Статья на тему Театр и государственная власть. Публичный характер взаимоотношений: сравнительный анализ взаимодействия на примере театров Франции, Южной Кореи, России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Российский театр как самобытное эстетическое явление – синтетическое сценическое действо «большого» стиля, где органично взаимодействуют и активно взаимообогащаются различные пространственно-часовые искусства, среди которых доминируют слово, музыка, танец, пение. Для современного общества театр является традиционным видом искусства, которое характеризуется особым видом взаимодействия между государством, публикой и театральным пространством, зависимых от социокультурной ситуации функционирования театра и потребности в нем.
Сегодня театр живет постоянно трансформируясь, но остается значимым для современного искусства и общества, наполняя себя социальными функциями и традициями общества. Как специфический вид искусства, театр полностью ориентирован на эмоциональное восприятие, благодаря которому осуществляет свои социальные задачи, направленные на интеллектуальное и эмоциональное развитие зрителя, его духовную адаптацию и социализацию к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
Новая рыночная парадигма с информационной волной в обществе, предполагают поиск нового места для театра в современном мире не только в художественном плане, но и экономическом, социальном и управленческом. Современный отечественный театр находится в начале пути освоения новых технологий работы с органами государственной власти, со зрителем и повышения потребности в театральном искусстве в жизни общества. Для выживания в новых рыночных условиях российскому театру необходимо освоение и применение новых форм взаимодействия с органами государственной власти, что является основной проблемой его функционирования. Суть этой проблемы состоит в недостаточном коммуникативном опыте руководителей театральных учреждений с государственными структурами. Кроме того, формирование новых взаимоотношений театра с государственной властью не могло не повлечь за собой и изменения в использовании театральными организациями опыта современных коммуникативных технологий в области общего менеджмента, таких, как GR (government relations – взаимодействие с государственной властью), теоретические и практические аспекты которого раскрывают методы и возможности формирования эффективных взаимоотношений с органами государственной власти. Сущность данных взаимоотношений, как отмечает И. Елисова, является целью GR-менеджмента в области театрального искусства и основывается на создании комплекса наиболее оптимальных условий взаимодействия органов государственной власти и театральных организаций, что должно обеспечивать творческую жизнедеятельность театра [5].
Особенности взаимодействия российского театра и государственной власти рассматривают такие современные отечественные исследователи, как А. Е. Князева [8], А. А. Мошенский [12], А. И. Фокин [18], М. Р. Шаврукова [20], В. С. Шкарина [21] и др. Несмотря на достаточно обширные исследования в области взаимоотношений театра и государственной власти, в настоящее время практически отсутствуют разработанные исследования в этой сфере театрального управления, а также технологии театрального GR. Между тем проблематика взаимоотношений государственной власти и театров для России особенно актуальна в России, так как практически все российские театры в настоящее время в основном находятся в условиях государственного финансирования.
Цель данной статьи состоит в описании специфики применения модели театрального GR и особенностей взаимодействия государства и театральных организаций в России.
Заключение:
Таким образом, современное развитие взаимоотношений театра с государственной властью, находящейся в условиях новых экономических отношений, с одной стороны потребовало от театральных деятелей адаптации к новым требованиям финансового функционирования, с другой стороны – влияние стремительного развития информационно-технологического пространства способствовало появлению во многих театрах GR-служб, как отделов по связи с органами государственной власти, что для творческого сообщества с конца ХХ века являлось достаточно затруднительным процессом внедрения новшеств. Кроме того, формирование новых взаимоотношений театра с государственной властью не могло не повлечь за собой и изменения в использовании театральными организациями современных коммуникативных технологий, таких, как GR-менеджмент. Сформулированная модель современного театрального GR-менеджмента (по А. И. Фокину) показывает основные функциональные направления этой деятельности в области управления театром. Более же детальный разбор стратегий и технологий театрального GR-менеджмента является проблемой, которая требует отдельного исследования.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
При переходе к рыночной экономике на рубеже 1991-1992 гг. наступил новый этап в системе управления культурой в России – этап рыночной экономики, который и сейчас определяет характер деятельности театральных учреждений. Ввиду формирования нового типа управления театральным искусством – театрального менеджмента, когда государство является не единственным органом такого управления, а субъекты творческого процесса могут выбирать различных идеологов и заказчиков своей деятельности, стали намечаться новые тенденции в формировании взаимоотношений власти и субъектов театрального искусства России. Как показывает мировой опыт управления театральным искусством, в условиях рыночной экономики регулирование основных национально-хозяйственных пропорций является одной из важнейших функций государственного регулирования развития и полноценной деятельности театральных учреждений.
Как утверждают М. А. Зайцев и Л. Т. Ткачук, роль государства в регулировании процессов управления «может позитивно влиять на реализацию мер по развитию сферы культуры, используя организационные, управленческие, финансовые и нормативно-правовые методы регулирования. На государственном уровне при этом преследуются общенациональные интересы» [6].
Принятое Правительством РФ Постановление «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» от 25 марта 1999 года (с изменениями на 23 декабря 2002 года) предусматривало принятие мер по обеспечению «необходимых правовых, социально-экономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства» [15]. В целях обеспечения реализации необходимых условий Правительством были определены приоритетные направления в области театрального искусства, такие как:
— сохранение лучших традиций российского репертуарного театра;
— реализация инновационных проектов организации театрального дела;
— осуществление систематической гастрольной деятельности;
— обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров;
— обеспечение необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров;
— система социальной защиты работников репертуарных театров.
Основные полномочия по реализации поставленных задач были возложены на Министерство культуры РФ. Кроме того, Постановлением были утверждены «Положение о театре в Российской Федерации» и «Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации». Основные меры, направленные на развитие театрального дела, которые проводятся Министерством культуры РФ, в соответствии с Постановлением, – это:
— расширение практики государственных заказов на создание новых произведений и театральных постановок;
— поддержка одаренной творческой молодежи;
— финансирование гастрольной деятельности театров, обменных гастролей столичных и провинциальных театров, организации театральных фестивалей, конкурсов, семинаров и других творческих мероприятий общероссийского значения;
— регулирование вопросов подготовки кадров для театров и театральных организаций путем совместной деятельности с Министерством образования и Министерством труда и социального развития РФ. К таким вопросам относятся: подготовка актеров и режиссеров детских и юношеских театров, повышение квалификации творческих работников театров и их стажировка у ведущих деятелей и специалистов театрального искусства в России и за рубежом;
— совершенствование системы социальной защиты работников театров с учетом специфики их профессиональной деятельности. реализация данного направления осуществляется Министерством культуры совместно с Министерством труда и социального развития, Союзом театральных деятелей РФ и Российским комитетом профсоюза работников культуры;
— государственная поддержка ведущих театральных периодических изданий.
Кроме того, в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития материально-технической базы театров в Постановлении указаны поступающие доходы от сдачи в аренду имущества театров, которые полностью используются указанными театрами.
Освещение информации о функционировании театров и театрального искусства народов РФ в Постановлении возложено непосредственно на ВГТРК (Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания) и ОГТК «Культура» (Общероссийский государственный телевизионный канал). С целью эффективной реализации данного аспекта Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию при разработке проекта ФЗ о федеральном бюджете ежегодно предусматривать средства на подачу информации в сетке вещания программ.
В качестве рекомендательных мер по развитию театрального искусства субъектов Российской Федерации, Постановлением предусматривается:
— «в приоритетном порядке средства на постановку спектаклей; проведение гастролей театров и исполнителей как важнейшего инструмента сохранения единого культурного пространства страны, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей, обеспечения всем гражданам равного доступа к культурным ценностям» за счет бюджета субъекта РФ [15];
— освобождение театров от платы за пользование зданиями, сооружениями, оборудованием и иным имуществом, которое находится в государственной собственности и муниципальной собственности;
— тарифы за пользование театрами коммунальными услугами устанавливать на уровне тарифов бюджетных организаций;
— создание свободных сценических площадок, которые находятся в совместном ведении органов культуры субъектов и региональных отделений СТД РФ, обеспечивая их предоставление театрам и театральным организациям в процессе реструктуризации сети городских клубных учреждений;
— создавать творческие мастерские, которые обеспечивают реализацию инновационных проектов и программ в области театрального искусства. Реализацию данных мероприятий проводить совместно с региональными отделениями Союза театральных деятелей РФ.
Таким образом, Постановлением «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» регулируются финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое, творческо-исполнительское обеспечение функционирования российских театров федерального, регионального и муниципального уровней. Реализация всех пунктов Постановлением обеспечивает эффективное и целенаправленное развитие театрального искусства России, полноценную поступательно-прогрессивную деятельность театров разного уровня, что отличается от предыдущего Постановления 1991 года.
Реформирование современного театрального искусства XXI века происходит в сложный период социально-экономических отношений Российского общества. Взаимоотношения театра и власти никогда не отличались простотой и легкостью. На рубеже первого и второго десятилетия нового века отмечается глубокий кризис в этих отношениях. С одной стороны, властям приходится все чаще разбирать актерские бунты и околотеатральные скандалы; с другой – сама власть принимает новые законы, заставляя руководителей театров кардинально менять принципы правления, и, главным образом, превращать театр в коммерчески выгодное предприятие [11]. Между этими направляющими векторами скрывается и множество локальных проблем: сама система управления театрами практически не изменилась; в сфере управления театром действуют точно такие же бюрократические механизмы, как и в других областях искусства. Кроме того, последний и единственный принятый в 1999 году документ, регулирующий театральную деятельность в России, за последние двадцать лет, несмотря на интенсивное развитие мировой театральной индустрии, практически не учитывает требования современного российского театра. Однако, как показывает практика, на сегодняшний день ответственными за вопросы развития и функционирования российского театра, несмотря на усложнившиеся условия его функционирования, являются органы государственной власти, что требует создания нового стиля взаимоотношений между театральными организациями и государством.
Театральная организация – учреждение культуры или коллектив, деятельность которого направлена на создание, публичное исполнение и публичный показ произведений театрального искусства «и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения» [15] путем художественного отображения жизни с помощью сценического действия актеров перед зрителями, как и любой социо-культурный институт, функционирует во взаимодействии с внешней и внутренней средой и его деятельность возможна только в том случае, если среда допускает ее осуществление [9]. Внутренняя среда является той потенциальной силой, которая необходима для полноценного функционирования театра, что проявляется в связи межкультурного взаимодействия общности профессионалов – работников театра, имеющих устойчивые позиционные ценности и мотивы деятельности, и субкультуры гражданского общества, культурные ценности и потребительское поведение которого носит изменчивый, динамичный характер [1].