институтом социализации любого человека представляется именно семья.
Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек [22, с.23].
Воспитание представляет собой целенаправленный процесс развития личности. Семья для ребёнка — это основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями [1, с.85].
В своем исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчеркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка». По их мнению, «эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько родителям удалось создать надлежащие условия для ребенка» [49, с.94].
Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному [39, с.25].
Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи.
По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В., целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка [47, с.211].
Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей. Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, ее успеть вовремя предотвратить.
Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий [47, с.9].
Можно выделить три группы факторов, влияющих на нравственное вос¬питание ребенка в семье и на формирование его личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы