Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Государственная политика в сфере пенсионного обеспечения населения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения 8
1.1. История становления государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения 8
1.2. Понятие, сущность и виды пенсий и пенсионного обеспечения 17
1.3. Правовое регулирование государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения 27
Глава 2. Анализ организации государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения 31
2.1. Статус Пенсионного фонда Российской Федерации 31
2.2. Состояние пенсионной системы Российской Федерации 37
Глава 3. Пути совершенствования государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения 48
3.1. Зарубежный опыт государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения 48
3.2. Реформирование государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения в России 53
Заключение 64
Список литературы 68
Введение:
Развитие экономики России в ближайшие десятилетия будет зависеть от преодоления ограничений долгосрочного характера и эффективности проводимой экономической политики. В этих условиях неотъемлемым элементом общей экономической стратегии, направленной на устойчивое развитие российской экономики, должно стать определение долгосрочной модели функционирования пенсионной системы. Это связано, во-первых, с масштабом пенсионной системы, во-вторых, с комплексом взаимодействий, формирующихся в процессе ее функционирования.
Важность оценки состояния государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения также определяется тем, что в средне- и долгосрочной перспективе страна столкнется с серьезными вызовами — неизбежным ростом численности пенсионеров и сокращением численности населения трудоспособного возраста. В этих условиях существуют риски того, что состояние пенсионной системы превратится в одно из важных ограничений экономического развития.
При обсуждении вопросов, касающихся пенсионного обеспечения, довольно часто внимание акцентируется исключительно на объеме пенсионных расходов и дефиците бюджета Пенсионного фонда России, а также мерах, которые могут эти расходы и дефицит сократить. Но финансовая сбалансированность пенсионной системы, при всей своей важности, не может быть единственным критерием эффективности и основанием для формирования долгосрочной модели ее функционирования.
Состояние государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения в значительной мере определяет объем потребительского спроса, состояние государственных финансов, фискальную нагрузку на бизнес и уровень оплаты труда. В свою очередь, возможность обеспечивать тот или иной уровень жизни пенсионеров во многом зависит от степени экономического развития страны и темпов роста экономики. Следовательно, при формировании стратегии развития, анализе текущего состояния и перспектив государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения она должна рассматриваться не как изолированный объект, а как одна из наиболее важных составных частей экономики, имеющих значительный потенциал воздействия на ее динамические и структурные характеристики.
На данный момент Российская Федерация столкнулась с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие пенсии, увеличение нагрузки на население из-за этого снижается соотношение работающих граждан и пенсионеров, становятся нестабильными пенсионные системы, отсутствует достаточное обеспечение финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного формирования систем пенсионного обеспечения.
Актуальность изучения проблем государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения не вызывает сомнений и обусловлена поиском оптимальных путей реформирования в пенсионном обеспечении.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. В работах П. Самуэльсона (P. Samuelson) выявлены и показаны теоретические принципы функционирования солидарной пенсионной системы. В исследованиях П. Даймонда (P. Diamond), М. Фельдштейна (M. Feldstein), Дж. Либмана (J. Libman) и Р. Рэя (L.R. Wray) проведена классификация типов пенсионного обеспечения, теоретически обоснованы их преимущества и недостатки, исследована история систем пенсионного страхования и предложены подходы к долгосрочному прогнозированию развития пенсионных систем.
В исследованиях Е.Т. Гурвича, Л.А. Ермака, Т.М. Малевой, В.Д. Роика, О.В. Синявской, А.К. Соловьева рассматриваются проблемы, стоящие перед пенсионной системой России, и предлагаются подходы к долгосрочному прогнозированию ее состояния. Демографические проблемы функционирования пенсионной системы России и качества жизни пожилого населения анализируются в работах А.Г. Вишневского и В.Г. Доброхлеб.
Ключевой вклад в развитие модельного инструментария, подходящего для анализа пенсионной системы в структуре экономических взаимодействий — таблиц «затраты-выпуск» (межотраслевого баланса) — был сделан В.В. Леонтьевым. В дальнейшем проблемы межотраслевого моделирования исследовались в работах А.Г. Аганбегяна, Э.Ф. Баранова, А.Г. Гранберга, Ф.Н. Клоцвога, В.В. Коссова, М.Н. Узякова, Я.М. Уринсона, А.А. Широва, Ю.В. Яременко. Работы К. Алмона (C. Almon) и Д. Мида (D. Meade) посвящены объединению межотраслевого и эконометрического подходов к моделированию экономических процессов.
В исследованиях А.В. Суворова, Дж. Джаноски (J. Janoska) и Р. Бардацци (R. Bardazzi) предложены подходы к анализу воздействия потребительского спроса, в частности спроса со стороны пенсионеров, на экономику с использованием межотраслевых моделей.
Необходимо отметить, что в существующих работах по проблемам пенсионной системы России стоящие перед ней вызовы рассматриваются, как правило, с точки зрения финансовой сбалансированности.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является государственная политика в сфере пенсионного обеспечения населения.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются нормы российского законодательства, регулирующие государственную политику в сфере пенсионного обеспечения населения.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и выявление проблем государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить историю становления государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения;
— раскрыть понятие, сущность и виды пенсий и пенсионного обеспечения;
— рассмотреть правовое регулирование государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения;
— охарактеризовать статус Пенсионного фонда Российской Федерации;
— проанализировать состояние пенсионной системы Российской Федерации;
— обобщить зарубежный опыт государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения;
— определить пути реформирования государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения в России.
Информационная база выпускной квалификационной работы включает статистическую информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики России, Пенсионным фондом России; законодательные акты Российской Федерации по исследуемой теме; монографии, статьи, диссертации по теме исследования.
Гипотеза выпускной квалификационной работы. Совершенствование государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения окажет положительное влияние на реализацию социальной политики в Росси в целом, а также укрепит уверенность отдельных категорий граждан в своих права.
Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, исторический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, степень разработанности темы, а также методология и методы исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретико-правовые основы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ организации государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены пути совершенствования государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Пенсионная система преодолела ряд реформ и преобразований. Сегодня пенсионное обеспечение постоянно совершенствуется и значительно отличается от социалистической системы, тем, что оно направлено на интересы граждан, имеет широкую информационную компанию, дает объективную информацию о состоянии и перспективах развития пенсионных вложений.
По-нашему мнению, в нашей стране пенсионная система является трехуровневой и базируется на обязательном страховании, государственном и негосударственном обеспечении. При этом выплачиваются пенсии не только пожилым гражданам – сегодня это целый комплекс мер, направленный на оказание материальной поддержки граждан с самого рождения.
В теоретической части работы было установлено, что пенсионное обеспечение – это система мер, направленных на обеспечение и поддержку малообеспеченных слоев населения. Современные системы пенсионного обеспечения находятся в процессе своего постоянного и непрерывного развития вследствие изменений социально-экономических, политических, демографических условий страны. Именно по этой причине система пенсионного обеспечения в России остро нуждается в создании и внедрении принципиально новой, отличающейся от ранее действующих, экономической модели взаимоотношений между различными субъектами системы пенсионного обеспечения, которая базировалась бы как на равномерной дифференциации доходов среди пенсионеров, так и на существующих и применяемых принципах и инструментах реального страхования. Подобные меры дадут возможность государству повысить как уровень пенсионного обеспечения его населения и уровень его жизни, так и степень финансовой устойчивости пенсионной системы страны в целом.
Мы выяснили, что социальное значение пенсионной системы в отдельном государстве зависит от того, насколько уважительно относится к пенсионерам, в первую очередь по старости, трудоспособное население. Нельзя не согласиться с точкой зрения, что «чем выше степень уважения к старшему поколению, тем большее внимание уделяется благосостоянию и обеспечению достойного образа жизни пенсионеров». Эффективная пенсионная система является важным условием обеспечения социальной и экономической безопасности любой страны. Человек, осуществляющий трудовую деятельность должен иметь уверенность в том, что при выходе на пенсию его уровень жизни не будет резко отличаться от того, к которому он привык, а пенсионное обеспечение будет стабильным и достаточным для того, чтобы достойно встретить старость. Проблема формирования, сбережения и преумножения средств для обеспечения пожилых людей или в случаях утраты трудоспособности является общегосударственной. Совокупность средств, способов и методов разрешения данной проблемы называется социальной защитой населения или социальным обеспечением, а пенсионное обеспечение, является обязательным и центральным элементом социальной защиты населения.
Таким образом, институт национальной пенсионной системы следует рассматривать в широком смысле и понимать под ним совокупность правовых, организационных и экономических институтов, а также социальных норм действующих в государстве, целью которых является обеспечение граждан всеми видами пенсий, как в форме государственного пенсионного обеспечения, так и пенсионного страхования.
Значение исследуемого института для стабильности общества и развития государства очень велико, так пенсионное обеспечение является обязательным и центральным элементом социальной защиты населения.
Во второй главе работы был рассмотрен статус Пенсионного фонда РФ. Как было показано, Пенсионный фонд выступает в первую очередь финансовым посредником между страхователями и за- страхованными лицами в области пенсионного страхования. Именно через пенсионный фонд застрахованные лица осуществляют действия по реализации прав на выбор инвестиционного портфеля и на выбор негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному страхованию. Все действия пенсионного фонда осуществляются исключительно в интересах застрахованных лиц.
Ухудшение ситуации в области функционирования системы пенсионного обеспечения Российской Федерации в последние годы становится все более заметным. Это обстоятельство стало следствием наступления финансового и экономического кризиса в государстве. Действующая в настоящее время в России система пенсионного обеспечения характеризуется значительным числом существенных недостатков, что привело к тому, что в ближайшее время государство не в состоянии гарантировать в полной мере исполнения своих обязательств перед населением по обеспечению пенсионеров. Частично ситуация с задержкой выплат пенсий, назначенных государством, была решена, однако проблема несоизмеримости пенсионных выплат с социальными нуждами пенсионеров, стоит очень остро до настоящего момента. Многие категории пенсионеров до сих пор не обеспечены пенсионными выплатами даже на уровне прожиточного минимума — так, для пенсионеров по потере кормильца сумма назначенной пенсии составила всего лишь 7924,9 руб. в 2017 г., а для социальных пенсионеров — 8302,4 руб. в то время, как прожиточный минимум для пенсионеров в 2017 г. был зафиксирован на уровне 9123 руб.
Мы можем констатировать, что проблема пенсионного обеспечения является одной из актуальнейших задач, стоящих на данный момент перед нашим государством. Социальная защита обеспечивает людей и компенсационно оказывает поддержку необратимой потери источника дохода, вызванную наступлением старости.
На наш взгляд, решение федеральных властей о повышении пенсионного возраста можно считать адекватной реакцией на сложившуюся ситуацию.
Справедливости ради следует отметить, что и российская оппозиция предлагает (из-за страха и желания поймать протестную волну) меры вовсе не являющиеся решением проблемы. Так, уже универсальным стало предложение по ликвидации дефицита Пенсионного фонда путем перенаправления дивидендов государственных корпораций и налога на добычу полезных ископаемых. По сути, это хоть и логичный и безопасный для общества подход, но не более чем такой же временный способ выгадать немного времени, не решая проблему в корне.
По нашему мнению, меры предпринимаемые Правительством Российской Федерации, направленные на развитие государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения ы не достаточны и необходимо продолжение реформирование данной области экономики. При этом гражданам, для поддержания достоянного уровня жизни при достижении пенсионного возраста необходимо уже в трудоспособном возрасте задуматься об инвестировании свободных денежных средств. Как вариант целесообразно рассмотреть практику европейских стран, в которых развито негосударственное пенсионное обеспечение, учитывая, что данный вариант также обозначен в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения
1.1. История становления государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения
Впервые вопросы, связанные с государственным пенсионным обеспечением, упоминаются в древних летописях. В них отмечается забота славянских князей не только о пропитании дружинников, но и об обеспечении в случае ранения и по достижении старости. В 1663 г. царь Алексей Михайлович приказал назначать раненым «лечебные» денежные выплаты, размер которых напрямую зависел от степени ранения. При Петре I помощь раненым и инвалидам стала оказываться государственного бюджета. Екатерина II продолжила заложенные традиции, определив отставникам военной службы денежное содержание из государственной казны.
Идея попечения о нищих и калеках воплотилась при Александре I, который включил эту деликатную сферу для решения и обществом, и правительством.
6 декабря 1827 года Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим», который определил принципиальные положения пенсионного законодательства. Согласно Уставу запрещалось получать пенсию в отставке и жалование при вступлении вновь на службу .
Важно обратить внимание, что помимо общего Устава, действовали «особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам», учитывавшие, например, отдаленность местностей, климат, общие условия службы и быта и пр.
Кроме того, интерес представляют создававшиеся тогда эмеритальные кассы с целью обеспечения дополнительными суммами пенсий вышедших на пенсию членов кассы. Капитал касс складывался из взносов членов в размере 4-6 % штатного оклада и не мог использоваться иначе, как на пенсии и пособия. Эмеритальные пенсии существенно превышали пенсии, которые назначались по общему и особенным уставам.