Психология младшего школьника Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Статья-анализПсихологический анализ учебников с точки зрения задач познания по В.Д. Шадрикову

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
УЧЕБНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАДАЧ ПОЗНАНИЯ ПО В.Д. ШАДРИКОВУ

Зименко А. Аннотация: в настоящей статье
рассматриваются определение и проблемы системогенетической парадигмы,
сформулированной в научной школе В.Д. Шадрикова, и концепция
деятельностно-психологического консультирования, а также формулируются задачи
познания, классифицируемые в две основные группы, исходя из их
ориентированности, на базе которых осуществляется психологический анализ изданий
начальной школы, учебников по математике и русскому языку УМК «Школа России»,
по концепции Г.А. Суворовой.

Ключевые слова: системогенетическая
парадигма, концепция деятельностно-психологического консультирования. Развитие советской, а затем и российской
системы образования, идущее вслед за развитием научной педагогической мысли,
позволяет выстраивать современные методики в образовании на основе деятельностного
подхода в обучении. Важнейшей задачей педагогического процесса при
использовании деятельностного подхода является формирование в ходе обучающих
мероприятий целостной личности и сознания.

В основу реализации деятельностного
подхода в современном образовании легла системогенетическая парадигма,
сформулированная и развиваемая в научной школе В.Д. Шадрикова (Суворова, 2011).
В рамках данной парадигмы изучаются такие проблемы в образовании, как важность
психологического консультирования всех участников педагогического процесса,
необходимость их активного участия в совместной деятельности, в том числе, в
процессе консультирования, а также приоритет совместной деятельности по
отношению к другим видам деятельности, предусмотренной педагогическим
процессом, и, наконец, определение механизмов формирования личностного
поведения обучающихся как исходных позиций формирования консультативного
процесса.

Первый из перечисленных спектров проблем
базируется на концепции деятельностно-психологического консультирования,
сформулированной Г.А. Суворовой в научной школе В.Д. Шадрикова, и
предполагающей, с одной стороны, анализ содержимого обучающих материалов с
точки зрения психологии, а с другой стороны, исследование изменений в
психологическом состоянии обучающихся как их реакцию на педагогический процесс
(Суворова, 2015).

В соответствии с данной концепцией,
выделяются задачи, ставящиеся перед учениками в ходе педагогического процесса, в
том числе, зрительные, воображения, запоминания, повторения и логического
поиска. Рассмотренные нами учебные задачи, в целом, группируются, с одной
стороны, в абстрактно-логические, а с другой стороны, в предметно-практические.
Конкретное применение в обучающих мероприятиях тех или иных учебных задач, а
также распределение акцентов между ними возлагается на учителя, как
организатора педагогического процесса.

Концепция классификации учебных задач на абстрактно-логические
и предметно-практические базируется на принятой в системогенетической парадигме
классификации, разработанной В.Д. Шадриковым, задач познания, соответственно,
на относящиеся к результату деятельности и к процессу деятельности (Шадриков,
2014).

В свою очередь, задачи познания
классифицируются на семь конкретных задач, ориентированных на результат
деятельности:

1. формулировка
определения;

2. выявление
сущности объекта;

3. понимание
изучаемого предмета;

4. запоминание
изученного;

5. формирование
интеллектуальных и практических навыков, таких, как письмо, вычисление,
построение доказательств;

6. управление
высшими психическими функциями;

7. формирование
морально-этических норм.

Второй блок задач познания, имеющих
отношение к учебным действиям, включает в себя девятнадцать задач,
ориентированных на процесс деятельности:

8. опыт
непосредственного получения знаний;

9. проведение
анализа;

10. осуществление
синтеза;

11. процесс
идеализации или абстрагирование;

12. проведение
обобщения;

13. поиск
аналогий;

14. поиск
и формулирование аргументов;

15. построение
высказываний;

16. формирование
гипотез, мнений и идей;

17. выявление
взаимоотношений и связей;

18. выявление
имеющихся смыслов и значений;

19. осуществление
идентификации;

20. классификация
изучаемых объектов по основным категориям;

21. понимание
в изучаемых процессах диалектики количественных и качественных взаимосвязей;

22. осуществление
анализа опредмечивания и распредмечивания получаемого в ходе процесса обучения;

23. применение
на практике получаемых в процессе обучения знаний, в том числе проведение
опытов;

24. обозначение
предметов познания;

25. выявление
причин тех или иных рассматриваемых явлений, а также понимание
причинно-следственных связей;

26. способность
к прогнозированию.

Итак, мы рассмотрели классификацию
абстрактно-логических и предметно-практических учебных задач, которая
применяется при анализе педагогических материалов и педагогических мероприятий
при проведении психологических консультаций по концепции Г.А. Суворовой. В
соответствии с данной классификацией, проведём анализ основных педагогических
материалов для начальной школы. В целях анализа мы возьмём следующие издания:

· Русский язык 1 класс УМК Школа России В.П.
Канакина, В.Г. Горецкий;

· Русский язык 2 класс (ч. 1) УМК Школа
России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;

· Русский язык 3 класс (ч. 1) УМК Школа
России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;

· Русский язык 4 класс (ч. 1) УМК Школа
России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;

· Математика 1 класс (1 ч.) УМК Школа России
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;

· Математика 2 класс (1 ч.) УМК Школа России
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;

· Математика 3 класс (1 ч.) УМК Школа России
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;

· Математика 4 класс (1 ч.) УМК Школа России
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Анализ учебных изданий предполагал
создание матричного поля из учебных тем каждого из анализируемых изданий и
учебных задач по концепции Г.А. Суворовой в целях формирования целостной
картины распределения обозначенных учебных задач по учебным темам.

Осуществляемый анализ учебников русского
языка и математики позволяет отметить следующие моменты:

· учебная нагрузка в целом увеличивается от
1 к 4 классу;

· можно выделить следующие задачи познания,
на которые акцентируется наиболее внимание при изучении русского языка и
математики:

o
формирование интеллектуальных и
практических навыков;

o
понимание изучаемого предмета;

o
применение на практике получаемых в
процессе обучения знаний;

o
формулировка определений.

o
в учебниках по математике не уделяется
внимание такой проблеме познания, как формирование морально-этических норм.

Таким образом, во второй половине XX века
в отечественной системе образования стал формироваться деятельностный подход в
обучении. Немалую положительную роль в популяризации данного подхода сыграло
появление системогенетической парадигмы, сформулированной в научной школе В.Д.
Шадрикова. В системе данной парадигмы также была создана концепция
деятельностно-психологического консультирования Г.А. Суворовой, методология
которой позволяет проводить анализ учебно-методических материалов. В настоящей
работе был проведён анализ учебников начальных классов по русскому языку и
математики УМК «Учебники России». Проведённый анализ показал, что по обоим
предметам происходит увеличение нагрузки от 1 к 4 классу, а также что
наибольшее внимание уделяется таким учебным задачам, как понимание изучаемого
предмета, формирование навыков и применение на практике получаемых знаний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы