Статья на тему Статья-анализПсихологический анализ учебников с точки зрения задач познания по В.Д. Шадрикову
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
УЧЕБНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАДАЧ ПОЗНАНИЯ ПО В.Д. ШАДРИКОВУ
Зименко А. Аннотация: в настоящей статье
рассматриваются определение и проблемы системогенетической парадигмы,
сформулированной в научной школе В.Д. Шадрикова, и концепция
деятельностно-психологического консультирования, а также формулируются задачи
познания, классифицируемые в две основные группы, исходя из их
ориентированности, на базе которых осуществляется психологический анализ изданий
начальной школы, учебников по математике и русскому языку УМК «Школа России»,
по концепции Г.А. Суворовой.
Ключевые слова: системогенетическая
парадигма, концепция деятельностно-психологического консультирования. Развитие советской, а затем и российской
системы образования, идущее вслед за развитием научной педагогической мысли,
позволяет выстраивать современные методики в образовании на основе деятельностного
подхода в обучении. Важнейшей задачей педагогического процесса при
использовании деятельностного подхода является формирование в ходе обучающих
мероприятий целостной личности и сознания.
В основу реализации деятельностного
подхода в современном образовании легла системогенетическая парадигма,
сформулированная и развиваемая в научной школе В.Д. Шадрикова (Суворова, 2011).
В рамках данной парадигмы изучаются такие проблемы в образовании, как важность
психологического консультирования всех участников педагогического процесса,
необходимость их активного участия в совместной деятельности, в том числе, в
процессе консультирования, а также приоритет совместной деятельности по
отношению к другим видам деятельности, предусмотренной педагогическим
процессом, и, наконец, определение механизмов формирования личностного
поведения обучающихся как исходных позиций формирования консультативного
процесса.
Первый из перечисленных спектров проблем
базируется на концепции деятельностно-психологического консультирования,
сформулированной Г.А. Суворовой в научной школе В.Д. Шадрикова, и
предполагающей, с одной стороны, анализ содержимого обучающих материалов с
точки зрения психологии, а с другой стороны, исследование изменений в
психологическом состоянии обучающихся как их реакцию на педагогический процесс
(Суворова, 2015).
В соответствии с данной концепцией,
выделяются задачи, ставящиеся перед учениками в ходе педагогического процесса, в
том числе, зрительные, воображения, запоминания, повторения и логического
поиска. Рассмотренные нами учебные задачи, в целом, группируются, с одной
стороны, в абстрактно-логические, а с другой стороны, в предметно-практические.
Конкретное применение в обучающих мероприятиях тех или иных учебных задач, а
также распределение акцентов между ними возлагается на учителя, как
организатора педагогического процесса.
Концепция классификации учебных задач на абстрактно-логические
и предметно-практические базируется на принятой в системогенетической парадигме
классификации, разработанной В.Д. Шадриковым, задач познания, соответственно,
на относящиеся к результату деятельности и к процессу деятельности (Шадриков,
2014).
В свою очередь, задачи познания
классифицируются на семь конкретных задач, ориентированных на результат
деятельности:
1. формулировка
определения;
2. выявление
сущности объекта;
3. понимание
изучаемого предмета;
4. запоминание
изученного;
5. формирование
интеллектуальных и практических навыков, таких, как письмо, вычисление,
построение доказательств;
6. управление
высшими психическими функциями;
7. формирование
морально-этических норм.
Второй блок задач познания, имеющих
отношение к учебным действиям, включает в себя девятнадцать задач,
ориентированных на процесс деятельности:
8. опыт
непосредственного получения знаний;
9. проведение
анализа;
10. осуществление
синтеза;
11. процесс
идеализации или абстрагирование;
12. проведение
обобщения;
13. поиск
аналогий;
14. поиск
и формулирование аргументов;
15. построение
высказываний;
16. формирование
гипотез, мнений и идей;
17. выявление
взаимоотношений и связей;
18. выявление
имеющихся смыслов и значений;
19. осуществление
идентификации;
20. классификация
изучаемых объектов по основным категориям;
21. понимание
в изучаемых процессах диалектики количественных и качественных взаимосвязей;
22. осуществление
анализа опредмечивания и распредмечивания получаемого в ходе процесса обучения;
23. применение
на практике получаемых в процессе обучения знаний, в том числе проведение
опытов;
24. обозначение
предметов познания;
25. выявление
причин тех или иных рассматриваемых явлений, а также понимание
причинно-следственных связей;
26. способность
к прогнозированию.
Итак, мы рассмотрели классификацию
абстрактно-логических и предметно-практических учебных задач, которая
применяется при анализе педагогических материалов и педагогических мероприятий
при проведении психологических консультаций по концепции Г.А. Суворовой. В
соответствии с данной классификацией, проведём анализ основных педагогических
материалов для начальной школы. В целях анализа мы возьмём следующие издания:
· Русский язык 1 класс УМК Школа России В.П.
Канакина, В.Г. Горецкий;
· Русский язык 2 класс (ч. 1) УМК Школа
России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
· Русский язык 3 класс (ч. 1) УМК Школа
России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
· Русский язык 4 класс (ч. 1) УМК Школа
России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
· Математика 1 класс (1 ч.) УМК Школа России
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;
· Математика 2 класс (1 ч.) УМК Школа России
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;
· Математика 3 класс (1 ч.) УМК Школа России
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;
· Математика 4 класс (1 ч.) УМК Школа России
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Анализ учебных изданий предполагал
создание матричного поля из учебных тем каждого из анализируемых изданий и
учебных задач по концепции Г.А. Суворовой в целях формирования целостной
картины распределения обозначенных учебных задач по учебным темам.
Осуществляемый анализ учебников русского
языка и математики позволяет отметить следующие моменты:
· учебная нагрузка в целом увеличивается от
1 к 4 классу;
· можно выделить следующие задачи познания,
на которые акцентируется наиболее внимание при изучении русского языка и
математики:
o
формирование интеллектуальных и
практических навыков;
o
понимание изучаемого предмета;
o
применение на практике получаемых в
процессе обучения знаний;
o
формулировка определений.
o
в учебниках по математике не уделяется
внимание такой проблеме познания, как формирование морально-этических норм.
Таким образом, во второй половине XX века
в отечественной системе образования стал формироваться деятельностный подход в
обучении. Немалую положительную роль в популяризации данного подхода сыграло
появление системогенетической парадигмы, сформулированной в научной школе В.Д.
Шадрикова. В системе данной парадигмы также была создана концепция
деятельностно-психологического консультирования Г.А. Суворовой, методология
которой позволяет проводить анализ учебно-методических материалов. В настоящей
работе был проведён анализ учебников начальных классов по русскому языку и
математики УМК «Учебники России». Проведённый анализ показал, что по обоим
предметам происходит увеличение нагрузки от 1 к 4 классу, а также что
наибольшее внимание уделяется таким учебным задачам, как понимание изучаемого
предмета, формирование навыков и применение на практике получаемых знаний.