Статья на тему «Свободная школа» как центр воспитания в социальной среде (по педагогическому наследию С.Т. Шацкого)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
«Свободная школа» как центр воспитания в социальной среде (по
педагогическому наследию С.Т. Шацкого)
Аннотация: В
статье рассмотрены основные взгляды С.Т. Шацкого на образовательный процесс.
Проведен анализ опыта реализации свободных школ в современном мире. В заключении этого анализа сделан вывод, что
выпускники свободных школ обретают большую уверенность в себе, более свободно
общаются с другими детьми и взрослыми, с большим энтузиазмом относятся к
учителям и новым друзьям и всегда получают мотивацию к обучению.
Ключевые слова:
сводная школа, образовательный процесс, образование, ученики.
Станислав Теофилович Шацкий является одним из ярких
представителей российского социального образования. Преимущество Шацкого в том,
что он сделал предметом исследования влияние микросреды на социализацию детей.
Шацкий был первым человеком, который разработал такие важные вопросы, как
самостоятельность учащихся, образование в организации жизнедеятельности
учащихся и лидерство в детских группах. Шацкий считает, что основной задачей
школы является ознакомление детей с культурными ценностями человека. В
настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт привлекают
внимание учителей оригинальным способом, который решает ключевые проблемы
педагогики в творческом ключе — личные социальные проблемы детей и их
окружающая среда.
Шацкий всегда призывал учитывать влияние улиц и семей на
воспитание детей и использование их истинной ценности в обучении. Шацкий
проводил только исследования образовательного процесса, специально
организованного, и считал, что он в корне неверен, недействителен и ограничен [3].
Ведь по сравнению со школой факторы, влияющие на воспитание детей, более
значительны. Шацкий считает, что корень воспитания детей — это не
наследственные тенденции, а экономическая и социальная среда, в которой дети
растут и превращаются в человека. Ученый возражал против основных идей о
биологических предпосылках для воспитания детей, которые были популярны в то
время, и против первоначальной попытки обращаться с детьми как с веществами,
которые могут создать определенный тип личности. Шацкий считает, что истинное
образование требует глубокого понимания природы, знаний, опыта, потребностей и
интересов ребенка. Исследователи в педагогике прошлых нескольких лет не приняли
этот метод, они видели только одну цель — сделать коммунистов из детей.
Методология Шацкого характеризовалась целостным
исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное
представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между
ними в естественных условиях воспитания. Метод включает мониторинг
деятельности и жизни детей, дополненный материалами анкетирования, диалогами и
сочинениями. Сами ученики активно участвовали в составлении анкет. Материалы
социально-педагогического исследования использовались в планировании и
организации воспитательной и учебной работы станции.
Эффективно воспитывает только та школа, которая организует
деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов.
Классическая гимназия не обращала внимания на интересы и потребности детей,
условия их жизни. В результате ребенок учился чему-то теоретически, но не мог
решить практических задач. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда
приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать.
Нет необходимости освобождать детей от насущных современных проблем, но
необходимо учить их, как решать эти проблемы, основываясь на универсальных
идеалах и ценностях.