Вопросы к экзамену Гуманитарные науки Философия

Вопросы к экзамену на тему Ответить на вопросы из вложения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Вопросы к зачету для студентов II курса факультета искусств

1. «Исторические дела философии» Вл. Соловьева

«Исторические дела философии» – лекция, прочитанная Соловьёвым в 1880 году в Санкт-Петербургском университете. В кратком конспекте основоположником «метафизики всеединства» выделяются этапы развития философской мысли, определен основной смысл всемирного историко-философского процесса: философия «делает человека вполне человеком».

Лекция «Исторические дела философии» по структуре, содержанию, форме и языковому стилю – благодатный дидактический материал для введения в философию. Он предназначен и для тех, кто только начинает изучать философию, и для тех, кто дорос до необходимости постижения интегрального уровня социально-гуманитарного знания. Основные тезисы:

Философия для человека освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Осознание предназначения философа в освещении пути человека к полноте Бытия, Богочеловеку. Философия делает человека вполне человеком.

Слова, в которых впервые возвещалась человечеству его свобода и братское единение: «Все есть одно — это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение. Этим словом в корне подрывалось рабство религиозное и общественное, разрушалось всякое неравенство и обособление». «… человеческая личность находит свою свободу и безусловность в отречении от внешнего природного бытия.» В буддизме начало всеединства ясно определяется как начало человечности. Пробуждение идеи всеединства, пронизывающей всю историю культуры. Нет внешней подавляющей силы, ибо всё есть видоизменение единой сущности, значит, нет и рабства. Мировая сущность — в самом человеке, нравственная личность человека выше природы и природных богов

Историческая ограниченность буддизма и понятие нирваны. «Это был могущественный протест против той слепой внешней силы, против материального факта, которым на Востоке так подавлялась человеческая личность и в религии, и в общественном быте, это было смелое восстание человеческого лица против природной внешности, против случайности рождения и смерти. … Оставляя внешнее материальное бытие, сознание не находило взамен никакого другого, приходило к небытию, к Нирване. … Переход от коров Риг-Веды к буддийской Нирване был слишком велик и труден, и, совершив этот гигантский переход, индийское сознание надолго истощило свои силы». Содержание должно быть позитивным, нигилизм не продуктивен. Нирвана как ценность мистического мировоззрения в действительности не ведёт к свободе человека

Буддизм и учение софистов. «…софисты представляют существенную аналогию с буддизмом: и там, и здесь отрицаются всякое внешнее бытие и боги; … вместе с тем и там и здесь верховное значение признается за человеческою личностью». «Но велика и разница…индийский гимнософист усиленно и напряженно боролся с материальным началом и, достигнув победы над ним и сознания своего отрицательного превосходства, не находил в себе никакой положительной жизненной силы и, истощенный, погружался в Нирвану… Если человеческое сознание в буддизме говорило внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу отречься от существования, то сознание софиста говорило этому внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу жить вопреки тебе, могу жить в силу своей собственной воли, своей личной энергии». «Софистика — это безусловная самоуверенность человеческой личности… Но эта … личность, не имея никакого общего и объективного содержания, по отношению к другим является как нечто случайное… Так, здесь освобождение личности только субъективное. Для настоящего же объективного освобождения необходимо, чтобы лицо, освобожденное от внешнего бытия, нашло внутреннее содержание, господство факта заменило бы господством идеи. Это требование объективной идеи для освобожденной личности мы находим у Сократа…». Человечность даёт силы для жизни.

2. Предфилософия и философия Др. Индии: Веды и Упанишады

В Древней Индии предфилософский комплекс идей содержится в трех видах произведений: Ведах (veda – священное знание), Махарабхарате (эпическом произведении, состоящем из 18 книг, однако философские идеи можно найти лишь Мокшадхарме («путь спасения»), Бхагавадгите («Божественная песнь») и Анугите.

Вед всего четыре: Ригведа – собрание гимнов; Самоведа – (от «саман» — «песнопение») собрание песнопений; Яджурведа (от «яджус» — жертвенная формула) собрание жертвенных формул; Атхарваведа – (Атхарван – имя легендарного жреца) собрание магических формул и заклинаний. Литература каждой веды состоит прежде всего из самхит («собрание»), т.е. самих текстов (Ригведа насчитывает около 1028 гимнов). Следующий раздел ведической литературы – брахманы («брахмана» — «объяснение Брахмана»), ритуальные и мифологические объяснения к самхитам. Если гимны являются творениями поэтов, то брахманы, произведениями жрецов. В состав брахман входят араньяки («араньяка» — «лесная книга»). Последние предназначались для отшельников, оставивших свой дом. Они более умозрительны, чем практичны. Они служат как бы связующим звеном между ритуалами брахманов и философией упанишад.

Между родом ведической литературы и жизненными стадиями существует соответствие. Самхиты составляют основу обучения на первой стадии ученика, изучающего веды в доме учителя. Брахманы регламентируют жизнь человека во второй стадии домохозяина, живущего в семье и исполняющего все предписанные обряды. Со временем от араньяков обособляются упанишады; из третьей стадии выделяется четвертая: нищенствующий странник, отрекшийся от мира, — идеал, провозглашаемый упанишадами и всей духовной культурой Индии.

Упанишады также относятся к ведическим комментариям, но по своему значению, смыслу и роли, которую они играли в древнеиндийской культуре, они заслуживают того, чтобы говорить о них отдельно, ибо они составляют духовную основу всего последующего развития мысли Индии. Их еще иногда называли ведантой («веданта» — «конец вед»), название, которое было впоследствии перенесено на философскую школу, основным источником которой они явились. Время возникновении упанишад – от VІІІ в. до н.э. вплоть до ХV в. н.э. Всех упанишад более ста, однако основных чуть более десяти. Важными из них являются: Брихадараньяка («великая араньяка»), Чхандогья (метрический текст), Айтарея, Кена. Стиль изложения в упанишадах – беседа, диалог, поучение (в основном они анонимны). Веды, их комментарии и упанишады составляют раздел ведической литературы, называемый шрути, т.е. «услышанное» (откровение, внушенное будто бы свыше поэтам-мудрецам – риши). К другому разделу относятся смрити, т.е. «запоминаемое» (передаваемая по памяти информация: ритуальная, законодательная, научная и т.д.). Веды являются творением раннего интуитивного и символического мышления. Метод, применяемый в них, — художественный.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы