Статья на тему Тема одна из двух на выбор
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: в
статье рассмотрены особенности математической грамотности, инструменты для ее
развития. Приведены примеры заданий и практико-ориентированных задач,
направленных на формирование функциональной грамотности на уроках математики. Ключевые слова:
математическая грамотность, младшие школьники, формирование математической
грамотности. Формирование математической грамотности является важнейшим
фактором в системах образования различных стран, от которого зависит подготовка
граждан к продуктивной жизни в современном мире. Многие страны мира придают
большое значение качеству математического образования. Это связано с тем, что
математическая грамотность имеет основополагающее значение для повседневной
жизни. Математическая грамотность проявляется, когда человек начинает
осмысливать прочитанную информацию в газетах, чтобы делать выводы о выгодных
финансовых предложениях, а также используется в различных областях обучения, не
только в науке, но и в бизнесе.
С прагматической точки зрения овладение математической
грамотностью означает обучение выполнению простейших минимальных расчетов,
необходимых в быту: складских расчетов, налоговых отчислений, уплаты пошлин и
штрафов, выполнения действий административного уровня. Если рассматривать
математическую грамотность как компонент функциональной грамотности, то это
означает приобретение знаний и навыков, которые позволяют эффективно
функционировать в обществе, а именно ставить перед собой цели, находить решения
и действовать творчески.
Мы предлагаем сосредоточить внимание на определение
математической грамотности, сформированное Н.Ф. Виноградовой, Е.Э. Кочуровой, М.И.
Кузнецовой. Они определяют математическую грамотность, как компоненту
предметной функциональной грамотности младших школьников, которая включает
следующие характеристики:
1. Учащиеся понимают, что математические знания необходимы
для решения учебных и жизненных задач, оценивают различные учебные ситуации
(контексты), требующие применения математических знаний и умений.
2. Умение устанавливать математические связи и зависимости,
обрабатывать математическую информацию: применять мыслительные операции,
математические методы.
3. Овладевать математическими фактами (атрибуциями,
истинами, контрпримерами), использовать математический язык для решения учебных
задач и формулировать математические суждения [4].
При формировании и развитии математической грамотности
преподаватели должны помнить о системности и фундаментальности того, что
усвоили учащиеся, и необходимо иметь теоретическую базу: без знаний нет
применения. Начиная с начальной школы необходимо обучать математическому
моделированию реальных ситуаций и методам решения учебных задач, учить
планировать деятельность, проектировать алгоритмы, контролировать процессы и
результаты, проверять непротиворечивость и правдоподобие на исходных данных.
К сожалению, приходится признать, что важным фактором,
препятствующим формированию и развитию математической функциональной
грамотности, сегодня является неспособность участников образовательных
отношений конструировать и использовать такие целенаправленные учебные задачи.
Учителя, при всем их профессиональном честолюбии и трудолюбии, не смогут
качественно изменить учебный процесс, превратив
репродуктивные задачи в увлекательные задачи.
Нами были предложены возможные решения данной проблемы:
1. Н. П. Крыкса считает, что развитие математической
грамотности, направленное на формирование математической компетентности, можно
формировать через системы заданий и практико-ориентированные задачи [1].
Вычислительные задачи играют особую роль в развитии математической грамотности.
С ними учащиеся сталкиваются в реальной жизни и содержат проблему, которая
может быть решена математически.
Примерами таких задач могут служить:
В местном цирке представление начинается в 13.00. Его
продолжительность составляет 2 часа 15 минут. Для того, чтобы добраться до
цирка Маше понадобиться 30 минут. В какое время надо выйти Маше из дома, чтобы
не опоздать на начало представления? Во сколько она вернется домой после
просмотра представления?
У Ани 52 рубля, а у Жени 28 рублей. Сколько леденцов ребята
смогут купить, если один стоит 8 рублей?
У Лены было 95 рублей. Она купила заколку за 39 рублей.
Сколько денег осталось у девочки? Сколько она может купить конфет на оставшиеся
деньги, если одна конфета стоит 7 рублей?
Паша вышел из дома в 7.30. Путь до школы у мальчика занимает
20 минут. Во сколько Паша придет в школу? Сколько времени у него останется до
начала урока, если звонок на первый урок звенит в 8.00?
Данные задачи практико-ориентированы, связаны с реальной
жизнью. Здесь важно постоянно обращать внимание школьников на эту связь,
задавая вопросы: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями и
объектами?», «Где и как вам могут пригодиться данные знания или умения?»
2. При проектировании процесса формирования функциональной
грамотности младших школьников Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова
предлагают в качестве приоритетного вида деятельности обучающихся рассматривать
поисково-исследовательскую деятельность [4]. Этот вид деятельности учащихся
должен быть направлен на формирование навыков: выдвижение гипотез, построение
доказательств, работа с информацией (поиск, анализ, обобщение, интерпретация)
Можно организовать конкурс проектов, связанных с
вычислительной работой. Темы этих проектов: «Расчет стоимости приготовления
домашней пиццы и сравнение ее со стоимостью ресторанной пиццы», «Оценка
стоимости поездки в музей», «Расчет времени, затрачиваемого на дорогу в школу»,
«Удобное построение маршрута», «Время и стоимость пути» и др.
Младшим школьникам интересно узнать, как математика может
быть полезна не только в школе, но и в реальной жизни. Как она помогает другим
людям, которые находятся в их окружении, поэтому необходимо привлекать к
этому родителей. Этот вид работы ориентирован на практику, связан с реальной
жизнью, с целью оценки фактов, явлений и событий. Они помогают детям принимать
решения и действовать в соответствии с полученными знаниями.
3. Формированию математической грамотности способствует
работа со знаковыми текстами, схемами, таблицами и рисунками, направленная на
преобразование информации [3]. Задача состоит в том, чтобы научить младших
школьников задаче получения информации, которая незаменима в наше время.
Таблица содержит данные, которые учащийся должен
использовать для выполнения задания (например, информацию о площади страны,
массе животных и т. д.). Дети должны уметь находить информацию, сортировать ее
и т. д.
Например, в таблице показано расписание движения автобусов и
учащимся необходимо определить: 1) номер автобуса по конкретному маршруту; 2)
Время отправления конкретного автобуса 3) Определение точки отправления
автобуса раньше остальных.
4. На уроках математики дети узнают, что одной из самых
эффективных форм представления, хранения и организации информации являются
диаграммы, графики. Учащиеся должны уметь находить конкретную информацию на
графике или диаграмме.
Например: Таня, Лена, Ваня и Сережа заметно подросли за
время летних каникул. На диаграмме показано, кто и на сколько вырос за лето, и
какого роста был каждый к началу учебного года. Ответьте на следующие вопросы.
Кто выше всех? Кто самый маленький? Кто остался такого же роста? На сколько
сантиметров выросли Лена и Таня вместе?
5. Одним из путей повышения эффективности учебной программы,
особенно формирования математической грамотности, является обновление
учебно-методического обеспечения. Несмотря на достаточно широкий выбор
различных программ начального образования, предлагаемое содержание не позволяет
в полной мере формировать математическую грамотность младших школьников.
Актуализация учебно-методических материалов приобретает сегодня все большее
значение.
Особое значение в процессе формирования математической грамотности
имеет контроль динамики развития отдельных компонентов. Проектируя содержание
данного компонента, мы опирались на основные виды контрольно-оценочной
деятельности педагога и младших школьников, определенные М.И. Кузнецовой [2]. Авторы
определяют педагогическую диагностику как ключевой вид контрольно-оценочной
деятельности современных учителей. Этот вид диагностики позволяет педагогам
получить полную и объективную оценку способностей ребенка к обучению.
6. Одним из условий повышения качества образования является
контроль за успеваемостью обучающихся. Уровень сформированности математической грамотности
учащихся младших классов оценивается в рамках международных (TIMSS, PIRLS) и
национальных исследований (НИКО).
Таким образом, процесс формирования математической грамотности
у младших школьников будет эффективным, если:
— определены компоненты и основные характеристики математической
грамотности.
— разработаны и реализованы специальные задачи и системы
распределения, отвечающие описанным выше критериям.
— организована поисково-исследовательская деятельность школьников;
— осуществляется мониторинг отдельных компонентов математической
грамотности.