Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование познавательной активности у первоклассников в процессе использования информационных компьютерных технологий в обучении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ  В
ОБУЧЕНИИ.. 10

1.1. Содержание и структура понятия
«познавательная активность». 10

1.2. Особенности формирования
познавательной активности у первоклассников в процессе обучения. 16

1.3. Информационные компьютерные
технологии как средство формирования познавательной активности первоклассников. 27

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ.. 36

2.1. Критерии и уровни
сформированности познавательной активности у первоклассников. 36

2.2. Педагогические условия
формирования познавательной активности первоклассников в процессе использования
ИКТ. 41

2.3. Динамика результатов
сформированности познавательной активности младших школьников в процессе
использования ИКТ в обучении. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 75

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 80

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования.

Формирование
познавательной активности первоклассников является одной из насущных проблем на
текущем этапе развития педагогики, поскольку основные цели школы решаются в
процессе обучения. Одной из таких задач является подготовка подрастающих
поколений к жизни, развитие базовых, общих и прикладных умений, социальных
навыков, УУД.

Согласно Федеральному
стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), предполагается, что
активные и интерактивные методы будут использоваться наиболее эффективно и
эффективно. Это связано с тем, что формирование познавательной деятельности
связано со значительными прогрессирующими изменениями психики ребенка и прежде
всего в интеллектуальной сфере, которая является основой развития всех других
аспектов личности ребенка. Особое место в формировании познавательной
активности первоклассников занимают информационные технологии, которые делают
обучение увлекательным с игровыми элементами и способствуют развитию
исследовательских навыков учащихся.

Использование ИКТ в рамках
образовательного процесса облегчает подготовку учителей к урокам, позволяет
организовать индивидуальное обучение для каждого ученика, разнообразить учебный
процесс, повышая качество обучения, дает доступ к различным электронным
справочным системам, библиотекам и другим источникам информации. Проведение
уроков с использованием современных технических средств и новых информационных
технологий тренирует и активизирует память детей, их наблюдательность,
интеллект, фокусирует внимание учеников, позволяет им по-разному оценивать
предлагаемую информацию. Компьютер в классе значительно расширяет возможности
представления образовательной информации. Это повышает мотивацию школьников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретические
исследования показали, что познавательную активность можно рассматривать с двух
сторон. Первая – это деятельность, направленная на достижение результата.
Вторая – это интегративное качество учащегося, вовлеченного в сознательный
поиск и усвоение новых знаний, навыков, моделей действий и склонности к
изменению и созиданию как себя, так и окружающего мира.

В нашем исследовании под
познавательной активностью понимается качество деятельности ученика,
выражающееся в эффективном приобретении знаний и методов работы в оптимальные
сроки и мобилизации моральных и волевых усилий для достижения
учебно-познавательных целей. По результатам анализа психолого-педагогической
литературы были выявлены наиболее активные компоненты структуры познавательной
деятельности человека, состоящие из ряда четырех компонентов: мотивационного,
эмоционального, волевого и содержательно-операционального. 

1.          
Мотивационный компонент, который является инструментальной основой
познавательной активности, включает в себя познавательные потребности, мотивы и
цели познавательной деятельности.

2.     
Эмоциональный компонент отражает отношение ребенка к познанию, что может
вызвать активность. Эмоции и чувства способствуют лучшему усвоению и
переработке информации, развитию навыков и форм действий, которые составляют
основу развития познавательной деятельности.

3.               
Волевой
компонент
характеризуется сознательным желанием
решать познавательные задачи, преодолевая трудности, которые неизбежно
возникают при получении новых знаний, навыков, освоения форм деятельности.

4.               
Содержательно-операциональный
компонент
включает базовые знания и навыки,
навыков, инструментов и методов действий, которые приводят к освоению новых
знаний.

Формирование
познавательной активности первоклассников имеет свои особенности, которые
связаны с познавательными универсальными учебными действиями  и особенностями младшего школьного возраста,
в частности первоклассника.

В начальной школе активно
продолжается физическое и психическое развитие ребенка. Во-первых, идет
активное развитие мозга и нервной системы. Начало школы почти совпадает со
временем второго физиологического кризиса, возникающего в возрасте 7 лет. Это
означает, что радикальное изменение системы социальных отношений и активности
ребенка совпадает с фазой перестройки всех систем и функций организма,
требующей большого напряжения.

Познавательный интерес
играет важную роль в формировании познавательной активности детей первого
класса. Познавательная деятельность в младшем школьном возрасте наиболее полно
раскрывает потенциальные возможности, природные задатки учащихся. Поэтому
педагог должен создать для учащихся полностью развитую познавательную
деятельность, чтобы потенциал не остался незамеченным.

Развитие
познавательной активности детей младшего школьного представляет собой
направленный процесс, в ходе которого решается ряд отдельных педагогических
задач, сосредоточенных на достижение поставленной, конечной цели.

ИКТ –
это значимая и нужная часть современного общества и образования. По сравнению с
традиционными методами обучения средства ИКТ имеют ряд преимуществ, к примеру,
роль помощника преподавателя во время образовательного процесса. Кроме того, не
стоит забывать о том, что средства ИКТ требуют наличия современного
оборудования в классах, а также хорошей материально-технической базы. В
зависимости от наличия или отсутствия оборудования на рабочем месте, желанием
идти в ногу со временем, степенью владения ИКТ технологиями для некоторых
педагогов все эти требования – сегодняшняя реальность, для кого-то – цель, к
которой надо стремиться.

Следует отметить, что ИКТ
должны служить вспомогательным элементом в организации учебного процесса, а не
главным. Они выполняют определенную обучающую функцию, которая помогает ребенку
понять, обработать, понять и запомнить большой поток информации, при этом важно
поддерживать здоровье ребенка, так как младший дошкольник обладает своими
психологическими качествами. Использование ИКТ должно быть тщательно
спланировано.

Анализ результатов,
полученных нами в процессе проведения констатирующего этапа эксперимента,  позволил определить следующие критерии  сформированности познавательной активности у
первоклассников:
 активность, самостоятельность, отвлекаемость,
на основании которых были определены три уровня:

1
уровень – высокий.
Уровень характеризуется тем, что учащийся
задает много вопросов, касающихся не только объема реального, но и
теоретического материала; все его действия можно охарактеризовать как
целенаправленные, так как они носят познавательный характер. Ученик не
нуждается в поддержке учителя, чтобы закончить свою деятельность; он хочет
выполнять более сложные задачи и не ограничивать себя программой. Он
интересуется учебными предметами, редко отвлекается.

2
уровень – средний.
Учащийся задает вопросы, целью которых
является ознакомление только с фактическим материалом; его деятельность на
уроке примерно эквивалентна отвлечению внимания; при выполнении заданий,
требующих самостоятельного выполнения, ученику требуется помощь, интерес к
предмету представлен фрагментарно.

3
уровень – низкий.
Учащийся более половины урока отвлекается
на посторонние действия; активность минимальна или вообще отсутствует; вопросы
учащегося не направлены на получение новой информации по предмету или вообще не
относятся к теме; ученик не может самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Любознательности на уроках не показывает.

На основании анализа
результатов диагностики можно сделать вывод о том, что высокую познавательную
активность в экспериментальной группе школьников имеют 20% учащихся, средний
уровень развития наблюдается у 42,2% детей, остальные 37,8% имеют низкий
уровень развития познавательной активности. Данная группа является в целом
благополучной. Тем не менее, данные констатирующего эксперимента говорят о
необходимости проведения целенаправленной работы по корректировке и развитию
познавательной активности.

Эффективность
формирования познавательной активности обеспечили следующие педагогические
условия:

— использование ИКТ на
различных этапах урока в соответствии с поставленными задачами;

— подбор заданий с
использованием ИКТ, активизирующих восприятие и понимание учебного материала
первоклассников;


организация работы по использованию ИКТ в соответствии с психологическими
особенностями первоклассников.

Реализация первого
педагогического условия – использование ИКТ на различных этапах урока в
соответствие с поставленными задачами предусматривала подбор определённых интерактивных технологий: электронные приложения к учебникам,
использование интерактивной доски и разработка учебных материалов и презентаций,
интерактивные игры и задания.

Реализация второго
педагогического условия – подбор заданий с использованием ИКТ, активизирующих
восприятие и понимание учебного материала первоклассников, предусматривала
разработку заданий для уроков, которые были использованы на формирующем этапе
экспериментальной работы.

Реализация
третьего педагогического условия –
организация
работы по использованию ИКТ в соответствии с психологическими особенностями
первоклассников.
Программный
материал был построен в соответствии с возрастными особенностями детей. Помимо
использования электронных приложений к учебникам по предметам, нами были  самостоятельно разработаны и апробированы
некоторые виды заданий по русскому языку и математике, которые могут быть
использованы не только в первом классе, но и на всем протяжении начальной
школы.

Таким
образом, использование мультимедийного оборудования на уроках позволяет сделать
работу на уроке более интересной, насыщенной, эстетически оформленной.

Результаты повторной
диагностики показали, что количество детей с высоким и средним уровнем
познавательной активности составил 91,1% по сравнению с констатирующим этапом –
62,2%.

Высокий уровень вырос с
20% до 51,1%. Низкий уровень изменился с 37,8% на констатирующем этапе до 8,9%
на контрольном этапе.

Эффективность результатов
исследования доказана с помощью углового коэффициента преобразования Р.Фишера –
φэмп = 4.695.

Таким образом, мы можем
констатировать, что уроки с  применением интерактивных
средств в обучении, а именно ИКТ-технологий, повысили познавательную активность
детей и способствовали лучшему усвоению знаний.

Следовательно, гипотеза
доказана, поставленные задачи решены.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ  В ОБУЧЕНИИ

 

1.1. Содержание и структура понятия «познавательная
активность»

 

Проблема познавательной
активности у первоклассников является одним из главных значимых качеств
личности. Это связано  эффективностью
процесса обучения  решением развивающей,
обучающей и воспитывающей задач.

Понятие «активность»
является сложным и неоднозначным. В словаре русского языка активность
рассматривается, как деятельный, энергичный, развивающийся. В научной
литературе термин «активность» часто используется как синоним термина
«деятельность». В физиологическом смысле это понятие считается универсальной
характеристикой живых существ. В этом случае активность относится к
деятельности, признанной как динамическое условие, свойство самого движения. У
живых существ активность меняется в зависимости от эволюционных процессов
развития. А.В. Петровский считает, что активность как важнейшее качество
человека приобретает особое значение, как способность изменять окружающую
действительность в соответствии с собственными потребностями, мыслями и целями (Петровский,
1990, с. 132).

Прежде чем рассмотреть
данный феномен, следует обратиться к понятию «активность».

Как отмечает А.Н.
Леонтьев, «активность – понятие, указывающее на способность живых существ
производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и
внутренних стимулов – раздражителей» (Леонтьев, 2001, с. 4).

Психолог Поддъяков Н.Н,
«Собственная активность ребёнка – это специфическая и вместе с тем
универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих
проявлений во всех сферах детской 
психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной»
(Поддъяков,2002, 82).

Познавательная активность
рассматривается как частное понятие, от понятия «активность» и включает  его существенные признаки.  В тоже время 
познавательная активность имеет 
отличные признаки, которые необходимо осмыслить в образовательном
процессе начальной школы.

Познавательная активность
по К. Д. Ушинскому, представляет собой организацию учителем последовательных
умственных действий школьников, направленных на формирование сознательной
потребности в знаниях  (Ушинский, 1990,
134). Развитие познавательной активности происходит равномерно и постепенно,
ребенок изучает окружающий мир и узнает свое место в окружающей среде.

Г.И. Щукина определяет
познавательную активность как: «свойство личности, которое не обуславливается
непосредственными обстоятельствами, а является устойчивой духовной потребностью
школьника» (43Щукина, 1986, 97). 

Иное определение даёт
Э.А. Красновский, рассматривая данное понятие, как – «проявление всех сторон
личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость
познания; это и установка  на разрешение
учебных и жизненных проблем; это и готовность к решению задач, постепенное усложнение
которых лежит в основе обучения» (Красновский,1989, 18).

В свою очередь советский
ученый-педагог М.А. Данилов, заявлял, что «познавательная активность это живая,
энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания»
(Данилов, 1960, 34). Ученый Ганелин Ш.И., утверждает, что «познавательная
активность – это черта личности, которая проявляется в инициативности и
самостоятельности, приводит к управлению воли и характера, эффективному
усвоению знаний, умений, навыков» (Ганелин, 1982, 9).

Познавательная активность
в педагогике, считается прежде всего значимым свойством личности, которое может
проявляться в образовательной деятельности, так как является основной
деятельностью младших школьников. Как заметил С.Л. Рубинштейн: «Учение
существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке, т.е.
конечная цель учения состоит в подготовке к самостоятельной трудовой
деятельности» (Рубинштейн,1989, 76). По мнению Ильина В.С.: «В основании
развития познавательной активности лежит, преодоление ребенком противоречий
между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их
удовлетворения, которыми обладает он в данный момент» (Ильин,1982, 72).

Шамова Т.И, пишет: «Мы не
сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и
физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности,
которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в
стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за
оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение
учебно-познавательных целей» (Шамова,1982, 36).

Исходя из
вышеизложенного, мы определяем познавательную активность  первоклассника как качество деятельности
личности, которое проявляется в отношении к эффективному овладению знаниями и
способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых
усилий на достижение учебно-познавательных целей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы