Вопросы к экзамену Гуманитарные науки История

Вопросы к экзамену на тему История

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1. Древнерусские земли в удельный период (XII-XIII вв.)

Удельная раздробленность русских земель привлекает интерес как отечественных, так и зарубежных историков. В разное время исследователи по-разному трактовали причины наступления раздробленности, ее движущие силы и последствия. Длительное время считалось, что распад Древнерусского государства являлся крупной ошибкой князей Рюриковичей, совершенной из-за политической неопытности, и давалась крайне негативная оценка последствий раздробленности. Раздробленность ознаменовалась нескончаемыми междоусобными войнами среди князей и бояр, когда пылали города и села, брат шел на брата, а сын покушался на престол отца. Отсутствие единства воинских сил приводило к тому, что кочевники южных степей почти ежегодно вторгались в пределы русских земель. Однако согласно археологическим данным, в удельный период не произошло экономического регресса, и XII – начало XIII вв. характеризуются расцветом ремесел, увеличением числа городов.

Вступление Древнерусского государства в эпоху раздробленности вовсе не означало его полного распада. Произошло социально-политическое обособление княжеств и земель в рамках государства вследствие усиления процессов феодализации. Однако наряду с центробежными продолжались и центростремительные процессы, действовали силы, объединявшие и сплачивавшие Русь. Сама борьба потомков Ярослава за киевский престол была для каждого из них борьбой за собственный вариант единства государства. Связующим звеном между отдельными землями и княжествами выступало единство языка, традиций, менталитета, а также Русская православная церковь, во главе которой стоял митрополит Киевский и «Всея Руси». Несмотря на то, что каждый князь держал «отчину свою», была сохранена прежняя государственная идея: наряду с появлением в летописи целого ряда наименований «земель», продолжало употребляться понятие «Русская земля». Двойственность самосознания выразилась в том, что человек считал своей Отчизной одновременно и Русскую землю, и Владимиро-Суздальское, Рязанское или Черниговское княжество.

Удельный период характеризуется бурным ростом городов, выступавших в роли административных, судебных и экономических центров окрестных земель. В городах было сосредоточено ремесленное производство, торговая деятельность, приводившая к постепенному разрушению замкнутого натурального хозяйства, и ростовщическая деятельность, способствовавшая первоначальному накоплению капиталов. Все чаще городской мастер выполнял работу не на заказ, а на рынок. В городах более интенсивно шел процесс формирования сословных структур, социальной дифференциации. В то же время негативным последствием децентрализации Древнерусского государства стало то, что Южная и Западная Русь попали под влияние Литвы. В условиях политической разобщенности, усиления междоусобных конфликтов и ослабления общего военного потенциала русские земли встретили монголо-татарское нашествие [5, c. 55].

2. Христианизация Русы: плюсы и минусы.

Итак, какие же плюсы принесла смена религии:

Как и любая монотеистическая и строгая религия, христианство имело унифицированные обрядовые ритуалы. Это, в свою очередь, за счет практической идентичности на всей территории, обеспечило сплочение населения.

Соответственно, по образцу европейской христианизации, заметно вырос процент грамотной аристократии и мещанства, что повлекло за собой ряд других плюсов:

Ввиду схожести церковно-славянского и используемого в повседневности видов языка, получилось обеспечить еще один фактор, способствующий объединению вокруг Киева — собственно, единый язык.

Универсальность языковых норм повлекла за собой рост не только церковной, но и мирской культуры. Интересный факт — из более чем тысячи берестяных грамот, найденных в Великом Новгороде, только 4 имеют условное отношение к религии.

Единый язык наряду с идентичными обрядами и ритуалами, подкрепленные единым богом, обеспечили значительное укрепление “чувства родства” в гражданах Руси.

Повышение защищенности жителей городов и окрестностей. Церкви, как правило, строились более надежными — каменными или полукаменными, что обеспечивало как их лучшую устойчивость к воздействию огня, так и давало некую надежду на то, что нападающие не рискнут ее тронуть — из страха перед своим, в случае междоусобиц, или чужим богом, если речь идет о нападении извне.

Наконец, непосредственное укрепление и централизация власти в руках киевского князя до начала дробления Руси и монголо-татарского нашествия.

Важно заметить, что основные минусы проявились далеко не сразу. Итак, вот они:

Прежде всего, основополагающим минусом явилась дистанционирование от латыни. И если первые несколько веков это не создавало критичных сложностей, то к моменту бурного развития науки в Европе, незнание языка католической церкви повлекло за собой довольно серьезно отставание в научной сфере.

Само по себе становление христианства на территории Руси проходило в довольно кровавом ключе. Причин тому было несколько, основные приведены ниже:

Изначально крестились представители аристократии, которая, в сущности, являла собой воинское сословие в раннефеодальной Руси.

Несмотря на обращение в новую веру, старые порядки и взгляды никуда не делись. Фактически, в условиях языческой Руси христианство прошло через вивисекцию народного осознания и отдалилось от своего изначального состояния очень значительно.

Постепенное укрепление церковного влияния на власть и население с целью получения прибыли в виде десятин, земельных наделов [8, c. 34].

 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
3
Введение.
Предмет и метод исторической науки. Особенности становления государственности
в России и мире
3
Русь между
Западом и Востоком (XII-XV вв.). От феодальной раздробленности к становлению
единого Российского государства
5
Россия в
XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации
7
Россия и
мир в XVIII – первой половине XIX веках
10
Россия в
контексте мировой истории второй половины X1X в.
13

  

Введение:

 

История всегда вызывала огромный
интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека
знать историю своей Родины. В прошлые годы отечественная история как наука во
многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами.
Многие страницы истории страны отражались в литературе односторонне, а порой и
искаженно, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического
мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от
всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Иначе говоря,
сегодня мы имеем возможность изучать не искаженную, а правдивую историю своей
страны. Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что сегодня встречается
немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в противоположную крайность
в оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят
в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такой подход также
далек от объективной оценки нашего прошлого и настоящего. Несмотря на крутые
перемены в стране, на меняющийся характер общественного развития, на сложные,
порой болезненные процессы, которые переживает страна, все же очень важно и в
этот период не впадать в односторонность в оценках исторических событий,
стремиться к объективности в освещении сложных страниц отечественной истории.

В исторической науке накоплен
большой опыт создания трудов по истории России. Многочисленные работы, изданные
в различные годы как в нашей стране, так и за рубежом, отражают разнообразный
спектр и концепции исторического развития в нашей стране, ее взаимосвязь с
мировым историческим процессом. За последние годы переизданы фундаментальные
труды по истории России крупных дореволюционных отечественных историков, среди
которых работы С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и др. В числе
крупных оригинальных работ по отечественной истории мы располагаем сегодня
трудами таких видных историков, как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин,
М.Н. Тихомиров, М.П. Покровский, и других наших современников. Этот перечень
можно было бы значительно продолжить. Однако не в этом главное. Важным
обстоятельством является то, что мы располагаем сегодня большим количеством
интересных по содержанию трудов по отечественной истории, которые доступны
каждому, кто интересуется историей, стремится к глубокому ее изучению и
познанию.

Мы должны
учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте
мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в таких понятиях, как
исторические цивилизации, их характерные особенности, место отдельных формаций
во всемирно-историческом процессе, пути развития России и ее место в мировом
историческом процессе. Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он
не имеет права на обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение
истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью
человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного
поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием
современности. Вопреки мнениям скептиков, роль исторической науки в жизни людей
возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего.
История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для
прогнозирования будущего.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Комплект
заданий для контрольной работы

по дисциплине История 1,Тема Введение. Предмет и метод исторической науки. Особенности становления
государственности в России и мире. Вариант 1

1.
Развитие восточных славян в VIII–XIII вв

В формировании русской нации главную
роль сыграли анты, объединения восточных славянских племен, которые в VI–VIII
вв. быстро заселили значительные пространства между Днестром и Днепром и к
востоку от Днепра, постепенно продвигались на север и восток. Исследователи
отмечают способность славян ассимилировать другие племена, вступать с ними в
мирные, добрососедские отношения. Быстрый прирост населения обеспечивался за
счет пленных наложниц, путем ассимиляции различных этнических групп.

Основными занятиями антов были
пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля. У антов
происходило имущественное расслоение, имело место рабовладение. Их общественный
строй называют военной демократией. Эти племена, славяне и анты, не управляются
одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у
них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у
обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы», — писал
византиец Прокопий Кесарийский, рисуя жизнь непосредственных предков русского
народа в VI в.30 Вожди выбирались мужчинами данного племенного союза. Известны
вожди антов Боз, Ардагаст, Пирагост. Все мужчины были воинами. Анты воевали с
Византией, готами, аварами. Анты считаются прямыми предшественниками тех
территориально-племенных союзов, которые объединились в Древнерусское
государство.

Иногда в VII-VIII вв. между антами и
теми восточнославянскими племенами, которые объединились в древнерусское
государство, помещают такие племена как драгувиты, сагудаты, верзиты, северы и
др. Высказывалось мнение, в соответствии с которым греческое слово «анты»
означает то же самое, что и славянское слово «поляне». По одной из версий
поляне — не кто иные, как поляки, самоназвание которых был «лендзяне» (у
русских «лядский», «ляхи»)31 .

Вопрос о том, кем были «поляне»
представляется весьма важным, так как именно они, жившие на реках Днепр и Рось
вокруг Киева, долгое время считались тем ядром, вокруг которого сплотились еще
12 восточнославянских племенных союзов. Это древляне, жившие по соседству с
полянами. Это словене или ильменские словене, которые были центром притяжения
для других племен. Это дреговичи между Припятью и Западной Двиной, а также
кривичи вокруг Смоленска, полочане по берегам реки Полоты, радимичи в бассейне
реки Сож, вятичи по р. Оке. Ещё были уличи, тиверцы, дулебы, белые хорваты,
располагавшиеся юго-западнее древлян и полян.

С древнейших времен с судьбами
русского народа переплетаются исторические пути, линии этногенеза, часто
параллельные с этногенезом русских, более чем 20 неславянских народов. Это были
финно-угроские (весь, емь, сумь, карела); балтские (аукштайты, жемайты,
земгалы, курши, латгалы, ливы, эсты, ятваги), поволжские (меря, мурома, мещера,
черемиса), тюрские (печенеги, половцы, хазары) племена, а также скандинавы –
варяги и другие этнические группы. Безотносительно к тому, как современные
потомки исторических соседей восточных славян в силу современной политической
конъюнктуры трактуют взаимоотношения своих предков с предками русского народа,
следует подчеркнуть преимущественно мирный характер этих взаимоотношений,
торгово-экономических, культурных, брачно-семейных и других.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы