Статья на тему Тема научной статьи связана с педагогикой хореографии.Тема научной статьи: » роль классического танца в развитии технического мастерства спортсменок художественной гимнастики»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
В современной художественной гимнастике одним из важнейших условий соревновательной программы является техническое мастерство спортсменов, что требует совершенствования техники выполнения физических упражнений (прыжки, повороты, балансировка) и выразительности исполнения. Влияние хореографической подготовки на улучшение спортивных результатов отмечают Ф. Морель , Т. С. Лисицкий И. А. Шипилина и др.. Если говорить о технической подготовке спортсменов, и особенно о ее теоретических положениях, то следует отметить, что замечательны работы таких выдающихся ученых, как Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, Д.Д. Донской и др. В.М. Украна, Ю.К. Гавердовского, Н.Г. Сучилина, Юхина, Т.С. Лисицкого [1,с.19]. Совершенствование технического мастерства гимнастов при помощи хореографической подготовки также рассматривается в исследованиях С.И. Борисенко, которая показала, что приоритет в мире отечественной гимнастики обусловлен не только высоким спортивным и техническим мастерством, но и особой эстетикой, отраженной в выступлениях [3, с. 40]. В частности использование средств хореографии в подготовке гимнасток в 70-е годы позволило различать их по уровню мастерства. Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний момент заметна все более возрастающая конкуренцией на мировой арене гимнастики. При этом первенство будет у тех спортсменов, которые смогут сочетать различную структурную сложность с виртуозным исполнением и особой выразительностью, эмоциональностью и артистизмом.
Несмотря на то, что проблемы развития технического мастерства рассматриваются в ряде работ ученых, педагогов, роль классического танца освещена недостаточно. Методические положения по применению классического танца как средства хореографии в художественной гимнастике требуют более тщательного изучения. В связи с эти, целью исследования является изучение возможностей применения классического танца на занятиях для улучшения технических навыков спортсменов в художественной гимнастике.
В литературе под технической подготовкой спортсмена понимается обучение его основам техники действий, которое проводится на соревнованиях или служит средством тренировки и совершенствования отдельных форм спортивной техники [2,с.123]. Специфика спортивно-технического образования определяется тем, что оно строится в соответствии с закономерностями получения навыков в выбранном виде спорта. Главной задачей технического спортивного образования является необходимость развития таких соревновательных навыков, которые позволят спортсмену максимально использовать свои навыки на соревнованиях и постоянно совершенствовать технические навыки на долгие годы. Суть развития технического мастерства гимнастов заключается в освоении более широкого арсенала двигательных действий, которые характеризуются сложным сочетанием и координацией движений отдельных частей тела с манипуляциями различными предметами, выполняемыми на фоне музыкального сопровождения. Это требует от спортсменов значительной физической подготовки и, в частности, достаточного уровня развития специальных двигательных характеристик.
Стоит выделить, что хореографическая подготовка в художественной гимнастике в основном базируется на классическом танце. Однако она имеет ряд характерных особенностей, которые определяются, прежде всего, различиями между целями и задачами спортсменок. И.А. Винер, Л.А. Карпенко, О.Г. Румба, И.С. Семибратова, М. Шишковская и др. указывают на увеличение объема технически сложных элементов в соревновательных комбинациях гимнастов, увеличение их структурной и технической сложности, а также увеличение амплитуды исполнения элементов. Обязательным условием для выполнения классического экзерсиса у артистов балета является выполнение упражнений из положения первой, второй, четвертой и пятой ног. Достижение такого отклонения ног в гимнастике не только неудобно, но и вредно, поскольку многие движения в гимнастике, такие как опорные прыжки, акробатические элементы и соединения, требуют параллельного положения ног. Поэтому гимнастами большинство движений классического танца выполняются у станка и в центре зала в свободных прямых положениях.
Классические танцевальные прыжки почти не используются, применяются только во время тренировок для развития прыгучести спортсменок и формирования правильной техники отталкивания и приземления. Небольшие прыжки в классическом танце используются на тренировках с гимнастами в возрасте от 8 до 9 лет, когда сила и эластичность мышц ног уже развиты.
Разучивание вращений — один из самых важных и сложных разделов, как в классическом танце, так и в художественной гимнастике. Существует огромный комплекс различных tour и pirouette,, изучение которых начинается только тогда, когда у спортсменок уже есть хорошо сложенное тело, руки, крепкая спина и сильная поясница. На первых этапах обучения идет подготовка preparation к tour и tour en dehors и en dedans по II, IV, V позициям. По мере изучения на середине tour включаются и в экзерсис у станка. После — изучение этих же tour с разнообразными приемами, например, изучение идет с приемов tombe, degage, temps releve, grand plié и т. д. По мере проучивания tour начинается изучение tour в больших позах, которые в дальнейшем могут исполняться с большой вариативностью приемов [5, с.36].
В переходный и общеподготовительный периоды спортивных тренировок многие хореографы используют элементы классического танца, выполняемые на пальцах, для улучшения баланса, вращения, укрепления икроножных мышц и мышц стопы, что придает занятиям оригинальность и неповторимость. Такие элементы имеют вспомогательное значение, развивают устойчивость, равновесие гимнастов. Нехватка времени в подготовке гимнасток, большой объем различных движений предъявляют особые требования к методике проведения урока классического танца, к выбору средств и методов подготовки спортсменок к соревновательной деятельности.
Таким образом, анализ существующей практики показывает, что в учебно-тренировочном процессе спортсменов художественной гимнастики использование классического танца для развития технического мастерства имеет решающее значение. Поэтому на этапе предварительной базовой подготовки имеет смысл включить в содержание учебно-тренировочного процесса упражнения классического танца для повышения технической подготовленности спортсменов художественной гимнастики. Выполнение классического танцевального упражнения на тренажере и в центре зала существенно влияет на технику вращения в художественной гимнастике на этапе базовой подготовки.