Вопросы к экзамену на тему Введение в основы исламского права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ВОПРОС
(дублируются
вопросы 1 и 39)
Дайте определение
основам исламского законодательства Классическая
концепция исламского права и законоведения (усуль-альфикх) сложилась вместе с развитием самого
исламского права (фикха) и оформлением религиозно-правовых школ (мазхабов). Богословско-правовые
знания, переданные по цепи надежных
передатчиков, сохранились до нашего времени в 4-х мазхабах – мусульманских
богословско-правовых школах, различия между которыми и привели к появлению
права.
Квинтэссенцией
европейской исламоведческой традиции изучения мусульманского права являются две
основополагающие работы: сводный
хрестоматийный труд Дж. Шахта «Введение в исламское право» (Schacht J. An introduction to Islamic law. London, 1964) и работа, ставшая уже
классической, посвящённая анализу этапов исторической эволюции мусульманского
права, — «История исламского права» Н. Коулсона
(Coulson N. J. A history of Islamic law. Edinburgh, 1964)[1].
В рамках формирования
теории и методологии права – «’ус̣ӯл-фик̣х»,
формировалось учение о четырех «источниках» права, среди которых выделяют
источники материальные – Коран и Сунна, а также источники формальные –
консенсус (иджма̄‘) и суждение по аналогии (к̣ийа̄с)[2].
Итак, источники
права, имеющие религиозный характер, – это Коран и Сунна, а иджма
и кийас являются рациональными
источниками права[3].
Коран, Сунна, иджма и кыйас являются основными
шариатскими (законными) доводами. К производным шариатским (законным)
доводам относятся: истихсан, истислах, истисхаб, урф-‘адат, шар‘у мин
каблина, кауль ас-сахаба, садд аз-зарайи.
Шариат и фикх являются
основой исламского законодательства. Главным источником мусульманского права исторически
является правовая доктрина фикх (арабск.,
тур. «мусульманский кодекс; глубокое понимание, знание»). Фикх характеризуется также как юридическая наука ислама. Один
из самых ярких факихов, т.е. знатоков фикха за всю историю сущестования
исламского законодательства является законовед из Кордовы Ибн Хазма (384/994-456/1064
гг.).
Шари‘ат (с араб.«путь к
водопою»). Данный термин в условиях жизни в пустыне имел значение своеобразной «дороги
жизни», обязательного для всех пути. В исламе шари‘ат обозначает «путь,
предначертанный Богом», это комплекс общих
и конкретных религиозных предписаний и норм, определяющих жизнь мусульманина. В
Коране этот термин упоминается один раз в суре «Коленопреклоненная»: «Потом мы
устроили тебя на прямом пути (шари‘а) повеления. Следуй же по нему и не следуй
страстям тех, кто не знают!» (45:17/18)[4]. В
хадисах также зафиксировано единичное употребление этого слова (в «Муснаде» Ибн
Ханбала), а в ранней литературе по праву чаще употребляется его синоним шар‘
(«Рисала» аш-Шафи’и).
В фикх входят конкретные,
т.е. ясно выраженные положения Корана и сунны, касающиеся вопросов культа и
отношений между людьми, которые не нуждаются в дополнительном толковании
правоведов. Большую часть корпуса фикха
составляют собственно правовые нормы, выведенные мусульманскими юристами на
основе общих положений Корана и сунны.
Шариат совершенен, вечен и
неизменен, в то время как фикх, будучи творением людей, обладает недостатками,
и потому может быть изменен согласно потребностям общества и велениям
времени. Исламская традиция рассматривает шариат в качестве
системы, соответствующей любым условиям, отвечающей потребностям каждой эпохи,
способной ответить на всякий вопрос.
Итак, мусульманское
право – это живое, универсальное учение, характеризующееся гибкостью и
требующее всестороннего рассмотрения любой возникающей проблемы[5]. Нургалеев Р.М. отмечает: «Мусульманское
право подобно хорошо сконструированному зданию, наряду с внешней и внутренней
красотой, оно еще и технологически совершенно»[6].
Мусульманское право –
это самостоятельная правовая система. Поэтому изучение его представляет не
только исторический, но и общетеоретический интерес[7]. [1] В переводе на русский язык — Коулсон
Н.Дж. История исламского права/ Н. Коулсон —
Наб. Челны: Ислам Нуры, 2013. — 245 с. [2] Ибрагим Тауфик Ислам//Новая философская
энциклопедия/Ин-т философии РАН. Предс. Научно-ред. Совета В.С. Стёпин. — М.:
2010.Т.1-4. 2816 с. — [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1&href=http:%2f%2f1298.html (дата обращения: 31.01.2021). [3] Аушев Х.О. Преступление и
наказание в Коране и Сунне: философско-религиоведческий анализ/Автореф. дисс.
канд. филос. наук/Х.О. Аушев. – М.: РАНХиГС, 2018. – 13-14 с. [4] Коран
(пер. и коммент. И.Ю. Крачковского). АН СССР. Ин-т востоковедения. — 2-е изд.-
М.: «Наука», 1986. — 727 с. [5] Нургалеев Р.М. Основы исламского права — Усуль
аль-Фикх/Р.М. Нургалеев. — Казань: Российский исламский институт, 2015. — 131
с. [6] Нургалеев Р.М. Классическое
мусульманское семейное право: учебное пособие/Р.М. Нургалеев. – Наб. Челны:
«Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013. – 6 с. [7] Сюкияйнен Л.Р. Основы теории
исламского права: учеб. пособие/Л.Р. Сюкияйнен. — СПб.: Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 2019. — 163 с.