Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Теоретико-правовые способы противодействий легализации и отмыванию денежных средств, полученных с применением цифровых технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-правовые основы противодействия легализации и отмыванию денежных
средств, полученных с применением цифровых технологий. 8
1.1. История появления и
использования цифровой техники как инструмента легализации и отмывания денежных
средств. 8
1.2. Понятие применения цифровых
ресурсов в противодействии отмыванию денежных средств. 14
1.3. Виды цифровых способов
противодействия отмыванию денежных средств 23
Глава 2.
Организационно-правовой механизм противодействия отмыванию денежных средств
полученных с применением цифровых технологий. 29
2.1. Формы противодействия
легализации и отмыванию денежных средств с использованием цифровых методик. 29
2.2. Методы противодействия
легализации и отмыванию денежных средств с применением цифровых систем. 40
2.3. Анализ зарубежного и российского
опыта противодействия отмыванию денежных средств, полученных с использованием
цифровых технологий, и возможность его применения в Российской Федерации. 57
Глава 3.
Проблемы и пути совершенствования противодействия легализации и отмыванию
денежных средств полученных, с применением цифровых систем 63
3.1. Проблемы противодействия
легализации и отмыванию денежных средств, полученных с использованием цифровых
технологий. 63
3.2. Основные направления
совершенствования законодательства в сфере противодействия легализации и
отмыванию денежных средств, полученных с применением цифрового инструментария. 66
Заключение. 69
Список
использованных источников. 73
Введение:
Актуальность темы
исследования. В эпоху цифровизации отмывание доходов становится
все более простым. Существующие системы внутреннего контроля банков и других
финансовых организаций не справляются с меняющимися технологиями. Несмотря на
довольно расхожее мнение в отношении криптовалютного рынка у представителей
власти разных государств, всё чаще говорится о необходимости создания
внутрибанковских платежных систем на базе блокчейн-технологий, а также создания
внутренних криптовалют, позволяющих более эффективно функционировать системе
внутреннего контроля, отслеживающей в том числе реализацию мер противодействия
отмыванию доходов, полученных преступным путем.
Немалую роль в системе борьбы с легализацией доходов,
полученных преступных путем, играет и необходимость противодействия финансированию
терроризма. К примеру,
если в 2017 г. в суд для рассмотрения по существу направлено 23 уголовных дела
о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, то в 2019 г. число таких
уголовных дел увеличилось до 58, то есть более чем в 2 раза. В 2020 г.
(приведены данные за 9 месяцев 2020 г.) в суд по указанным статьям направлено
49 уголовных дел (+36 %). Причем большая часть фактов легализации (отмывания)
преступных доходов раскрывается следственным путем благодаря активному
сотрудничеству с Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой, Счетной
палатой РФ и Банком России[1]. Деятельность по отмыванию доходов, полученных
преступным путем, обладает ярко выраженным интернациональным, трансграничным характером,
что обусловливает необходимость объединения сил всего мирового сообщества для
противодействия этой глобальной угрозе. В связи с этим, международное
сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению
транснациональной легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества,
добытых преступным путем, приняло ряд документов, к которым относятся, например,
конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, против транснациональной
организованной преступности 2000 года, против коррупции 2003 года, конвенции
Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от
преступной деятельности 1990 года и об уголовной ответственности за коррупцию
1999 года и др.
Для злоумышленников в приоритете осуществления
отмывания денег стоит скорость, доступность и анонимность. Для этой цели
идеально подходят системы перевода средств, электронные деньги, платежные
системы. Наиболее мобильны в области своего развития электронные платежные
системы. Применение электронной валюты позволяет осуществлять множество видов
платежей, что является удобным и одновременно притягивает мошенников при
реализации преступных схем по легализации денежных средств.
Также отметим, что физические лица могут быть
вовлечены в мошеннические действия как по собственной воле, так и преследуя
выгоду и находясь в сговоре с преступниками, и, соответственно, быть
соучастниками преступления. А могут и не знать о вовлечении в противоправные
действия – то есть быть потерпевшей стороной, что часто происходит вследствие низкого
уровня финансовой грамотности.
Существует ряд факторов,
влияющих на многократное увеличение объемов преступлений в цифровой среде:
1. Сеть Интернет
позволяет достаточно быстро и качественно осуществлять продажу психоактивных
веществ, порнографии и т. п., что ведет к созданию совершенно новых схем и
способов отмывания доходов, полученных преступным путем.
2. Недостаточность
законодательного регулирования обращения и правового статуса криптовалют, а
также системы их финансового контроля является благоприятным полем для развития
квазифинансовых структур, а также конвертацией криптовалюты в фиатную валюту. В
настоящее время утверждена Концепция законодательного регулирования оборота
цифровых валют[2].
Однако, необходимо принятие федеральных законов и подзаконных правовых актов,
направленных на детальную регламентацию обращения и правового статуса
криптовалют.
3. Не существует единой
международной политики по предупреждению отмывания преступных доходов с
использованием цифровой валюты.
Для повышения
устойчивости финансовых и экономических отношений необходимо урегулировать
следующие приоритетные направления:
— создание адекватных мер
безопасности всем участникам киберфинансового рынка;
— определение объектов
гражданских прав, в том числе и криптовалюты;
— осуществление перевода
виртуальных денег в фиатные валюты с более прозрачной инфраструктурой, в том
числе и идентификацией владельцев цифровых активов;
— создание единых стандартов
и моделей предупреждения легализации преступных средств, в том числе с
использованием криптовалюты.
Таким образом, интернет-экспансия всех сфер финансовых
уровней деятельности приводит к распространению и расширению действий
преступных групп и отдельных лиц по отмыванию денег в виртуальных пределах
Интернет-пространства, что дает основания для выработки мер борьбы и пресечения
подобных преступлений. При этом представляется целесообразным проведение
превентивных мероприятий, связанных с повышением уровня знаний населения в части
рисков и угроз цифровизации экономики, на уровне законодательства. Кроме того,
повышение финансовой грамотности на продвинутом уровне также представляется
актуальным для представителей правоохранительных органов, о чем свидетельствует
статистика нераскрытых киберпреступлений.
Целью настоящей работы является исследование
теоретико-правовых способов противодействия легализации и отмыванию денежных
средств, полученных с применением цифровых технологий.
Задачи исследования:
— рассмотреть историю
появления и использования цифровой техники как инструмента легализации и
отмывания денежных средств;
— раскрыть понятие
применения и использования цифровых ресурсов в противодействии отмыванию
денежных средств;
— исследовать виды цифровых
способов противодействия отмыванию денежных средств;
— проанализировать формы
противодействия легализации и отмыванию денежных средств с применением цифровых
методик;
— охарактеризовать методы
противодействия легализации и отмыванию денежных средств с применением цифровых
систем;
— осуществить анализ
зарубежного опыта противодействия отмыванию денежных средств, полученных с
применением цифровых технологий, и возможность применения его в Российской
правоприменительной практике;
— выявить актуальные
проблемы противодействия легализации и отмыванию денежных средств полученных с
применением цифровых технологий;
— определить направления
совершенствования законодательства в сфере применения противодействия
легализации и отмыванию денежных средств, полученных с применением цифрового
инструментария.
Объектом исследования
являются общественные отношения в сфере противодействия легализации и отмыванию
денежных средств, полученных с применением цифровых технологий.
Предмет исследования –
нормы действующего международного и российского законодательства, регулирующие
способы противодействия легализации и отмыванию денежных средств, полученных с
применением цифровых технологий.
Методологическая
основа исследования. Среди
общенаучных методов наиболее часто использовались сравнение, обобщение,
формализация, анализ, дедукция, индукция, синтез. Из числа частно-научных
методов познания применялись формально-юридические, лингвистические,
логические, сравнительно-правовые, статистические и эмпирические методы
познания.
Структура
исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы,
заключение и список использованных источников и литературы. [1] Бастрыкин А.И. О
практике выявления и расследования следственными органами СК РФ легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
// Lex Russica. 2021. № 7 (176). С. 9-15. [2] Концепция законодательного регламентирования механизмов
организации оборота цифровых валют от 08.02.2022 г. // СПС «Консультант Плюс».
Заключение:
Проведенное исследование
вопрос выбранной темы позволяет сформулировать и обосновать ряд выводов и
предложений.
Таким образом,
существующую систему противодействия легализации полученных преступным путем
доходов, финансирования терроризма необходимо совершенствовать и повышать ее
эффективность, учитывая усиление в мире террористических угроз, отрицательных
результатов борьбы с российской коррупцией, что приводит к образованию
неконтролируемых финансовых потоков. Это можно сделать путем внесения корректировок
в сферу действия законодательства, а также установить требования, чтобы они
соответствовали нашей стране и ее экономическим реалиям.
По выявленным проблемным
вопросам предложены следующие решения:
1) Добавить на законодательном уровне
ограничение сумм наличных расчетов между физическими и юридическими лицами и
расширение перечня организаций, которые попадают под действие Федерального
закона № 115-ФЗ, а в ст. 5 необходимо внести застройщиков и компании,
занимающиеся продажей транспортных средств физическим лицам.
2) Закрепить на законодательном уровне
рекомендации Вольфсбергской группы для
банков, как обязательный к исполнению документ.
Совокупность
мер правового и организационного характера представляет собой систему
противодействия финансированию терроризма и
легализации полученных преступным путем доходов. Также к ней относится
деятельность органов государственной власти, организаций и физических лиц, цель
которой предупредить финансирование терроризма и легализации (отмывания) полученных
преступных путем доходов. Это когда выявляются, предупреждаются, пресекаются,
раскрываются и расследуются правонарушения, которые заключаются в
финансировании терроризма и легализацией (отмыванием) полученных преступных
путем доходов.
Действия по противодействию легализации будут успешными,
когда их проведение будет захватывать два уровня – международный и
национальный. В мировом сообществе сегодня противодействовать финансированию
терроризма и отмыванию денег – это важнейший приоритет. Причиной является
особая общественная опасность данных преступлений, что может подорвать
стабильность мировой финансовой системы, тормозя экономический рост и
устойчивое социальное развитие.
Учитывая, что составлены соглашения и международно-правовые
документы, можно отметить готовность международного сообщества оказывать
противостояние финансированию терроризма и осуществлять легализацию доходов,
полученных преступным путем. Данные документы содержат правила и требования,
где обеспечивается банковский надзор, международное сотрудничество, а также
следование в деятельности банков-участников определенным этическим нормам.
Необходимо сделать более совершенной и
эффективной существующую систему противодействия финансированию терроризма и
легализации полученных преступным путем доходов, с учетом того, чтобы
террористические угрозы в мире только усиливаются, а результаты борьбы в
области российского коррумпированного потока пока отрицательные. Это может
вызывать неконтролируемые финансовые потоки. Необходимо скорректировать
действующее законодательство, а также определить требования, имеющие
соответствие с реальной экономикой нашей страны.
В связи с тем, что некоторые используемые
наркопреступниками биржи, обменники и агрегаторы (типа LocalBitcoins, Binance,
Huobi и другие) находятся за рубежом, необходимо использовать возможности ГУНК
МВД России и Росфинмониторинга, которые активно взаимодействуют с
подразделениями финансовых разведок других стран.
В настоящее время МВД России в целях противодействия
вышеуказанной угрозе прорабатывается вопрос о возможности внедрения в
оперативно-служебную деятельность оперативных подразделений программных
продуктов, осуществляющих сбор данных из открытых источников сети Интернет —
медиаресурсов, социальных сетей, мессенджеров, интернет-площадок, находящихся в
Даркнете.
В практическую деятельность с целью повышения
эффективности деятельности по установлению лиц, причастных к легализации
(отмыванию) наркодоходов, сопровождаемой виртуальными активами (криптовалютой),
предлагается внедрить такие программные продукты, как:
— платформа «Crystal», позволяющая проводить
расследования по контролю операций в части ввода-вывода и перемещения
криптовалютных средств, определения их происхождения и связи с нелегальной
активностью, а также осуществления анализа подозрительных криптовалютных
транзакций;
— аппаратно-программный комплекс «ВитокOSINT»,
осуществляющий поиск в открытых источниках информации — файлах, сообщениях
средств массовой информации форумах, блогах социальных сетей Facebook, Twitter,
Tor-сети и др., построение взаимосвязей между ключевыми понятиями, а также
отображение построенных взаимосвязей между объектами;
— система деанонимизации пользователей мессенджера
Telegram — Insider Telegram, позволяющая устанавливать абонентские номера,
посредством которых осуществляется сбыт наркотиков в указанном сервисе обмена
мгновенными сообщениями.
Указанные программные продукты в первую очередь
призваны существенно упростить процесс сопоставления цифровой и физической
личности наркопреступника, а также установления финансового следа,
используемого при легализации (отмывании).
Анализируя вышеизложенное, представляется необходимым
отметить, что из-за особой специфики наркопреступлений, прежде всего связанной
с активной цифровизацией процессов, происходящих в обществе, у сотрудников
правоохранительных органов могут возникать проблемы при выявлении и
документировании легализации (отмывания) наркодоходов, сопровождаемой
виртуальными активами (криптовалютой), и для их успешного решения необходимо
четко представлять, как регулируются, протекают, обеспечиваются и из чего
состоят процессы, связанные с движением криптовалют.
Резюмируя результаты проведенного исследования,
необходимо отметить, что проблема противодействия легализации (отмыванию)
доходов с использованием финансовых активов (криптовалюты) остается
дискуссионной, тем самым представляя интерес для дальнейших научных работ как
теоретиков, так и практиков оперативно-розыскной и следственной работы.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретико-правовые основы противодействия легализации и отмыванию денежных
средств, полученных с применением цифровых технологий
1.1. История появления и использования цифровой техники как
инструмента легализации и отмывания денежных средств Современные технологии основываются на цифровых
системах. Некоторые люди уже ощущают смартфоны продолжением себя[1]. Современные внешние устройства,
от носимых компьютеров до гарнитур виртуальной реальности, почти наверняка будут
имплантироваться в человеческое тело (и даже в мозг)[2].
История закрепления в российском уголовном
законодательстве норм об ответственности за легализацию (отмывание) денежных
средств или иного имущества, приобретенного преступным путем насчитывает
сравнительно не долгий период[3].
Впервые уголовная ответственность за указанное
преступление была введена в российское уголовное законодательство в 1996 году в
связи с принятием УК РФ[4].
Однако, предпосылки
такого преступного деяния, как легализация, уже были известны на первоначальных
стадиях образования Древнерусского государства, однако ему не всегда уделялось
должное внимание. В соответствии с Пространной редакцией Русской Правды,
владелец краденой вещи, купивший ее на торгу при свидетелях, освобождался от
ответственности[5].
Однако добросовестный покупатель краденой вещи обязан был идти от одного
покупателя к другому, для розыска первоначального продавца[6].
В Воинском
артикуле Петра I, продолжает развиваться тенденция зависимости ответственности
участников рассматриваемых деяний от их субъективного отношения к совершаемому
им деянию, то есть заведомого знания о преступном происхождении вещи и наличия
злой воли с их стороны[7].
В следующих
законодательных актах проводится разграничение ответственности путем размещения
в отдельных статьях составов преступлений за куплю, продажу и заклад заведомо
украденного или через насилие или обман полученного имущества[8].
В
послереволюционном законодательстве увеличение ответственности в то время было
вызвано особой опасностью бандитизма, что вынудило советское государство в
первое пятилетие принимать суровые и чрезвычайные меры[9]. В
дальнейшем рассматриваемая уголовно-правовая норма не подвергалась изменениям
вплоть до введения в действие Уголовного кодекса РСФСР 1960 года, которым была
предусмотрена ответственность по ст. 208 за приобретение или сбыт имущества,
заведомо добытого преступным путем[10].
В настоящее время российской правовой основой
противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов являются Конституция
Российской Федерации, международные нормы и принципы, международные договоры
Российской Федерации, Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма»[11],
Уголовный кодекс Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты. [1] Корнев А. В.
Цифровые технологии, правовые риски и проблема их минимизации // Актуальные
проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 9. — С. 11–20. [2] Шваб К.
Технологии четвертой промышленной революции. М., 2018. С. 35. [3] Лупырь М.В.
История развития ответственности за отмывание денежных средств или иного
имущества в отечественном уголовном законодательстве // Вестник
Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.
2016. № 1 (43).
С. 98-100. [4] Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Собрание
законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. [5] Российское
законодательство Х-ХХ веков. Законодательство Древней Руси. Т. 1. М., 1984. С.
97. [6] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории
русского права. Киев,
2005. С. 174. [7] Воинский устав с
Артикулом военным. СПб, 1748. С. 142. [8] Неклюдов Н.А.
Руководство к Особенной части Русского уголовного права. Преступления и
проступки против собственности. Т. 2. СПб, 1876. С. 658. [9] Комиссаров В.С. Уголовная ответственность за бандитизм: Автореф. дис. … канд. юр.
наук. М., 1983. С. 4. [10] Коржанский Н.И.
Ответственность за приобретение, хранение и сбыт имущества, добытого преступным
путем. Волгоград, 1971. С. 26. [11] Федеральный закон
от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание
законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.