Статья на тему Влияние стадии жизненного цикла организации на формирование стратегии развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
ВЛИЯНИЕ СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
В данной статье рассматривается вопрос, касающийся формирования стратегии развития организации при учете влияния стадий ее жизненного цикла. Приводится актуальность темы исследования, отражающая необходимость изучения данного вопроса для руководства фирм. Представлен график, характеризующий стадии жизненного цикла организации. Рассмотрены данные стадии применительно к формированию стратегии развития. Предложен набор мероприятий, которые следует отразить в стратегии развития, в зависимости от стадий жизненного цикла.
Ключевые слова: организация, управление, жизненный цикл, стратегия развития, прогнозирование, стадии жизненного цикла.
INFLUENCE OF THE STAGE OF THE ORGANIZATION’S LIFE CYCLE ON THE FORMATION OF THE DEVELOPMENT STRATEGY
This article discusses the issue of forming an organization’s development strategy while taking into account the impact of its life cycle stages. The relevance of the research topic is given, reflecting the need to study this issue for the management of firms. A graph describing the stages of the organization’s life cycle is presented. These stages are considered in relation to the formation of a development strategy. A set of activities that should be reflected in the development strategy, depending on the stages of the life cycle, is proposed.
Keywords: organization, management, life cycle, development strategy, forecasting, stages of the life cycle.
Вводная часть
Современное состояние ведения предпринимательской деятельности обусловлено тем, что в нет присутствует жесткая конкуренция, а периодами происходят определенные потрясения, заставляющие руководство организаций выбирать ту или иную стратегию, которая бы была гарантом наиболее эффективного использования ресурсов и позволяла бы максимально устойчиво находиться организации в условиях нестабильных факторов внешней среды. Именно поэтому важным инструментом эффективного управления фирмой является стратегия развития.
Ее формирование и разработка является уникальным и индивидуальным процессом, зависящим от ряда факторов как внутренней, так и внешней среды. Также это трудоемкий и длительный процесс, требующий подробного анализа организации и прогнозирования ее эффектов на перспективу.
Актуальность необходимости изучения вопросов формирования стратегии развитии связана с тем, что существует необходимость для руководства организаций уделять должное внимание стадиям функционирования и развития организации. Так, методы развития фирмы, используемые в деятельности, должны полностью соответствовать степени естественного ее развития. Повышает вероятность точного прогноза изменений организации при ее развитии использование визуальных моделей для определения тенденций развития. Они строятся на базе теории жизненного цикла.
Проблематика
Реализация стратегии развития в организации отражается в изменении ее состояния через определенные параметры, то есть через рост, стабильность основных показателей, сокращение, упадок. Часто стратегии развития, разрабатываемые в организации, не выдерживают проверки на практике. Это связано с тем, что они создаются поспешно и не учитывают важные базовые элементы, куда относят состояние рыночной среды, имеющийся и возможный кадровый потенциал, финансовые ресурсы и прочие структурные элементы.
Что касается стратегии развития организации, то ее можно определить как программу действий, в которой определены приоритеты решения проблем и выбора ресурсов для достижения базовой цели, а также система организационно-экономических мер, касающихся достижения долгосрочных целей организации [3].
Формируя стратегию развития необходимо определять результаты анализа альтернатив, сопоставление целей, сценариев, ресурсов, инноваций, инвестиций, применение маркетингового подхода. Также оценивается способность принятия и организации исполнения стратегических решений внутри и вне фирмы. Перечисленные структурные элементы разны на различных стадиях жизненного цикла организации.
Под жизненным циклом организации принято понимать определенные стадии развития и ее кризисы. Изменения связаны не только с деятельностью фирмы, они также зависимы от внешних факторов. [2]
На рисунке 1 представим график, характеризующий стадии жизненного цикла организации.
Рисунок 1. Стадии жизненного цикла организации
Так, в стадии формирования или становления организация начинает свою деятельность, определяет основную цель на начальном этапе, формирует стратегию, которая впоследствии будет видоизменяться, ведь данный этап жизненного цикла связан в основном с закреплением организации в каком-либо рыночном сегменте. На данном этапе стратегии развития, в зависимости от избранного типа конкурентной борьбы, могут быть трех видов:
— стратегия действия в сфере крупного производства товаров и услуг;
— стратегия удовлетворения индивидуальных потребностей конкретного человека;
— стратегия глубокой специализации производства. [1]
Стадия интенсивного роста связана с осознанием и формулировкой миссии организации, созданием основной стратегии развития. В связи с ростом и развитием деятельности именно тут происходит окончательное формирование стратегии развития, которая уже подкрепляется реальными результатами, на основе которых можно составлять прогнозы и планировать дальнейшее развитие.
Стадия стабилизации характеризует зрелость развития организации. Здесь происходит наращивание эффективности и достижение лидерских позиций на рынке. В стратегии развития уже внутренние факторы не столь влияют на стабильность деятельности, которая наличествует в фирме.
Стадия кризиса и спада характеризуется резким падением сбыта и снижением финансовой результативности. Стратегия развития уже будет иметь антикризисный характер, направленный на продления функционирования организации. После этого, либо стратегия действует и у организации начинает новая стадия роста, например, при увеличении ассортимента или вывода на рынок нового продукта, или она перестает функционировать, то есть наступает стадия смерти.
Следовательно, стратегия развития организации должна быть направлена на продление интенсивного роста и как можно более продолжительное поддержание стадии стабильности.
Решение проблемы
Рассмотрим предполагаемое решение проблемы, стоящей в данном исследовании. Так, в стратегии развития организации, которая отражает стадии жизненного цикла можно выделить две основные задачи. Первая связана с повышением эффективности организации, а вторая с удержанием организации на стадии стабилизации.
Поэтому предложим набор следующих мероприятий в зависимости от стадий жизненного цикла:
1. Стадия становления. Здесь следует сделать акцент на маркетинг для привлечения клиентов и для установления оптимальной цены. Также следует расширять сферу деятельности на рынке для большей конкурентоспособности.
2. Стадия интенсивного роста. Предлагается выровнять зависимость от колебания цен, для этого следует проводить контроль за поставщиками, а также не стоит забывать и про конкурентов, которые также не бывают постоянными переменными, они тоже совершенствуют свою деятельности.
3. Стадия стабилизации. Здесь следует осуществлять поиски дополнительных возможностей производства новых категорий продуктов и осуществления услуг, то есть расширять сферу своей деятельности. Также расширение ассортимента должно быть преимущественно за счет товаров и услуг, которых нет у конкурентов. Также стоит использовать инновации и инновационные процессы в деятельности [4], отразив это в стратегии, что также продлит рассматриваемую стадию.
4. Стадия спада и кризиса. Предлагается избавляться от убыточной деятельности, сокращать расходы, снижать себестоимость. Это позволит относительно повысить эффективность.
В итоге, следует отметить, что выбор наиболее эффективного способа разработки стратегии развития должен, безусловно, опираться на стадию жизненного цикла, в которой прибывает организация на данный момент. Это позволит избежать излишней фокусировки усилий на одном направлении работы данной организации, а также станет эффективным инструментом для управления ее рисками.