Статья на тему Стимулирование развития электротранспорта в России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Ключевые слова: стимулирование, электротранспорт, зарядные
станции, транспортный налог, льготные кредиты, субсидии, гранты.
Введение. Современный этап развития цивилизации
характеризуется значительным обострением экологических проблем, что выводит
вопросы охраны окружающей среды в первоочередные задачи управления на разных
уровнях, начиная предпринимательским и заканчивая государственным.
Соответственно, экологические факторы становятся одними из основных детерминант
развития всех отраслей промышленности и товарных рынков. Не является
исключением и рынок автомобилей. Важным направлением совершенствования
продукции автомобилестроения в последнее десятилетие является внедрение
эффективных систем очистки выхлопных газов, но еще более актуальной тенденцией
в данной сфере становится наращивание объемов производства и реализации
электромобилей. С учетом обострения экономических проблем развитые страны
сегодня создают стимулирующие условия для использования населением и
юридическими лицами электромобилей. Стимулирующие меры в данном направлении
постоянно совершенствуются, что делает актуальным исследование инструментов и
механизмов стимулирования развития электротранспорта в Российской Федерации. Актуальность
данной темы определяется тем, что начало 2020 года ознаменовалось работой
Правительства РФ в данном направлении.
Заключение:
Таким образом, на современном этапе в РФ формируется
государственная позиция в вопросах стимулирования развития рынка электромобилей
и спроса на электрокары. При этом планируется к использованию преимущественно
прямой механизм стимулирования, а основными инструментами стимулирования могут
стать выгоды для владельцев электрокаров (льготы на проезд по выделенным
полосам для общественного транспорта и платным трассам, использовании парковок,
освобождение от транспортного налога), а также для производителей электромобилей
( субсидии и налоговые льготы).
Фрагмент текста работы:
Основной текст. Одной
из важных тенденций развития мирового рынка автомобилей является рост
производства и продаж электромобилей. Согласно данным консалтингового агентства
McKinsey, в 2019 году мировой объем рынка составил 2,2 млн электромобилей.
Российский рынок также растет, но объемы продаж электромобилей в РФ остаются
низкими. В 2019 году в России было приобретено 353 новых электромобилей и 3303 –
подержанных (в сравнении с 144 и 2237 автомобилями по данным 2018 года). Новые
электрокары чаще приобретают в Москве (115 авто за 2019 год), в Приморском крае
и Подмосковье (по 25 электромобилей), Санкт-Петербурга (18 авто) [2]. При этом экологическая обстановка в РФ остается
неблагоприятной (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and
Policy). Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы
в России служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает
Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ. В
мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге
доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80-90 % [3].
Исходя из этого, для России важно и дальше увеличивать
объемы продаж электромобилей. Но, несмотря на тенденции роста спроса на
электрокары, удельный вес электромобилей в автотранспорте РФ очень низкий
(около 0,1% от всего автопарка [5]),
что делает актуальным разработку мер стимулирования развития данного сегмента
рынка в России.
В целом, все инструменты стимулирования развития
электротранспорта можно систематизировать в зависимости от предмета
воздействия:
—
стимулирование производителей автомобилей;
—
стимулирование потребителей автомобилей
(население, юридические лица).
Стимулирующие механизмы и конкретные инструменты воздействия
будут значительно отличаться при воздействии на производителей и потребителей. Так,
для производителей важными стимулами могут быть налоговые льготы, льготные
кредиты на развитие электроавтомобилестроения и на создание инфраструктуры
зарядных станций для электрокаров, предоставление грантов и субсидий на
проведение НИОКР в данной сфере и производство электромобилей.
Еще одним стимулом для производства электромобилей для
автопроизводителей является установление стандартов среднего расхода топлива и
содержания вредных веществ в выхлопных газах производимых автомобилей. Для
соответствия стандарту компании должны будут улучшать характеристики
выпускаемого транспорта или производить новые виды транспорта с оптимальными
показателями экологичности и экономичности, например, электротранспорт [4]. Такой механизм
стимулирования можно назвать непрямым.
Для потребителей на рынке автомобилей важны несколько
основных факторов. Прежде всего, это функциональность самого автомобиля, его
цена (в т. ч. налоги при приобретении автомобиля и при его использовании), а
также уровень развития инфраструктуры по обслуживанию электромобилей. Поэтому
стимулирующий эффект на потребителей данного рынка создают:
—
технические улучшения и расширение ассортимента
электромобилей;
—
снижение цены на электрокары;
—
налоговые льготы для покупателей и собственников
электромобилей;
—
развитие инфраструктуры по обслуживанию
электромобилей (прежде всего, зарядных станций).
Рассматривая опыт зарубежных стран, можно выделить наиболее
популярные механизмы стимулирования спроса на электромобили. Так, во многих
странах существует комплексная система мероприятий государственной поддержки
развития экологически чистых видов транспорта. Такие мероприятия могут быть
направлены как на стимулирование развития рынка новых видов транспорта, так и
на ограничение использования традиционных видов транспорта, часто
характеризующихся высоким уровнем выбросов вредных веществ в атмосферу [4]. То есть, может быть
использован как прямой, так и непрямой (косвенный) механизм стимулирования.
Среди прямых стимулирующих мер можно отметить опыт Китая,
где физическим лицам разрешили не платить налог с продажи электромобиля,
упростили процедуру регистрации электрокаров, а цены на некоторые модели
сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным
двигателем. В Норвегии владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и
дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного
транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями [2].
Ряд стимулирующих мер планируется внедрять и в РФ. Так, в
январе 2020 года в правительстве России обсудили план-график стимулирования
развития электротранспорта в стране на 2020 год. В проекте документа
предлагается разрешить собственникам электромобилей в России ездить по
выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатно пользоваться
парковками, оснащёнными зарядными устройствами, и ездить по платным трассам. Также
предлагается освободить владельцев машин с электродвигателями от транспортного
налога. Кроме того, в плане указаны и мероприятия, направленные на
стимулирование производства электрокаров в стране: субсидирование изготовителей
и налоговые льготы [1].
Вместе с тем, эксперты отмечают, что некоторые из таких
стимулов будут малоэффективными для России. Так, перспектива льготного проезда
по платным трассам утопична, так как они подразумевают скоростную езду за
городом, что абсолютно не согласуется с электромобилем, имеющим малый ресурс
хода, приспособленного в основном для коротких поездок по городу. Перспектива
освобождения от налога на фоне разницы в цене также выглядит
малопривлекательной [5].
Поэтому для стимулирования развития электротранспорта в
России целесообразно введение более эффективных мер финансового стимулирования,
например, предоставление субсидий на покупку электромобилей. Также интерес к
электротранспорту со стороны корпоративных потребителей может стимулироваться
за счет выдачи субсидий на покупку электромобилей операторам такси и компаниям,
предоставляющим услуги по аренде электромобилей. Косвенно на спрос на электромобили
может повлиять введение законодательных ограничений на использование
неэкологичных видов транспорта в парках крупных компаний [4].
Не менее важным фактором развития рынка электротранспорта в
России является формирование разветвленной инфраструктуры зарядных станций и
станций техобслуживания электрокаров. Зачастую именно отсутствие такой
инфраструктуры останавливает покупателей при выборе автомобиля от приобретения
электрокара. Поэтому важной задачей государства сегодня является стимулирование
заправочных станций, а также и других организаций к установке зарядных
установок для электромобилей. Вместе с
тем, эксперты отмечают, что процесс зарядки небыстрый и требует, скорее,
оборудования жилых зон подобными устройствами [5].