Статья на тему Вертикально интегрированные нефтяные компании России: сущность, история, современность, перспективы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
811336
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы
обусловлен возрастающим вниманием предпринимателей,
потребителей и всего мирового сообщества к основным составляющим
энергетического рынка: емкость рынка, факторы конкуренции и ценообразование, безопасность,
энергоэффективность производства и поставок, прибыльность, а также динамичные системы
регулирования этих воздействий в отношении ВИН России. При всей важности
энергетического сектора для экономики России, ее стратегическое планирование и
развитие находится под влиянием сложных комплексов проблем, напряженности и
нестабильности на мировых энергетических рынках, конъюнктура которых долгое
время обеспечивала динамичное развитие энергетики и экономики страны.
Обновление стратегии развития ТЭК (топливно-энергетического комплекса) предполагает снижение степени монополизации
внутренних энергетических рынков, повышение эффективности регулирования, развитие
конкуренции, во внешнеэкономической деятельности – поиск и освоение новых
энергетических рынков, прежде всего АТР (азиатско-тихоокеанских рынков) [1]. Особое
значение придается механизмам ценообразования и вопросам минимизации негативных
социально-экономических последствий общих цен на энергоресурсы. Трендами
развития современных энергорынков является комплексный запрос на поставки
высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг в сфере энергетики, в
том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных
производств в модели ВИН.
В условиях расширяющихся
поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и
продуктовая диверсификация энергетического экспорта в формате ВИН позволяет
достигать компенсаторного результата. Изученность
проблематики освещена на основе обработки действующих федеральных
и международных регуляторных актов, научных разработок и аналитики в контексте
открытых рынков[2]
и отдельных политических факторов[3].
Используемые
методы: теоретические, включающие сбор, систематизацию,
системный анализ правовых и научно-исследовательских источников, индукцию;
применялись операции анализа и синтеза, а также элементы системного и структурно-функционального
подхода.
Практическая значимость
данной проблемы имеет широкое региональное, национальное и международное
значение, обусловленное приоритетным значением нефти для соответствующих
энергетических и минерально-сырьевых рынков, современными конкурентными
вызовами на мировых рынках, и обновляемыми правилами корпоративного управления
в системе ОЭСР. Применение этих правил способствует повышению эффективности и
прозрачности в государственном секторе, которые приведут к значительным экономическим
выгодам, благодаря созданию равных условий для частных и государственных
предприятий, что способствует созданию здорового и конкурентоспособного
делового сектора. Руководящие принципы ОЭСР, впервые принятые в 2005 году,
содержат набор передовых практик в отношении нормативно-правовой базы для
предприятий, с целью повышения профессионализма функции управленческих навыков
в государственно-частном партнерстве, и совершенствования механизмов
корпоративного управления ВИН различных типов. В то же время реальная ситуация
на российском рынке свидетельствует о необходимости диверсификации
организационной структуры ВИН по принципам комплаенса, в первую очередь с
учетом преодоления монополизации рыночных составляющих. [1] Энергетическая
стратегия России на период до 2030 года. УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. # 1715-р. URL: http://www.аtom info.ru/files/strateg/strateg.htm, https://minenergo.gov.ru/node/1026. [2] Ефименко Е.С.
Стратегия российских нефтегазовых компаний на рынке природного газа стран СВА:
Китая, Республики Корея и Японии: дис. канд. экон. наук: 08.00.14 / Ефименко
Елена Сергеевна. — Санкт-Петербург, 2009. — 219 с. [3] ЛУКОЙЛ продает
активы в Литве и Латвии из-за «антироссийских настроений» [Электронный ресурс]
/ Коммерсант. URL — http://kommersant.ru/doc/2884557.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Обеспечение процессов реформирование
энергетического комплекса России на период до 2030 г. и формирование
стратегических ориентиров развития на долгосрочную перспективу определяет
усиление конкуренции на международных энергетических рынках и необходимость
поиска новых решений, первоочередно в направлении совершенствования систем
корпоративного управления ВИН.
2. Экономика большинства стран демонстрирует высокую зависимость от
энергетических ресурсов, однако существующие системы их производства и поставок
показали крайне негативное влияние на состояние окружающей среды, всю систему
жизнедеятельности людей, включая угрозы глобальных изменений климата и рост
заболеваемости. Вследствие этого, большинство развитых стран вводят
экологические ограничители на критерии дальнейшего прогресса и структуры
энергетических рынков, в первую очередь опираясь на принципы глобального
устойчивого развития, что сопровождается пересмотром стратегических программ и
отчетности ВИН России.
3. Рекомендации, применимые ко всем целям устойчивого развития для мирового
рынка энергетики, включают в себя признание важности политической
приверженности целям устойчивого развития и долгосрочного энергетического
планирования, наращивание частного финансирования и обеспечение адекватных
стимулов для внедрения вариантов чистых технологий.
4. Главными векторами перспективного развития
ВИН, являются: переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;
изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов; создание
конкурентной рыночной среды; интеграция в мировую энергетическую систему.
5. Вопросы допуска к европейскому рынку
энергоносителей решается с учетом приоритетов «зеленой экономики» и на основе
прозрачного учета выброса парниковых газов на всех стадиях разведки, добычи,
переработки, поставок и использования нефти. Согласованные с европейским
энергорынком нормы, также вводят повышенный контроль за трансграничными
выбросами парниковых газов, и соответствующими механизмами ценообразования и
штрафов. В то же время на их минимизацию предусмотрены масштабные инвестиции мирового
класса.
6. Обозначен главный внешний вызов, который
заключается в необходимости преодоления угроз, связанных с неустойчивостью
мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы. Пандемия
нового типа коронавируса в 2020 г. обусловила катастрофическое снижение
потребления и цен нефти. Согласно прогнозу Международного энергетического
агентства, в апреле потребление нефти будет самым низким за 25 лет, а за год
снизится на треть. Цены на нефть с начала года снизились на 55 — 65 процентов в
зависимости от марки, при этом значительно возросли цены на аренду танкеров и
хранилищ нефти, надежные прогнозы по ценообразованию отсутствуют. Дальнейшая трансформация
ВИН требует создания эффективной организационной модели, которая позволит
обеспечить достаточный контроль по направлениям деятельности, сгруппированным в
соответствующие дивизионы, с целью их согласованного роста и достижения
синергии. Модель предусматривает существенное усиление роли корпоративного
центра – как в сфере технических и функциональных компетенций, так и в сфере
соблюдения нормативных требований и обеспечения действенного контроля.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность и возникновение понятия ВИН. История становления в
России
Энергия
является основной движущей силой развития во всех странах и условием,
позволяющим решить большинство глобальных проблем дальнейшего экономического
роста, однако ее стабильное развитие сталкивается с комплексом политических,
экологических[1],
технических и финансовых проблем, усугубившимся в процессе глобального
потепления[2] и резкой вспышки
заболеваемости людей в форме пандемии нового вида коронавируса[3].
Структуры
ВИН стали прогрессивными формами для повышения эффективности управления нефтяными
компаниями в полном цикле добычи и переработки, позволяющими полноценно
контролировать свои активы, включая активы дочерних компаний при распаде СССР, позволявшие
облегчать организационные трансформации отдельных групп предприятий отрасли, с
переходом от отдельных юридических лиц в формат дивизионов[4]. В свою очередь,
вертикально интегрированное структурирование обеспечивает искоренение
дублирования функций в дочерних компаниях, и способствует введению лучших мировых
практик в таких сферах, как финансы, управление персоналом, стратегия,
юридическое обеспечение, ИТ и т.д. В результате проведенной путем акционирования
структурной перестройки нефтегазовой промышленности вначале 1990-х гг.,
состоялось преобразование нефтедобывающих производственных объединений в АО
открытого типа, с передачей контрольного пакета акций на три года в федеральную
собственность. Изданным Президентом Российской Федерации Указом[5] ликвидировалась прежняя
жесткая структура нефтяного экспорта, и устанавливалось три типа организации в
данной отрасли[6]: [1] Глава Wingas: Природный газ стал джокером в энергетике Европы |
Экономика в Германии и мире: новости и аналитика | DW
| 24.05.2011. URL: https://www.dw.com/ru/%D0%B3%D 0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-wingas-%D0%BF%D1%80%D0%B8%сD1с%с80%сD0с%B E%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%B0%D0%B7-%D1%81%D1%82%D0
%B0%D0%BB-%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BA%D0% B5%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%B2-%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%
D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%
BA%D0%B5-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B F% D1%8B/a-15102493. [2] WINGAS: Natural gas for industry, municipal utilities
and regional suppliers — Wingas GmbH. 23.08.2020. URL:
https://www.wingas.com/en/index.html. [3] Coronavirus: To the Business Partners of WINGAS GmbH
— Wingas GmbH. 16.03.2020. URL:
https://www.wingas.com/en/press/detail/coronavirus-to-the-business-partners-of-wingas-gmbh.html. [4] Маханьков Е.С.
Совершенствование глобальных стратегий развития российских
вертикально-интегрированных нефтяных компаний: дис. канд. экон. наук: 08.00.14
/ Маханьков Егор Сергеевич. — Москва, 2016. — 179 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30435419. [5] Указ Президента Российской
Федерации Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества
государственных предприятий, производственных объединений нефтяной,
нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения № 1403 от 17
ноября 1992 г. [6] Шевелева А.В.
История создания и современное состояние вертикально-интегрированных нефтяных
компаний в России//Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 5(8). С.1-12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya-i-sovremennoe-sostoyanie-vertikalno-integrirovannyh-neftyanyh-kompaniy-v-rossii.