Вопросы к экзамену на тему Ответить на 5 вопросов по философии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1
Закономерности развития науки. Основные модели роста научного знания: К.
Поппер, Т. Кун, С. Тулмин, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Как
сфера знаний и человеческой деятельности наука появляется, когда человек
научился дифференцировать рациональное знание от вымысла – мифов, легенд,
верований. Со своего создания наука формировала свой путь среди незнания и
заблуждений, слепого верования и догм, боролась с существующим сознанием в
обществе. Ненаучное знание или уходило назад, столкнувшись с аргументами науки,
либо оказывало сопротивление и превращалось в антинауку.
Помимо
научной картины мира есть более глубокая систематизация знаний – мировоззрение.
Частная отдельная теория не может иметь никакого отношения к мировоззрению. Но,
тем не менее, частная отдельная теория является фундаментальной. Столкновение
двух рассматриваемых структур всегда неизбежно, так как инициирует другое
осознание мира обществом. Так произошло во время создания теории
гелиоцентрической картины мира. Алхимия была в то время наукой, а теории
Коперника и Галилея — нет.
Наука
в Средние века сама была антинаукой, поскольку объясняла рациональным методом
природные процессы и явления. Она подрывала традиции церкви, которые были
приоритетом в сознании человека того времени. Церковь на основе традиций веры
просто объясняла причины происхождения мира. Церковь была убеждена в том, что
принятие новой теории инициирует трансформацию мировоззрения, и представители
веры не видели к этому никаких доводов,
особенно тех, на которые Галилей и Коперник указывали.
И
хотя кажется, что некоторые утверждения Коперника с современной точки зрения
лженаучны, и солнце не является центром вселенной, — но и в этом случае, не
только верное и правильное знание Коперника, а также его заблуждения дали
огромный толчок для дальнейшего развития правильного миропонимания.
Само
существование антинауки считается полезным для истинной науки. Поскольку это напоминает
человечеству, что не известно науке, что он до конца не изучила. Это говорит
обществу, что не все теории являются постоянными и основательными, они не могут
часто дать научную аргументацию любому явлению в мире.
Если
рассматривать состояние науки на каждом отрезке истории, то можно видеть, как
изменяются представления человека о науке и научных методах познания.
Приобретая новые знания об окружающем мире, человек какие-то теории отвергает,
получая взамен их более совершенные. Но все равно остаются пустые ниши в
знании, и поэтому существуют ненаучные подходы решения «непонятного».
Сегодня
наука развивается не линейно. История науки включает в себя периоды, когда
знание пересматривается со всех сторон. Пересматриваются теории, принципы,
основоположения. Томас Кун называет такие периоды «научными революциями».
Рациональная
наука Нового времени (та, которой мы и обязаны нынешним расцветом техники и технологий), начиналась с
философии, с воцарения в ней
рационалистического мировоззрения в виде классического рационализма Р.
Декарта, Б. Паскаля, Ф. Бекона — они были одновременно философы и ученые и
закладывали одновременно и рационалистическое мировоззрение, без которого
невозможна рациональная наука, и сам метод этой науки. Р. Декарту в частности
принадлежит метод координат, одна из важных частей строящегося метода
рациональной науки[1].
Важнейшими принципами, заложенными ими, были
отрицание априорных истин и признание того, что истина может и должна
устанавливаться только на основании опыта[2].
Дальнейший взлет
рациональной науки, принесший уже весомые плоды в технике и технологиях, связан
с фигурой великого Ньютона, который был не только великий физик, построивший
классическую механику, но он же заложил и основу метода рациональной науки,
которым она пользуется посей день[3]. Суть этого метода –
построение теоретических моделей, описывающих конкретные области
действительности и основанных на непротиворечивых системах постулатов – аксиом,
привязанных к опыту в данной области, из которых чисто логически, дедуктивно,
там, где можно, с использованием математики, в идеале чисто аксиоматически [1] См. Кун Т. Структура научных
революций. М.: АСТ, 2009. С. 210 [2] См. Вундт В. М. Введение в
философию/ В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — С.
177 [3] См. Аблеев С. Р. История мировой
философии/ С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. С. 106