Статья на тему Участие малого и среднего предпринимательства в модернизации экономики»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Тема статьи:
"Участие малого и среднего предпринимательства в модернизации
экономики"
Аннотация: От стабильности
экономической ситуации зависит жизнь населения нашей страны. В последнее
десятилетие в развитии экономики России большая роль принадлежит субъектам
малого и среднего предпринимательства, именно они формируют новую экономическую
модель. В связи с этим первостепенной задачей государства, особенно в период
кризиса и общей стагнации мировой экономики, является разработка и реализация
мер государственной поддержки малых и средних отечественных предприятий.
Ключевые слова: Субъекты малого и
среднего предпринимательства, социально-экономическое развитие, ВВП, бизнес,
новая экономическая модель, экономика России, государственная поддержка,
модернизация структуры экономики, кризис.
Вклад субъектов
малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в развитие экономики России
впервые был оценен Федеральной службой государственной статистики в 2017 году.
Данный показатель составил 21,9% ВВП, или более 20 трлн. руб., в 2018 году он
сократился до 20,2% [8]. С целью повышения доли ВВП, вносимой субъектами МСП
был разработан национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Согласно данной
программе данный показатель должен врасти до 40% уже к 2025 году [3].
Сценарий программы
довольно оптимистичный, тем не менее важность реализации данного проекта
усиливается кризисными веяниями 2020 года, важностью поддержки малого и
среднего бизнеса. На примере развитых стран отчетливо отслеживается зависимость
уровня жизни населения страны от доли присутствия субъектов МСП в рыночной
системе. Так например, по данным Института экономики роста, доля малого и
среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50-60%. В Великобритании —
51%, Германии — 53%, Финляндии — 60%, в Нидерландах -63% [8].
Напомним, что к
субъектам МСП относят организации, внесенные в реестр юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей [1], соответствующие следующим требованиям: 1.
для юридических лиц суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований, иностранных контрагентов, общественных и религиозных организаций в
уставном капитале не должна превышать 25 %. 2. средняя численность работников:
для средних предприятий 101 — 250 человек; для малых предприятий до 100
человек; для микропредприйтий до 50 человек. 3. выручка от реализации товаров
(работ, услуг) или балансовая стоимость активов не должна превышать предельные
значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого
и среднего предпринимательства [14, c. 8].
Актуальность изучения данного
направления заключается в том, что:
· процессы социально-экономического
роста, создания инфраструктуры и новых технологий, а также качество жизни
населения напрямую зависят от результатов эффективности работы малого и
среднего бизнеса;
· субъекты малого и среднего бизнеса
позволяют раскрывать потенциал региона, с учетом имеющихся человеческих,
финансовых, природно-географических ресурсов, тем самым способствуют реализации
Стратегии пространственного развития до 2025 года [2];
· в период кризиса 2020 года особенно
важными становятся меры государственной поддержки региональных структур малого
и среднего бизнеса, поскольку предприниматели данного сегмента ощутили
значительные потери, что сказывается на падении экономики России, в частности на
ослаблении национальной валюты, снижении цен на нефть.
Источниками для проведения
анализа и написания статьи послужили: нормативно-правовые акты, стратегии
развития, монографии, учебные пособия, статьи из научных лицензированных
журналов, статистические данные Федеральной службы государственной статистики и
ведущих рейтинговых агентств, иные интернет-ресурсы.
Цель – определение роли субъектов малого и
среднего предпринимательства в построении новой экономической системы России.
Объект – процесс модернизации экономики.
Предмет – механизмы изменения экономической
системы страны субъектами малого и среднего бизнеса
Уровень исследования: макроуровень,
региональный.
Оценка изученности в научной литературе и степень
разработанности рассматриваемой в статье проблемы:
Изучение общих
особенностей субъектов малого и среднего предпринимательства нашло отражение в
работе Л.Ю. Евсюковой, Е.Н. Никитиной, в ФЗ № 209 "О развитии малого и
среднего предпринимательства в РФ", на Федеральном портале малого и
среднего предпринимательства.
Механизмы поддержки
малого и среднего бизнеса отражены в работе Яковлевой А.О. Изучение роли малого
и среднего бизнеса — в статье Балдиной Ю.А., Степанова Н.С.
Вопрос модернизации
экономики России рассмотрен в работах Рыбина М.В, Салыгина В.И., Бирюкова В.В.,
Романенко Е.В., Степанова Н.С, Бариновой В.
Проблема,
рассматриваемая в статье, изучается и исследуется многими специалистами и
учёными. В связи с тем, что появляются новые препятствия, которые тормозят
развитие предпринимательской деятельности в России.
Развитие малого и
среднего бизнеса в нашей стране обеспечивается созданием венчурных и
инвестиционных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов. Данные структуры
совместно с государством организуют информационную, консультационную, кадровую,
кредитную и финансовую поддержку.
При модернизации
экономики деятельность структур МСП играет существенную роль, а именно:
1) Социальную функцию
— снижение социальной напряженности, демократизация рыночных отношений [15, с.
27].
2) Создание рабочих
мест, содействие самозанятости, что способствует снижению уровня безработицы. В процесс общественного воспроизводства рабочей силы
необходимо вовлекать граждан, с ограниченным трудовым потенциалом из-за
сложившейся личной ситуации. К ним относят пенсионеров, несовершеннолетних, лиц
с ограниченной трудоспособностью, многодетных матерей и т.д. Это актуально,
поскольку данные категории населения являются наиболее уязвимыми и нуждающимися
в социальной поддержке со стороны государства.
3) Выплата налоговых
отчислений в казну государства.
4) Ориентация на
приоритеты регионального развития, использование от 75% до 90% местных ресурсов
и обеспечение около 80% потребностей локального рынка [5, с. 8].
Таким образом, под
модернизацией экономики мы будем понимать — преобразования и оптимизация
структуры всех систем экономики, повышение уровня развития и внедрение
инновационных технологий в производство, для достижения общемирового прогресса,
а также для удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, для государства
— в разработке механизмов эффективного управления экономическими процессами, с
целью перехода на инновационный подход развития территорий [11].
В настоящий момент
важно достичь тандема интересов на федеральном и региональном уровнях в
проводимых экономических реформах, с целью решения проблем реструктуризации
хозяйства. Помимо проблем на мировых рынках, валютной волатильности рубля, распространения
коронавирусной инфекции, которая привела к массовому закрытию предприятий,
около 11% отраслей понесли большие убытки [6], имеет место проблема
монополизации отдельных отраслей хозяйствования. В новой стратегии развития до
2030 года перед государством ставятся цели достичь увеличения доли малых и
средних бизнес структур, обеспечить рост товарооборота до 2,5 раз, а также устроить
35% занятых на предприятиях МСП от общей численности работающего населения [3].
Кроме того нельзя не отметить присущую черту гибкости структур МСП к различным
кризисным явлениям в рыночной экономике, способности максимально удовлетворять
потребности людей в изменяющемся мире.
Развитие экономики
нашей страны невозможно представить себе без иновационно-ориентированных
составляющих, а именно без замещения субъектами МСП доли крупных монополий. При
этом здесь важно не только увеличить количество предпринимателей, но и
обеспечить активизацию инноваций, вносимых данными предприятиями. Выбор
стратегии развития субъектов малого и среднего предпринимательства продиктован
существующими угрозами, вызовами со стороны современной экономической системы и
влиянием общественных проблем на траекторию их развития [7, c. 162]. Малый и средний бизнес может
позволить изменить ведущую экспортно-сырьевую ориентацию российской экономики,
ее структурную неоднородность, а также позволит сократить отставание от ведущих
мировых государств.
Динамические и
структурные параметры обновления производственного аппарата предпринимателей,
осуществляемые за счет капитальных вложений, будут определять темпы и качество
экономического роста в будущем. Скорость модернизации экономики России напрямую
зависит от направленности и количества денежного инвестирования в приоритетные
отрасли хозяйства. Однако существующих мер поддержки не достаточно для
полноценного развития субъектов МСП, действующая промышленная политика не
отвечает требованиям ускоренного экономического развития. Эти факторы
обуславливают важность изменений экономики, переориентацию на финансирование
субъектов МСП, реализацию новых методов поддержки со стороны государства [12,
с. 615]. Необходимо перейти к новой модели экономики — от выживания к
устойчивому и динамичному развитию, к ориентации на активизацию инновационных и
инвестиционных процессов, что предполагает кардинальное изменение
финансово-налоговых методов регулирования деятельности субъектов малого и
среднего предпринимательства, а также формирование адекватных механизмов
поддержки стратегически значимых видов их деятельности.
Деятельность,
осуществляемая субъектами МСП напрямую оказывает влияние на благосостояние и
развитие всех сторон жизни общества. Создание рабочих мест способствует
снижению уровня безработицы. Региональное производство продукции и услуг
обеспечивает потребности местного населения, и дает новый вектор развития и
реализации политики государства. Поскольку кризисные явления 2020 года особенно
остро отразились на субъектах малого и среднего предпринимательства рационально
разрабатывать и реализовывать дополнительные меры поддержки данных структур,
поскольку именно они создают осовную долю рабочих мест в регионах и
обеспечивают приток налогов в казну государства.
Таким образом исходя
из проведенного анализа статистических данных, изученной научной литературы
можно выделить ряд важнейших задач, решаемых субъектами МСП в процессах
модернизации экономической системы России: — достижение баланса между спросом и
предложением благодаря сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры; —
развитие местной региональной конкуренции, благодаря использованию собственных
ресурсов; — формирование местной системы услуг; — создание новых рабочих мест,
поддержка и формирование среднего класса общества; — развитие рыночной
конкуренции, уменьшение доли монополизации производств; — повышение общей
эффективности работы экономической системы и социально-политической
стабильности в обществе; — решение частных проблем муниципальных образований [5,
с. 9].