Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Научно методическое сопровождение инновационных процессов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие, средства и методы научно-методического сопровождения инновационных процессов 6
Глава 2. Проблемы внедрения современных инновационных технологий в образовательную среду 18
Заключение 24
Список литературы 27
Введение:
Важнейшим аспектом образования, связанным с проблемой повышения его качества, является проблема качества деятельности преподавателей, их квалификации и компетентности. Современный педагог, преподаватель должен владеть полным инструментарием методов обучения, средств и технологий, позволяющих достичь новые образовательные результаты. Но осознание и принятие большинством преподавателей этого результата деятельности, как критерия качества образования, происходит с трудом. Изменения, связанные с реализацией дуальной модели обучения, потребовали пересмотра методической работы колледжа.
Научно-методическое сопровождение инновационных процессов следует осуществлять через организацию взаимодействия коллективных и индивидуальных субъектов, что способствует развитию инновационного потенциала педагогического коллектива учреждения, и как следствие этого, превращает школу, осуществляющую инновационную деятельность, из объекта методического сопровождения в субъект этой деятельности.
Научно-методическое сопровождение следует рассматривать не только как научно-методическое обеспечение тем или иным субъектом данной деятельности учреждения, как обучение или консультирование педагогических работников учреждения, осуществляющих инновационную деятельность, как оказание им помощи или как создание условий для их инновационной деятельности; как поддержку этой деятельности; как совместную деятельность субъекта сопровождения и субъектов учреждения (руководителей и педагогов), осуществляющих инновационную деятельность, но и как одно из возможных средств профессионального развития сопровождаемых в соответствующей инновации, а организацию такого сопровождения как мотивационный и ресурсный механизм поддержки инновации, соответствующей поставленной цели.
Основное содержание научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательного учреждения заключается в переводе внешних обратных связей субъектов сопровождения во внутренние обратные связи сопровождаемых.
Как осуществляется научно-методическое сопровождение:
— развитие рефлексивных умений путём их обучения способам самоконтроля и самооценки деятельности по реализации задач инновационного проекта и результатов через разработку соответствующих критериев оценки,
— чередование в процессе сопровождения организации самостоятельной проектировочной деятельности педагогов и внешней оценки её хода и результатов сопровождающим.
Сопровождение предполагает грамотное использование всеми участниками проекта понятийного аппарата путём: составления терминологического словаря проекта или глоссария понятий; изучения понятийного аппарата педагогической инноватики, в том числе таких понятий как «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и др.; изучение нормативных правовых документов по осуществлению инновационной деятельности; ведение локальной документации по инновационной деятельности в учреждении образования, разработка циклограммы работы по организационно-методическому сопровождению инновационной деятельности в первый год реализации проекта.
Актуальность изучения темы несомненна, так как в условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
Проблеме сопровождения инновационных процессов в отечественной педагогической литературе посвящены работы В. И. Загвязинского, И. Г. Каспржак, В. М. Моисеева, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др.
Инновационные преобразования приобретают системный характер, к такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых
М.М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.
Цель данной работы – изучение научно-методического сопровождения инновационных процессов.
Работа состоит из введения, двух лав, заключения и списка источников и литературы.
Заключение:
Современная система образования должна уметь прогнозировать изменения, быстро реагировать на них и реализовывать инновации таким образом, чтобы извлекалось максимум преимуществ из происходящих изменений.
Сопровождение инновационных процессов необходимо для того, чтобы образовательная организация имела возможность быть открытой для всех, сохранять свою конкурентоспособность, повышать качество своих услуг, удовлетворять меняющиеся интересы потребителей, привлекать квалифицированные кадры и сотрудничать с социальными партнерами.
К настоящему времени в системе образования сложились предпосылки для решения проблемы использования инновационных процессов образовательного учреждения как инструмента развития образовательной организации на основе новых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы способствовать значительному вкладу в формирование команды «управленцев» нового типа.
Актуальность решения данной проблемы заключается в том, что в условиях нарастающих системных изменений необходимо сохранение традиций и преемственности в образовательном процессе, что характеризует устойчивое развитие образовательной организации, и одним из действенных средств обеспечения развития является деятельность по инновационному проектированию, должно повлечь комплексное развитие образовательной организации.
Таким образом, мы выяснили, что научно-методическое сопровождение инновационных процессов предполагает реализацию нескольких направлений работы:
1) диагностика кадровой составляющей инновационного потенциала учреждения образования;
2) планирование и осуществление подготовки учителей-предметников и классных руководителей к осуществлению инновационной деятельности;
3) помощь педагогам в генерировании инновационных идей, оформлении и реализации творческих проектов;
4) индивидуальное консультирование педагогов – участников инновационных проектов,
5) обеспечение объективных и субъективных условий для актуализации профессионально-творческого потенциала педагогов через создание условий для осознания каждым из них себя субъектом личностно-профессионального развития;
6) построение непрерывного процесса методической учебы педагогов с учетом характера профессиональных затруднений;
7) мотивация педагогов к продуцированию и использованию профессиональных инициатив в реальной педагогической практике посредством создания эффективной системы морального и материального поощрения;
8) обобщение перспективного педагогического опыта, обработка и аккумулирование инновационных идей.
Формы взаимодействия, система методического сопровождения инновационных процессов в образовании должны постоянно совершенствоваться и развиваться с учетом социального заказа общества.
В рамках развития личности и профессионального становления имменно технология сопровождения – тьюторского сопровождения, помогает педагогу осмыслить свои профессиональные затруднения, находить пути решения возникающих проблем, а в последствии, оценить свой выбор и подвигает к оценке результатов собственной педагогической деятельности, а также способствует построению продуктивного взаимодействия и сотрудничества между педагогом и методистом, реализации индивидуального маршрута профессионального роста.
Как мы выяснили, в условиях интенсивных изменений, научно-методическое сопровождение осуществляется при строго ограниченном ресурсном обеспечении.
При этом в современном российском образовании ощущается дефицит не только финансовых и материальных ресурсов, но, прежде всего, кадровых и временных. Часто возникающие вопросы: кто этим будет заниматься, зачем это необходимо? Это означает, что основным инструментом работы администрации в современной школе становится инновационное проектирование – деятельность, по производству и распространению инновационных программ и продуктов, осуществляемая в условиях постоянного недостатка ресурсов.
В целом анализ данных источников показал, что научно-методическое сопровождение инновационных процессов в практику образовательных учреждений только начинается, многие выявленные характеристики проектного менеджмента разработаны лишь теоретически, а инновационные процессы, которые активно пытаются внедрить в образовании, нуждаются в стратегически выверенной системе управления, обеспечивающей системное, сбалансированное, непрерывное развитие образовательного процесса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие, средства и методы научно-методического сопровождения инновационных процессов
Современный период развития российского образования характеризуется наличием сложных задач в связи необходимостью повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В период с 2000 г. Министерством образования и науки РФ был принят ряд важных стратегических документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. г.»;
— Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
— Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
-Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).
Данные документы не только направлены на реформирование российского образования, но и определяют требования к профессиональным качествам современного педагога, которые связаны с процессом обновления содержания и информатизации образования, а также с активно меняющейся социальной средой.