Вопросы к экзамену Гуманитарные науки Новые религиозные движения

Вопросы к экзамену на тему Новые религиозные движения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1. Отечественные традиции в изучении новых религиозных
образований.

         Область научных
исследований, предметом которых являются все существовавшие в прошлом и
существующие ныне религии называется религиоведением. [1]

         Истоки
религиоведения в России можно найти уже в трудах таких ученых, как Татищев,
Ломоносов, Аничков, Козицкий, Попов, Чулков и еще многих других деятелей
российского Просвещения XVIII — начала XIX в.

         Рассматривая период
с середины XIX до первой четверти XX в., можно выделить исследования таких ученых,
как Буслаев, Афанасьев, Потебня и Миллер с их «мифологической школой», их
оппоненты – Кавелин, Пылин и Веселовский. Значительный вклад в изучение религии
церкви внесли такие ученые, как Буткевич, Голубинский, Гальковский, Знаменский
и Спасский.          Дореволюционное
религиоведение в России включало в себя труды по сравнительной мифологии,
филологические и этнографические исследования из области религиозной жизни
разных эпох и народов, исторические разработки, многие из которых были с
углублением в российскую проблематику, самостоятельную философию религии.

         В 20-х, 30-х годах
ХХ века религиоведение среди прочего рассматривается в трудах таких
обществоведов, этнографов и историков, как
Абаев, Великович,
Дьяконов, Золотарев, Клибанов.

         В 1960—1970-х гг. наблюдается заметный
рост количества исследований по религиоведению, складывается система подготовки
специалистов по «научному атеизму». Среди ученых того периода можно выделить
таких, как Арутюнов, Гараджа, Гордиенко, Кабо, Левада.

         В 1980-е гг. появляется большое число
кандидатов и докторов наук, достигших ученых степеней и званий по специализации
«научный атеизм, история религии и атеизма».

         Религиоведение советского периода было
сугубо научно-атеистическим. Предмет дисциплины «научный атеизм» состоял из опровержения
религиозных представлений и утверждения научного понимания действительности.
Только в конце 1980-х гг. для специальности «Теория и история религии, атеизма
и свободомыслия» в описание предмета было включено понятие «сущность религии».

         В современной России есть
государственный стандарт высшего профессионального образования, по которому во
многих вузах обучают студентов по направлению (иногда по специальности)
«Религиоведение», дисциплины «Основы религиоведения» и/или «Истории мировых
религий» включены в учебные планы образовательных учреждений, по данным
предметам издаются учебники и всякого рода пособия.

         В современном религиоведении в России
существует проблема взаимоотношений светского и конфессионально
ориентированного подходов к материалу религии: научно-исследовательские
процедуры применяются и в конфессиональных изысканиях, однако интерпретация
получаемых результатов в этом случае проводится с поправкой на доктринальные
установки конфессии. Если она и оказывается адекватной по отношению к конкретному
вероисповеданию, с точки зрения научного подхода ее нельзя принять как
обобщение для более широкого спектра религиозных явлений.[2]

2. Культоролические и
конфессиональные истоки вероучения и обрядов

новых религиозных организаций и нетрадиционных культов

         Новые религиозные
движения различаются своими традициями и внутри этих традиций. В то время как
большинство ранних волн западных новых религий насчитывают столетия и
принадлежат к иудео-христианской традиции, современная волна проявилась в конце
ХХ столетия и происходит почти от всех традиций мира, а также от нескольких
идеологий и философий. Среди новых
религиозных движений можно встретить язычников и неоязычников, всевозможные
группы развития человеческих способностей, которые не всегда называют себя
религиозными; в новые религиозные движения входят и кружки уфологов,
эзотерические и оккультные группы, Нью Эйдж движение. Рассмотрим последнее чуть
подробнее.

         Их воззрения
образует сплав различных верований, оккультизма, теософии, пантеизма, язычества
и шаманизма. Космос рассматривается как органическое целое, живое существо,
наделенное симпатиями и антипатиями, тайным огнем и светом, которыми человек
стремится овладеть. Предполагалось, что с помощью воображения или через
посредников (ангелов, духов, контактеров) люди могут устанавливать контакты с
высшими и низшими мирами. Согласно данным верованиям, пройдя процесс духовной
трансформации, они будут способны проникнуть в тайны космоса и самого себя.
Конечный пункт маршрута – гнозис – высшая форма знания, эквивалент спасения.
Гнозис включает в себя не только философскую, но и тайную (эзотерическую)
доктрину, передаваемую от учителя к ученику через посвящения. Хотя космической
энергии и отводится решающая роль в наступлении Новой эры, для ее прихода и торжества
необходима особая порода людей – деятельных, объединенных единой целью
(присутствует вера в некое «предназначение», «избранность»). Они должны будут
создать принципиально новые социально-духовные основания общества.
Предполагается, что когда в индивидах раскроются присущие им мудрость и любовь,
тогда и вся планета трансформируется в новую эру человечества.[3]

         Различаются новые
религиозные движения и по образу жизни последователей, способам миссионерства,
материальному положению, отношению к обществу, законам страны.[4]



[1]            
Гараджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений и преподавателей средних школ./В.И. Гараджа — М.: Аспект-Пресс, 1995
– С. 348.

[2]    Смирнов,
М.Ю. Религиоведение в России: проблема самоидентификации. Серия 7. Философия.
№1./М.Ю. Смирнов — М.: Вестник Московского Университета, 2009 – С.1-16.

[3]    Кантеров
И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины):
учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1/И.Я. Кантеров; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во
Владим. гос. ун-та, 2006 – С. 67.

[4]    Кантеров
И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины):
учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1/И.Я. Кантеров; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во
Владим. гос. ун-та, 2006 – С. 79.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы