Вопросы к экзамену Педагогика/Психология Нейропсихология и патопсихология

Вопросы к экзамену на тему Нейропсихология и патопсихология

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1. Нарушения эфферентной основы функциональной речевой системы (эфферентная моторная, динамическая афазии). Методы исследования нарушений речевых функций.

Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях: дизартрии (нарушений произношения без расстройства восприятия устной речи, чтения и письма); аномии (трудностей называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения межполушарного взаимодействия); алалий (нарушений речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности); моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов; мутизма (нарушений речи, связанных с психическими расстройствами) и др.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии. Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы [1]. Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящую к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременною переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Эфферентная моторная афазия многовариантна. Нарушение экспрессивной речи при разных вариантах эфферентной моторной афазии. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это самый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии. Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка).

При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных выявляется

так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля», который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи. В более легких случаях глаголы переносятся в конец предложения.

При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым. Длительные паузы, вызванные инертностью протекания речевых процессов, внешне напоминают амнестические трудности, характерные для семантической афазии, но в их основе лежит инертность выбора лексических средств.

Форму афазии, когда больной не может правильно связать одно слово с другим, не может заранее составить «внутри себя» программу того, что будет говорить, А. Р. Лурия назвал динамической [7]. Этим названием он подчеркнул, что страдает динамичность речи, в то время как отдельные единицы — звуки, слоги, слова могут быть произнесены. Она возникает при поражении заднелобной коры левого полушария.

Синдром динамической афазии проявляется нарушением как импрессивной, так и экспрессивной речи. Тяжесть нарушения этих сторон речи может быть различной — от едва заметных расстройств до выраженного нарушения интеллектуальной деятельности.

Нарушение слухоречевой памяти при динамической афазии является одним из ее симптомов. Если здоровый человек постепенно запоминает из 10 предъявленных ему слов сначала 5, затем 6, 8, 9, 10, то больной с динамической афазией, персеверируя отдельные слова и, переставляя их, не может запомнить больше 4 слов. Для больных характерно нарушение последовательности воспроизводимой серии слов. Даже воспроизведение в обратном порядке таких автоматизированных видов речи, как счет от 20 к единице, дней недели от воскресенья к понедельнику и месяцев года от декабря к январю, вызывает у них чрезвычайные трудности.

В обычной экспрессивной ситуативной речи больные с динамической афазией аспонтанны, малоинициативны. Ответы на вопросы односложны и, как правило, включают в себя слова из вопроса собеседника, соответственно грамматически перестроенные [3].

Исследование включает оценку спонтанной речи в диалоге и при описании картинок; проб на называние предметных изображений; повторение звуков, слов и фраз; на автоматизированную речь (числовые ряды, дни недели, месяцы в прямом и обратном порядке); на понимание (соотнесение с картинкой) слов, фраз, логико-грамматических конструкций (над/под, слева от/справа от, перед/за, активные/пассивные конструкции); исследование свободных и направленных ассоциативных реакций, чтения и письма. При оценке речевых функций у больных с афазией дополнительно применяется «Методика оценки речи при афазии».

2. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти

Известны следующие нарушения памяти:

Гипермнезия (усиление памяти) – непроизвольное оживление памяти, которое проявляется в повышении способности воспроизведения давних, незначительных, малоактуальных событий прошлого. При этом страдают произвольное запоминание и воспроизведение. Происходит усиление механической памяти при значительном ухудшении показателей логико-смысловой памяти. Гипермнезия чаще встречается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, иногда – в клинике олигофрений при наличии у больных так называемой односторонней одаренности.

Гипомнезия – постепенное ослабление памяти. Наблюдается при церебральном атеросклерозе, эпилепсии. Характерна следующая динамика ослабления памяти: 1) ослабление произвольной репродукции; 2) ослабление удержания материала в памяти; 3) нарастающая недостаточность запоминания. Характерно снижение механической памяти вначале и более длительная сохранность смысловой памяти [5].

Амнезия – пробел воспоминания, выпадение из памяти событий определенного отрезка времени. Встречается как после состояний нарушенного сознания, так и в связи с грубыми органическими поражениями головного мозга.

Ретроградная амнезия – выпадение из памяти событий до начала (острого периода) болезни; может возникнуть, например, после черепно-мозговой травмы.

Антероградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни.

Фиксационная амнезия – утрата способности запоминания, отсутствие памяти на текущие события. Наблюдается при старческом слабоумии. Свидетельствует о грубых расстройствах памяти, при которых оказываются нарушенными запоминание, удержание и воспроизведение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы