Библиотечное дело Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Гуманитарные науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Массовая деятельность библиотеки.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты организации культурно-просветительской деятельности библиотеки 6
1.1 Значение культурно-просветительской деятельности библиотеки в современных условиях информатизации общества 6
1.2 Социально-психологические аспекты культурно-просветительской деятельности библиотеки 9
1.3 Роль современных информационных технологий в совершенствовании форм и методов культурно-просветительской деятельности библиотеки 11
2. Практические аспекты организации культурно-просветительской деятельности библиотеки на примере МБУК ЦБС г. Иркутска Детская библиотека № 31 «Алые паруса» 21
2.1 Обобщение опыта деятельности МБУК ЦБС г. Иркутска Детская библиотека № 31 «Алые паруса» 21
2.2 Особенности организации культурно-просветительской деятельности МБУК ЦБС г. Иркутска Детская библиотека № 31 при работе с детьми 23
2.3 Условия внедрения библиотечных инноваций в организацию и методику культурно-просветительской деятельности библиотеки 31
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение № 1 51

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что из всего многообразия типов и видов библиотек, объединенных в сети и системы, публичные библиотеки играют наиболее важную роль в жизни современного общества, поскольку они способствуют культурным и образовательным процессам, выполняют важнейшие социальные функции собирания, обработки и хранения информации, обладают такими важными особенностями как общедоступность, наличие и разнообразие книжного фонда. Публичные библиотеки обслуживают широкие массы населения вне зависимости от возраста, национальности, вероисповедания, уровня образования, пола, языка, гражданства и социального статуса, содействуют повышению интеллектуального и культурного уровня широких масс населения, повышают уровень знаний, расширяют кругозор.
Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов. Специалистам библиотечного дела становится очевидным тот факт, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии.
Таким образом, актуальной проблемой является обобщение инновационной деятельности публичных библиотек в сфере культурно-просветительской деятельности с читателями.
В современной науке и практике работы публичных библиотек накоплен большой опыт изучения инновационных процессов. Он отражен в публикациях таких отечественных исследователей как Л.А. Демешко, С.В. Зыгмантович, С.А. Павлова, Н.Е. Петушко, Ю.А Переверзева, и др. Среди российских исследователей примечательны работы С.А. Басова, А.Н. Ванеева, Е.С. Мартина, С.Г. Матлиной, В.А. Минкиной, КС. Карташова, С.С. Серейчика, Е.П. Фенелонова, Н.Т. Чуприной и других исследователей.
В работах С. А. Басова, А.Н. Ванеева, Е.С. Мартина и Е.П. Фенелонова инновационная деятельность рассматривается как «ядро» методической работы библиотек, процесс распространения передового библиотечного опыта по сети библиотек. Н.С. Карташов, С.Г. Матлина, В.А. Минкина, С.С. Серейчик, Н.И. Толканюк, Н.Т. Чуприна характеризуют инновационную деятельность в большей степени как процесс организационного развития библиотек, связанный с наращиванием их творческого потенциала.
Объект дипломного исследования — культурно-просветительская работа библиотек, предмет – инновационные подходы к организации культурно-просветительской деятельности библиотек.
Цель дипломного исследования – выявить инновационные подходы к совершенствованию культурно-просветительской деятельности в публичных библиотеках.
В рамках поставленной цели предполагается решить ряд исследовательских задач:
— раскрыть значение культурно-просветительской деятельности библиотеки в современных условиях информатизации общества;
— рассмотреть социально-психологические аспекты культурно-просветительской деятельности библиотеки;
— выявить роль современных информационных технологий в совершенствовании форм и методов культурно-просветительской деятельности библиотеки;
— провести анализ деятельности МБУК ЦБС г. Иркутска Детская библиотека № 31 «Алые паруса»;
— исследовать особенности организации культурно-просветительской деятельности МБУК ЦБС г. Иркутска Детская библиотека № 31 при работе с детьми;
— определить условия внедрения библиотечных инноваций в организацию и методику культурно-просветительской деятельности библиотеки.
При проведении настоящего исследования были использованы следующие методы: метод изучения научной, методической и учебной литературы, метод сравнения и метод сопоставления, метод анкетирования и анализа.
Цель и задачи исследования определили структуру настоящего исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, выполняющим определенные функции. Реализация некоторых из них (таких, например, как коммуникативная, релаксационная) осуществляется через культурно-просветительскую работу библиотек. Под массовой работой понимается система реализации культурно-просветительской деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий, цель которой определяется как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).
К традиционным формам массовых мероприятий по праву относятся книжные выставки и обзоры литературы, со дня своего возникновения не теряющие значения и занимающие достойное место в практике работы библиотек. Игровые формы всегда использовались в культурно-просветительской работе библиотек. В стенах библиотеки проводятся различного рода викторины, конкурсы, театрализованные представления, читательских конференций в форме литературного суда и т.п. Сегодня появляются совершенно новые игровые формы массовых мероприятий, которых не было ранее. Наибольшую популярность в последние годы приобрели игровые формы, имеющие в основе народные, религиозные праздники и обряды.
На сегодняшний день в практике культурно-просветительской деятельности публичных библиотек РФ встречаются такие формы как как литературный огонек, круглый стол, бенефис клуба, мастер-класс, литературный марафон, ток-шоу, музыкальная программа «Фабрика звезд», библиотечная продленка.
Инновационная деятельность — это способность и готовность к нестандартной творческой работе. Сегодня библиотеки ищут формы и методы работы с разными категориями пользователей. Учитывая читательские потребности всех категорий пользователей этим самым они стараются повысить статус библиотеки в обществе, иметь «собственное лицо», быть заметным среди прочих учреждений культуры. Библиотечные специалисты стремятся всячески разнообразить культурно-просветительскую деятельность, уйти от шаблона в проведении массовых мероприятий, широко используя нетрадиционные для библиотечной практики формы.
Проведенное исследование представлений библиотечных специалистов и пользователей библиотеки о сущности и роли культурно-просветительской деятельности в современном библиотечном обслуживании можно отметить, что обе группы респондентов отмечают важную роль массовых мероприятий. В целом, анализ ответов опрошенных в ходе исследования показывает, что культурно-досуговая деятельность публичной библиотеки строится с учетом возрастных интересов пользователей, их читательских потребностей. Работая с различными категориями пользователей, библиотечные работники данной библиотеки проявляют поистине творческое отношение к культурно-просветительской работе.
Необходимость внедрения инноваций в практику культурно-просветительской деятельности продиктована процессом постоянной модернизации институтов социокультурной сферы, к которым относятся публичные библиотеки. Расширение спектра форм и методов культурно-просветительской деятельности публичной библиотеки позволит ей встать в один ряд с наиболее современными и популярными социокультурными учреждениями не теряя при этом своих традиционных функций – информационного обеспечения, просвещения и социокультурного обогащения.
На основании результатов исследований можно сделать вывод о том, что цель достигнута, задачи решены. Гипотеза о необходимости внедрения библиотечных инноваций в организацию и методику культурно-просветительской деятельности современной библиотеки подтвердилась в результате проведенного опроса библиотекарей об эффективных и востребованных формах работы с юными читателями.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты организации культурно-просветительской деятельности библиотеки
1.1 Значение культурно-просветительской деятельности библиотеки в современных условиях информатизации общества

В мире накоплен огромный информационный потенциал. Лавинообразный поток информации удваивается каждые 10 лет, ориентироваться в нем все труднее. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией [5, C.32]. Развитие информационного общества является очередной исторической фазой развития цивилизации, за которой последует фаза – общество знаний. Главным продуктом информационного общества являются информация и знания.
Согласно принципам построения глобального информационного общества, закрепленным в Окинавской хартии 2000 года, каждое государство должно подготовить соответствующую правовую и социальную базу для успешного вхождения в информационное общество. В 2000 году была создана Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», основной предмет которой – развитие информационной политики, ориентированной на человека, на совершенствование его творческого потенциала, навыков и знаний. В Программе ЮНЕСКО закреплены определенные действия, способствующие развитию информационной культуры личности [9, C.23].
Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов Российской Федерации. Приоритетными направлениями развития информационного общества в России являются: электронное правительство, электронное здравоохранение, электронное обучение, электронная занятость и социальная защита населения, электронная экономика, система массовых коммуникаций и электронный контент. Механизм реализации указанной Стратегии возлагает инновационное обеспечение формирования информационного общества на Государственный комитет по науке и технологиям РФ, который, в том числе, обеспечивает развитие инновационной инфраструктуры и библиотечных технологий.
Информатизация является наиболее глобальным фактором, влияющим на развитие всех сфер человеческой деятельности, в том числе и на развитие библиотечного дела, предъявляя новые требования к профессии библиотекаря. Библиотеки выступают в качестве и объекта, и субъекта процесса информатизации [20, C.50].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы