Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование толерантности детей в современных условиях.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ 7
1.1. Психолого-педагогический анализ научных исследований по проблеме толерантности. Сущностные характеристики толерантности 7
1.2. Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО 16
1.3. Значение игровой деятельности в период дошкольного детства: воспитательный и развивающий потенциал игр 21
1.4. Возможности игровой деятельности как средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в современных условиях 28
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 35
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Организация исследования и изучение выраженности толерантности старших дошкольников 36
2.2. Разработка и реализация программы формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами игры 48
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования. 57
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 79

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у подрастающего поколения к партнерству, многоплановому взаимодействию в различных социокультурных условиях. В условиях глобализации экономики, интенсивного развития средств массовой коммуникации, преобразования социальных и политических структур появляется необходимость воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания, основанного на толерантности, терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим. Все большее распространение в последнее время получают недоброжелательность, озлобленность, негативность, взаимная нетерпимость. Наряду с критериями толерантности (взаимное уважение, доброжелательность, терпимость к различиям, сотрудничество, умение слушать, сопереживание, самокритичность, ответственность и т.д.) в детской среде существуют также и критерии интолерантности, выражаемые в насмешках, пренебрежительном отношении, дискриминации (по признаку пола, возраста, национальности).
Воспитание основ толерантной личности должно начинаться у же в период дошкольного детства, поскольку именно данный возрастной этап является наиболее восприимчивым для формирования и развития нравственных основ личности. Именно в дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности, в том числе — нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Дошкольное воспитание является начальным этапом нравственного развития ребенка, и именно с дошкольного возраста детям должны прививаться терпимость, уважение, принятие культур, умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания, что способствует формированию готовности к толерантному поведению. А.В. Запорожцем [24], Л.А. Венгером, М.И. Лисиной [40], Г.А. Урунтаевой [65], Д.Б. Элькониным [71] подчеркивается ряд особенностей, являющихся основой для формирования толерантности у дошкольников: это открытость, восприимчивость к социальным воздействиям, чувствительность к миру взаимоотношений; развитие идентификации, эмпатии и рефлексии; развитие произвольности и разных форм общения со сверстниками и взрослыми. Все это актуализирует проблему толерантного воспитания детей.
Исследование проблемы воспитания обусловлено противоречием между необходимостью воспитания основ толерантности у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала игровой деятельности в рамках данного направления.
Вышесказанное диктует необходимость поиска эффективных игровых технологий, способствующих формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования игровой деятельности для формирования толерантности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности будет эффективным, если будут комплексно использоваться различные виды игр, коммуникативные ситуации, и т.д.
Задачи исследования:
1. На основе психолого-педагогического анализа научной литературы дать определение понятию «толерантность», определить ее характеристики, а так же выявить особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.
2. Изучить выраженность уровня толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать программу формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
4. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
Теоретические основы исследования.
Основы изучения толерантности заложены в трудах А. Асмолова, Н.А. Асташовой, Г.Л. Бардиер, С.К. Бондаревой, Н.М. Борытко, Г.В. Бюзелевой, И.Б. Гришпун, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, А.П. Садохина, Г.У. Солдатовой и др. В теоретическом плане в работах В.В. Бойко, С.Л. Братченко, И.Б. Гриншпуна, Г.У. Оллпорта и др. содержатся положения, определяющие сущность межличностной толерантности и ее компонентов.
Н.А. Асташовой выделены характеристики толерантной личности (гуманность, рефлексивность, свобода, ответственность, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, перцепция, эмпатя и др.) Г.М. Шеламовой определены критерии толерантности детей старшего дошкольного возраста (личностная устойчивость, эмпатия, мобильность поведения, социальная активность, принятие себя и других, коммуникативная толерантность и т.д.). Н.Г. Юровских в характеристике толерантности рассматривает две группы толерантных качеств: духовно — нравственные и психические.
Игровая деятельность как средство формирования у дошкольников толерантных и социально желательных качеств личности, нравственных и гуманных чувств и отношений, в различных аспектах рассматривается в исследованиях Р.С. Буре, Д.В. Менджерицкой, Н.А. Коротковой, А.Д. Кошелевой, Н.Я. Михайленко, Т.Б. Теплицкой, А.П. Усовой, Н.И. Цукановой, и др.
Методы исследования: теоретические — анализ литературных источников, обобщение; эмпирические: эксперимент, наблюдение, беседа; математические – обработка и анализ данных исследования; интерпретационные – интерпретация данных исследования.
Методики исследования:
1) Методика Беседа (модифированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
2) Методика «Диагностика уровня нравственной мотивации» (А.И. Шемшурина).
3) Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику» (В. Петровский).
4) Метод проблемных ситуаций (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
Практическая значимость исследования заключается в разработке психолого-педагогической программы формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности, повышающей эффективность учебно-воспитательного процесса. Полученные результаты дополняют и углубляют существующие представления о толерантности.
Эмпирическая база исследования: ______________________________________ Экспериментальным исследованием были охвачены дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Структура исследования. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Имеется приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы.
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук и рассматривается с разных точек зрения: «терпимость, адаптация, устойчивость, допущение, принятие» (Г.В. Бюзелева); «терпимость» (Г.У.Солдатова, А.Г. Асмолов); уважительное отношение к чужому мнению» (Н.А. Асташова); «равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды» (З.А. Кочергина); «наличие потребности во взаимодействии с другим» (И.Б. Гриншпун); «уважение и признание равенства; уважительное отношение к мнению других» (А.П. Садохин); «механизм достижения гуманного существования (Е.В. Магомедова); «совокупность коммуникативных умений, способность принимать людей такими, какие они есть» (Б.З. Вульфов).
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что игровая деятельность создает условия для воспитания толерантности через совместное взаимодействие. В ходе игр дети осваивают мир взаимоотношений, моделируют новые модели толерантного поведения. Показателями наличия толерантности является взаимодействие со сверстниками в игре; знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками; способность оказывать содействие и поддержку сверстнику, сопереживать.
Ведущими направлениями при организации игры в качестве средства формирования толерантного поведения у дошкольников являются такие, как ознакомление детей с образцами деятельности взрослых; актуализация знаний об отношениях между взрослыми; реализация руководства игрой; регулирование взаимоотношений дошкольников; согласование действий детей с игровыми партнерами; побуждение детей к использованию в игре новых способов решения задач в ходе совместного обсуждения и принятия решений; эмоциональная ориентация ребенка на сверстника и развитие готовности оказывать помощь участникам игры, оценивать целесообразность советов; обогащение игр нравственным содержанием; ориентация игр на приоритет гуманных чувств во взаимоотношениях между детьми; формирование у детей социально желательных качеств; внесение правил позитивного отношения к сверстнику; демонстрация образцов ролевого поведения и т.д.
Вторая глава была посвящена организации и проведению опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста средствами игры.
На констатирующем этапе эксперимента путем систематизации методик были определены критерии оценки проявлений толерантного поведения — степень эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника; характер сопереживания сверстнику; степень проявления просоциальных форм поведения; наличие знаний о гуманном поведении, добровольное оказание помощи сверстнику, ориентация на нравственные ценности в поведении; наличие нравственной мотивации, умение оказывать помощь и готовность к преодолению антигуманного поведения; эмоциональная отзывчивость (умение замечать эмоциональное неблагополучие сверстника, оказание содействия и помощи сверстнику, способность к выражению сочувствия и сопереживания; проявление гуманности в совместных действиях).
В рамках формирующего этапа исследования реализован на практике опыт использования игр как средства воспитания толерантности у детей и дана оценка его эффективности. Большинство детей достаточно осознают нравственные нормы, способны правильно оценивать поведение других людей с точки зрения нравственных норм. В процессе совместной деятельности дети учились согласованности действий, пониманию и сопереживанию, у них формировались способности к восприятию добра и зла, благородства, справедливости, доброжелательности, взаимопомощи и дружелюбию, терпению, выдержке.
При работе с детьми использовались игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые), ситуации правильного поведения, проблемные ситуации, беседы, моделирование ситуаций; чтение произведений, стихотворений, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций, мультфильмов и т.д.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы по изучению влияния игры на воспитание толерантного поведения у детей в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание будет уделяться методам руководства игрой детей с опорой на правила совместной игровой деятельности и опыт нравственного поведения детей; поиску и апробации новых способов поведения и приобретение детьми опыта общения с окружающими; практике освоения детьми способов сопереживания, доброжелательности, помощи и заботы как позитивного жизненного опыта.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук и рассматривается с разных точек зрения. Основанием видового разнообразия толерантности являются сущностные характеристики субъекта взаимодействия: пол (гендерная толерантность), вероисповедание (конфессиональная толерантность), национальная принадлежность (национальная толерантность и др.).
В теоретическом плане в работах В.В. Бойко, С.Л. Братченко, Е.Г. Виноградовой, И.Б. Гриншпуна, В. А. Лекторского, В.Д. Менделевич, М.С. Миримановой, Ю.Р. Мухиной, Г. Оллпорта содержатся положения, определяющие сущность межличностной (коммуникативной) толерантности и ее компонентов [9, 19, 46].
Толерантность – это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [56, с. 701]. Толерантность, являясь социологическим термином, обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не подразумевает принятия иного мировоззрения или образа жизни, а заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Г.В. Бюзелева выделяет пять значений понятия толерантность в современной науке [15, с. 59]: терпимость, адаптация, устойчивость, допущение, принятие.
Г.У.Солдатова и ее соавторы подчеркивают, что в русском языке существуют слова со сходным значением — терпимость и толерантность. Термин «толерантность» используется обычно в гуманитарных науках и в медицине. Этот термин означает «ослабление или отсутствие реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А употребляемое в обыденной речи, более привычное и знакомое слово «терпимость» означает «способность мириться с чужим мнением, умение терпеть и быть снисходительным к поступкам других людей» [59].
И.А. Аполлонов и О.Р. Тучина подчеркивают, что современное понимание толерантности связано с провозглашением ценности различий, в том числе и этнических, в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности [4].
Толерантность в декларации определяется как правильное понимание, принятие и уважение многообразия культур мира, индивидуальности и форм самовыражения. Толерантность в данной трактовке рассматривается как позиция зрелой личности и условие существования сложных обществ, что предполагает активное противодействие интолерантным проявлениям. При этом углубляется рассмотрение толерантности как общекультурной и этической ценности.
Критериями толерантности являются:
— равноправие (одинаковый доступ для всех людей к социальным благам, к экономическим управленческим и образовательным возможностям, независимо от их расы, пола, национальности, религии пр.);
— взаимоуважение, терпимое отношение и доброжелательность к различным группам (беженцам, инвалидам, гомосексуалистам и др.);
— одинаковые возможности всех членов общества для участия в политической жизни;
— сохранение и развитие языков и культурной самобытности национальных меньшинств;
— возможность для всех культур, представленных в обществе, следовать своим традициям;
— охват общественными событиями, праздниками как можно большего числа людей, если это не противоречит их религиозным верованиям и культурным традициям;
— свобода вероисповедания каждого человека при условии, что это не ущемляет возможности и права иных членов общества;
— солидарность и сотрудничество в решении общих задач и проблем;
— позитивная лексика в уязвимых сферах межрасовых и межэтнических отношений, в отношениях полов [20].
Толерантность выражается в готовности лояльного отношения к принятию чужого образа мыслей, чувств, вероисповеданий, поведению, часто не совпадающими с собственными, и не разделяемые человеком.
На современном этапе развития общества элиминированы границы между культурами представителей разных народов, вследствие этого толерантность как емкое понятие включает и проявление терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций. Толерантность уходит истоками в христианские догмы, где терпимость почиталась за главную добродетель.
Существует огромное множество различных подходов к трактовке понятия толерантности. А.Г. Асмолов, оперируя терминологией толерантности, выделяют аспекты устойчивости, терпимости и допустимости [6]. Н.А. Асташова [7] охарактеризовала толерантность как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия», Л.М. Дробижева определяла: толерантность как «уважение к мнению другого человека, готовность понять его и осуществлять взаимодействие» [21].
З.А. Кочергина трактовала толерантность как «равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды», И.Б. Гриншпун характеризовал толерантность как «наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему» [19]. Н.М. Лебедева рассматривала толерантность как наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [38]. А.П. Садохин обосновывал толерантность как «уважение и признание равенства» [54]. Толерантность является формой активного взаимодействия с миром, выражаемого в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы