Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему ИКТ в воспитании детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ИКТ в воспитании детей дошкольного возраста 6
1.1 Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в воспитании дошкольников ……………………6
1.2 Особенности использования информационных технологий в современном ДОУ …………………………………………………………………9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию инновационных технологий в воспитании детей дошкольного возраста 12
2.1 Организация исследования …………………………………………………..13
2.2. Система работы по использованию инновационных технологий с детьми дошкольного возраста ……………………………………………………22
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы …………………23
Заключение 27
Библиографический список 29
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность внедрения информационных технологий определяется изменениями современной парадигмы дошкольного образования, ориентированными на реализацию Федеральных государственных требований, к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрению инновации в образовательном процессе. В Федеральных государственных образовательных стандартах предъявляются требования к активному использованию информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Высокие требования не могут быть удовлетворены исключительно на основе традиционных педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации образования и развития, опирающиеся на перспективные информационные и коммуникационные технологии.
В настоящее время использование информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, формы и методы обучения и воспитания. Дошкольники начинают активно пользоваться персональным компьютером. Они воспитаны на аудио, видео продукции, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.
Педагогические возможности информационных технологий превосходят возможности традиционных средств реализации образовательного процесса по ряду показателей.
Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий при объяснении, закреплении и обобщении материала в учебной деятельности позволяет повысить наглядность и эргономичность восприятия материала, что положительно сказывается на познавательной мотивации и эффективности образовательного процесса.
Интерактивные и мультимедийные технологии обогащают образовательный процесс, вовлекая большинство сенсорных компонентов ребенка в процесс восприятия образовательной информации.
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся в непосредственно образовательной деятельности. Конечно, среди причин, по которым дети теряют интерес к занятиям, следует назвать единообразие форм и методов, которые учителя используют в непосредственной образовательной деятельности. Только креативный подход к построению образовательного процесса, его уникальность, богатство разнообразными приемами, методами и формами могут обеспечить эффективность.
Интерактивные и мультимедийные технологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании. Предоставляя разнообразные выразительные средства отображения образовательной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения.
Цель исследования: уточнить влияние информационных технологий на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование информационно-коммуникационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что познавательная активность детей дошкольного возраста может существенно повышена, если информационные технологии целенаправленно и всесторонне используются в процессе их обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в воспитании дошкольников .
2. Выявить особенности использования информационных технологий в современном ДОУ.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию инновационных технологий в воспитании детей дошкольного возраста
Для решения намеченных задач были использованы различные теоретические и эмпирические методы: теоретический – анализ литературы; эмпирический – анкетирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость заключается в том, что была изучена литература по теме исследования, поставлены цели и поставлены задачи исследования, установлено направление эксперимента, установлены методы диагностики начального и конечного уровня развития познавательной активности у дошкольников.
Практическая значимость. Разработка конспектов, наглядных материалов, упражнений с использованию информационных технологий для активизации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
База исследования – ДОУ №4, г. Саратов.
Структура: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Пришли к выводу, что информационные технологии обучения — это технологии, которые используют специальные технические средства. Информационные технологии для дошкольного учреждения следует понимать не только как компьютер, но и как интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также телевизор, который всем более знаком, и видеомагнитофон, который теряет некоторые позиции.
Информационно-коммуникационные технологии — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и предоставления услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, беспроводные и кабельные сети).
Использование средств ИКТ в дошкольной образовательной организации является эффективным методом генерации активации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности дошкольников.
Построение образовательного процесса в условиях информатизации общества предполагает новые подходы к педагогическим условиям, содержанию, формам, методам и средствам обучения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, в которых методологически грамотно и педагогически обосновано использование компьютерных технологий. Сегодня компьютерные технологии можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию образования и развития детей.
С целью выявления уровня сформированности познавательного интереса дошкольников провели диагностику. Задача констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня формирования познавательной активности дошкольников. Для определения степени устойчивости интереса и отношения к образовательной деятельности использовалась методика «Парных сравнений».
На констатирующем этапе выявили, что дети групп №2 и №3 проявляют интерес в большей степени к рисованию. Чаще всего интерес не стабилен, и от преподавателя постоянно требуется внимание. Проанализировав данные анкет, заполненных родителями обеих групп, мы можем сделать вывод, что в семьях, где работа выполняется родителями, дети больше интересуются внешним миром, согласно анкетам родители регулярно читают литературные произведения смотреть видео об окружающем мире и посещать экскурсии. В некоторых семьях ребенок занимается разными видами творчества, инициатором также является взрослый. Познавательный интерес в обеих группах был практически на одном уровне.
После цикла проведения непосредственно-образовательной деятельности мы продиагностировали группу №2, в которой использовали информационные технологии. Результаты степени устойчивости познавательного интереса по методике «Парных сравнений» показывают, что в группе №2 на контрольном этапе произошли значительные изменения, а именно 33% детей стали интересоваться таким видом деятельности, как коммуникация, 8% детей – ФЭМП. Также 42% детей проявили большой интерес к рисованию, 16% — лепке, 12% — ФЦКМ. Результаты развития познавательного интереса на контрольном этапе в группе №2 показывают, что увеличилось количество детей на высоком уровне.
Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило, что использование ИКТ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей дошкольного возраста и значительно повысить эффективность формирования у них познавательных интересов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования ИКТ в воспитании детей дошкольного возраста
1.1 Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в воспитании дошкольников
В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует компьютерных навыков для детей не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве .
Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, учителей и специалистов в области раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка .
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графики, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные с огромной скоростью позволяет специалистам создавать новые средства деятельности для детей, которые в корне отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию, первому звену в непрерывном образовании, одной из основных задач которого является создание потенциала для обогащенного развития личности ребенка .
Информационные технологии обучения — это технологии, которые используют специальные технические средства (компьютеры, аудио, кино, видео). Информационные технологии для дошкольного учреждения следует понимать не только как компьютер, но и как интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также телевизор, который всем более знаком, и видеомагнитофон, который теряет некоторые позиции. Камера, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер также могут помочь в развитии информационных технологий, расширяя их возможности и делая этот процесс более полным.
Проблема использования ИКТ в воспитании дошкольников отражена в работах Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку, Н.В. Чайновой, А.В. Вербенец, Т.В. Калинина и др. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодная, С.А. Шапкина указывают возможность овладения ИКТ детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, готовящего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению .
Некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии для образования можно только в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии, решает проблемы, которые ранее не были теоретически или практически решены .
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и предоставления услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, беспроводные и кабельные сети) .
Использование средств ИКТ в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) является эффективным методом генерации активации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности дошкольников .
Современные медиаресурсы представляют собой массив структурированной медиа представленной информации, в которой дана форма ее обработки. Ребенок не только узнает что-то новое, но и «раскрывает» посредством представленных заданий механизм действия с информацией (сравнение, сортировка, обобщение и классификация) .
В научно-методической литературе представлены положительные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Целесообразность использования компьютерных и информационно-коммуникационных технологий указана в исследованиях Ю.М. Горвиц А.В. Вербенец О.Ю. Тараненко, Т.В. Калинина и другие .
Проведенный исследователями анализ образовательной практики позволил выделить следующие наиболее часто используемые особенности информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании :
— информационно-коммуникационные технологии используются для поиска дополнительной информации с использованием интернет-ресурсов;
— презентации и учебные пособия используются во время образовательных мероприятий с детьми;
— педагоги создают базы данных и своих родителей в своей группе;
— использовать возможности Интернета для самообразования .