Вопросы к экзамену на тему Возрастная психология
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
1.Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
Среда состоит из многих факторов и условий. Эти условия состоят из факторов неорганической природы (свет, температура, содержание кислорода и т. д.), факторы органической природы (различные воздействия, которые другие живые существа оказывают на людей) и социальные факторы.
Целый ряд социальных факторов можно объединить с термином «социальная среда» : влияние матери, семьи, детской, детского сада, школы, высшего и среднего образования, предприятий, в которых работает человек. Самый высокий уровень социальной среды-это общественная среда.
Окружающая среда является необходимым условием существования любого живого существа. Вне окружающей среды нет даже жизни.
Из окружающей среды организм получает все вещества, необходимые для жизни, а в окружающую среду выпускает для него ненужные метаболические продукты. Таким образом, все характеристики жизни любого организма следует рассматривать только в единстве с окружающей средой.
Для людей факторы социальной среды-необходимое условие для человека и развития действительно человеческих качеств: речи и сознания. Социальная жизнь человека зависит от особых, более высоких социальных моделей, их воздействие не включено в нашу задачу.
Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои черты и свойства, формирование которых происходит при определенных условиях внешней среды. Наследуемость является универсальным свойством дикой природы и характеризуется у человека тем фактом, что существует определенное сходство между родителями и детьми по ряду признаков.
Наследуемость определяется как набор природных свойств организмов, передаваемых из поколения в поколение, и как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию или, другими словами, свойство живых организмов воссоздавать подобные в ряде поколений».
С рождения ребенок наследует многие врожденные черты и инстинкты, принадлежащие к группе безусловных рефлексов (по Павлову): пищеварительный, защитный (вытягивание рук от горячего, сжатие при ярком свете), показательный (реакция на звук, свет); он программирует передачу биохимических, физических свойств: внешний вид, цвет волос, физические данные; группа крови и резус-фактор, настройки способностей; программирует свойства нервной системы, свойства зрительных органов (цветная слепота, особая чувствительность, цвет глаз) и другую генетическую программу, встроенную в молекулярные структуры ДНК.
Биологические процессы отмечены наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним относятся, шизофрения, сахарный диабет, ряд эндокринных нарушений (карликовость и др.).
Но генный аппарат, как и весь человеческий организм, не изолирован от внешних воздействий, а участвует в их разнообразии. Человеческое развитие в основном рассматривается как развитие его способностей.
С одной стороны, развитие обусловлено резервными силами генотипа (корректировки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста или наоборот — на склоне лет), с другой-условиями внешней среды и их взаимным влиянием.
Несовершенство схем питания и сложных условий жизни (сироты, неполные семьи, трудные семьи, вовлечение детей в тяжелую работу) задерживают рост и развитие.
Наследственные возможности растущего человека велики, но они будут реализованы в качестве личности, он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.
Окружающая среда-это не просто улицы, дома и вещи, график которых достаточно, чтобы человек знал, поэтому вход в него чувствует себя там комфортно.
Окружающая среда также представляет собой широкий круг сообществ людей, характеризующихся особой системой взаимоотношений и правилами, распространяющимися на всех членов данного сообщества.
Таким образом, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в какой-то степени влияет на нее, меняет ее, но в то же время, и окружающая среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования.
Она может принять человека, некоторые его действия, проявления и, возможно, быть отвергнутой; он может относиться к нему благонамеренно и, возможно, неохотно.
Отношение общества к человеку определяется тем, насколько их поведение соответствует ожиданиям общества. Поведение одного и того же человека во многом определяется отношением, которое оно занимает в обществе.
Ассимиляция различных социальных ролей является ключевым компонентом процесса социализации человека. Однако сложность заключается в том, что в обществе есть статусы, которые не только одобрены им, но и те, которые противоречат социальным нормам и ценностям. Таким образом, в процессе становления и развития ребенок может овладеть как положительными социальными ролями, так и негативными.
Чем ребенок меньше, то есть сильнее, воспитательные воздействия на формирование и развитие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, его доля уменьшается, но увеличивается степень автономии ребенка в выборе и предпочтении определенных социальных ценностей и эталонных ценностей, его собственного влияния на его развитие.
Вступление ребенка в общество может быть затруднено из-за характеристик его физического или умственного развития. Или ассимиляция социальных норм и ценностей ребенка искажается в результате негативного-спонтанного или преднамеренного-воздействия среды, в которой он живет, и т. д. В результате ребенок «выпадает» от нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в особой помощи, чтобы успешно интегрировать его в общество.