Статья на тему Статья по методике (материал в прикрепленном файле)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Готовность педагогов ДОУ
к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Аннотация: В
данной статье рассматривается проблема готовности педагогов ДОУ к работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья. Первоначально проведен анализ
теоретических источников по заявленной проблеме, определены понятия готовности
в целом и к работе с детьми с ОВЗ в частности, сформулированы основные
сложности, с которыми сталкиваются педагоги при работе с детьми с ОВЗ в случае
неполной готовности к такой образовательной деятельности. Также в статье
приведены результаты входящей диагностики готовности педагогов ДОУ к работе с
детьми с ОВЗ, которые сопоставлены с результатами аналогичных исследований,
проводимых в Российской Федерации. Ключевые слова: готовность,
психологическая готовность, инклюзивное образование, педагог, ДОУ
Актуальность
изучения готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья обусловлено необходимостью
специализированной подготовки кадров для инклюзивного образования, значимостью
знаний психофизических особенностей детей с ОВЗ для эффективной организации
образовательного процесса и грамотного построения педагогической стратегии, а
также непосредственной мотивации сотрудников дошкольных образовательных
учреждений для работы с «особыми» воспитанниками. Актуальность исследования
проблем готовности педагогов ДОУ к работе с детьми с ограниченными
возможностями во многом определяется не только научными задачами, но и
потребностями практического совершенствования. Разработка и реализация этой
задачи в России не менее актуальна, чем глобальные проблемы, такие как
построение правопорядка и формирование гражданского общества.
Формирование у детей навыков, необходимых им для
обретения самостоятельности в семье, является обычной задачей в воспитании
любого ребенка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особое значение.
Овладение даже самыми простыми социально-бытовыми навыками не только уменьшает
зависимость ребенка от других (одновременно облегчая их деятельность по уходу
за ребенком), но также «работает» для укрепления его уверенности в себе и
способствует психомоторному развитию. Очень важно использовать все способности
ребенка и развивать его жизненные навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, по
возможности, самостоятельно служить себе, выполнять простую работу в
повседневной жизни и жить в нормальных условиях окружающей среды. Для этого
педагог должен быть готов, прежде всего, в психологическом отношении, к работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на предпринятые усилия и значительный
прогресс в медицине, число детей с ограниченными возможностями медленно, но
неуклонно растет. Рост инвалидности в большинстве стран мира связан с
усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков,
военными конфликтами, ухудшением состояния окружающей среды и значительным
распространением вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики, токсичные
вещества).
К сожалению, в настоящее время в России не
разработана целостная, эффективная система формирования психологической
готовности педагогов ДОУ к работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, что затрудняет процесс включения детей с ОВЗ в социальную жизнь и
обеспечения им полной социальной защиты, способности удовлетворять основные
потребности и реализации интересов. Система совершенствования психологической
готовности педагогов ДОУ к работе с детьми с ОВЗ слабо развита в научном
смысле. Зачастую
вопросы организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ
рассматриваются в общем, без конкретизации способов и методов формирования
психологической готовности педагогов ДОУ к работе с детьми ОВЗ, что
обуславливает научную новизну данной работы.
Между
тем, проблематика психологической готовности педагогов ДОУ к работе с детьми с
ОВЗ неоднократно становилась темой для научных и педагогических дискуссий. При
этом в результате анализа литературы и публикаций на указанную тему выявлено
преобладание работ по проблеме формирования указанной готовности.
С.
В. Алехина описала структуру психологической готовности педагога дошкольного
образовательного учреждения к работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, выделив основные проблемы в процессе формирования указанной
готовности, решение которых необходимо, учитывая ведущую роль педагога в
образовательном процессе в условиях инклюзии [2].
О.
С. Кузьмина также обратила внимание на проблемы психологической готовности
педагогов ДОУ к работе с детьми ОВЗ, что вызывает большие трудности в
организации образовательного процесса на этапе внедрения инклюзивного
образования. Преодолеть указанные трудности может специализированная программа
подготовки педагогов, не только в компетентностном, но и психологическом
отношении [6].
Т.
В. Волосовец особое внимание уделяет методическому обеспечению инклюзивного
образовательного процесса, которое может положительно влиять на психологическую
готовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ, что в конечном итоге улучшает
условия социализации таких воспитанников в ДОУ [3].
Под
готовностью педагогов к работе принято понимать набор личностных качеств,
способствующих успешности выполнения профессиональных функций педагога.
Указанное состояние предопределяет непосредственную готовность человека к
осуществлению действий по заданной структуре и его соответствие определенному
образу. В части психологической готовности в условиях инклюзивного образования,
к сожалению, понятие данного термина сужается до теоретических представлений
педагога об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
Готовность
педагогов дошкольного образовательного учреждения к работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья должна учитываться при подготовке и
реализации образовательного процесса. В частности, педагоги должны быть
проинформированы обо всех особенностях предстоящей работы, у них должна
сформироваться психологическая толерантность и позитивное восприятие
инклюзивного образования. Педагогу необходимо наладить конструктивный диалог со
всеми участниками образовательного процесса, активно взаимодействовать на всех
уровнях образовательного процесса, в том числе и прежде всего, с родителями
воспитанников. Кроме того, положительно на психологическую готовность педагогов
ДОУ к работе с детьми ОВЗ повлияет повышение профессионального уровня педагога
по соответствующему профилю [5].
При
этом важно отметить большое практическое значение рассматриваемого вопроса, в
рамках решения которого важно сформировать и оценить профессиональные
компетенции педагогов, предотвратить профессиональное выгорание педагогов,
научить различным формам работы, которая может проходить как индивидуально, так
и в интегрированных группах.