Статья на тему Сравнительный анализ по образованию в России и Кыргызстане
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
И Российская Федерация, и Республика Кыргызстан унаследовали систему образования, созданную еще в советские времена. Ее «главными характеристиками являлись:
— право на бесплатное образование для всего населения;
— право на получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования;
— предоставление образовательных услуг государственными образовательными учреждениями;
— финансирование образования из государственного бюджета и частично за счет средств государственных предприятий;
— централизованная система административного управления [1].
И если законодательство относительно прежней системы образования регулировало, в основном, управленческие и финансово-экономические отношения в данной сфере, то новый Федеральный закон от 29.12.2012 г. №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» значительно расширил объекты регулирования отношений в сфере осуществления образовательной деятельности.
Помимо управленческих и финансово-экономических вопросов, новый закон регулирует само содержание образовательного процесса, закрепляя детально прописанные права и ответственность его участников, а также требования к реализуемым образовательным программам и стандартам [2].
Структура образования Кыргызстана охватывает восемь официальных уровней, утвержденных Законом Кыргызской Республики «Об образовании» в редакции 1992, 1997 и 2003 годов:
дошкольное образование ясли и детские сады; начальное, основное,
среднее общее образование разные типы школ (лицей, гимназия);
начальное профессиональное образование профтехучилища (лицеи);
среднее профессиональное образование училища, техникумы, колледжи;
высшее профессиональное разные типы вузов;
послевузовское образование аспирантура, докторантура; дополнительное профессиональное образование для взрослых и дополнительное образование для детей.
Развитие рыночных отношений и в России, и в Казахстане радикально изменило экономические условия функционирования сектора образования. Современные условия характеризуются повышенной нестабильностью, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и значительным сокращением финансирования университетов [3].
Образование, оставаясь самым важным социальным сектором, обеспечивающим потребности человека в получении знаний, все больше фокусируется на требованиях рынка труда, а сами учебные заведения становятся субъектами рыночной экономики.
В такой ситуации важнейшим условием конкурентоспособности университета является качество предоставляемых им образовательных услуг.
Современная педагогическая наука динамична и многогранна. XXI века — новейший этап развития теории образования, характеризующийся открытостью и новизной.
Педагогика трансформирована из теории воспитания в теорию воспитания и образования человека, сместив таким образом акцент в предмете исследования.
Причем ее микроуровень включает педагогику как теорию о построении процесса обучения и воспитания в образовательном учреждении; а макроуровень затрагивает ее взаимодействие с обществом, другими институтами, то есть системы образования как социального института.
В XX веке произошло существенное изменение в оценке и понимании категории «образования» [4].
В практической деятельности образование в научном понимании не включало полностью оценки воспитания личности.
Считалось, что образование является результатом обучения, а значит, входит в него; обучение последовательно входит в воспитание, так как воспитание понимается как функция человеческого общества по передаче новому поколению накопленных ценностей: знаний, морали, трудового опыта, опыта владения и увеличения материальных богатств и др.
Как в организованных формах (через систему образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенного взаимодействия и влияния среды).
Таким образом, выстраивалась схема «образование —> обучение —> воспитание».
Однако современное понимание образования расширилось.
В настоящее время все большее число педагогов выступает за представление о качестве образования как о доминирующем, конкурентоспособном, оптимально организованном учебном заведении, с отвечающим международным стандартам квалифицированных специалистах [5].
До недавнего времени проблема качества образования в России решалась в рамках требований государственной идеологии: качество работы учебного заведения оценивалось в соответствии с тем, как оно выполняло существующие учебные планы, использовало технические средства и т. д.
В ходе реформ национальной системы образования в последнее десятилетие прослеживается четкая тенденция к децентрализации управленческих функций (включая управление качеством), которые передаются с федерального уровня в региональные и муниципальные органы, и учебное заведение ответственно за качество своего «продукта»
И, следовательно, основное управление качеством образовательных услуг осуществляется на уровне учебно-методического объединения и конкретного учреждения [6].
Качество образовательной услуги — это сочетание свойств и характеристик образовательного процесса, который дает ему (процессу) способность удовлетворять образовательные потребности конкретных потребителей.
Основой для постоянного повышения качества образовательных, научных, производственных и других процессов является система эффективной обратной связи со всеми заинтересованными сторонами.
Компетенция органов федеральной власти в образовательной сфере функционально практически идентична компетенции органов власти субъектов РФ, за исключением того, что вторая относится к образовательным учреждениям регионального подчинения. Обязанности же местного уровня в области образовательной политики – повседневное текущее управление местной системой образования. Местное самоуправление хоть и является низовым уровнем власти, тем не менее, это одно из важнейших условий становления гражданского общества, поскольку именно на муниципальном уровне сосредоточены механизмы организации образовательного процесса и социального воспитания. Муниципальная система образования связана призвана решать задачи социализации подрастающего поколения и проблемы детства как структуры, включающей в себя основные направления формирования личности. В отечественной науке существует множество определений системы образования, в которых она рассматривается как система муниципальных и общественно-государственных органов управления, совокупность образовательных программ, государственных и муниципальных образовательных стандартов; сети образовательных учреждений, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в разнообразных образовательных услугах.
Управление образование в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В качестве методологических положений развития системы образования выступают ее непрерывное развитие, модернизация структур управления, развитие педагогической практики, внедрение инновационных процессов, четкое структурное разделение органов управления образованием, использование комплекса социально-педагогических условий, которые поспособствуют эффективному управлению системой образования и ее переводу в режим нового качества развития с точки зрения экономико-правовых, организационно-управленческих, психолого-педагогических процессов.
Основные приоритеты реформирования образовательной политики были определены в таких основополагающих документах, как Конституция Кыргызской Республики, закон «Об образовании», доктрина образования, ряд национальных программ развития, основными задачами которых выступали доступность и качество образования.
По основному макропоказателю уровню грамотности населения от 15 лет и старше Кыргызстан (97,4%) находится на традиционно хороших позициях в СНГ и в регионе Центральной Азии. Как свидетельствуют итоги первой национальной переписи населения, образовательный уровень населения республики достаточно высок. Из числа лиц в возрасте 15 лет и старше 10,5% имели высшее образование, 10,8% среднее специальное, 50% среднее общее образование и 18,3% основное общее образование (восьми — девятилетнее). В 1999 году в общей численности занятых доля женщин, имеющих высшее образование, составляла 15,1%, мужчин 12,5%, среднее специальное, соответственно, 17,2 и 9,7%. После получения среднего общего образования девушки имеют большее стремление продолжать обучение [7].
Индекс человеческого развития (ИЧР) в Кыргызстане с 1996 года обрел устойчивую тенденцию к росту, причем наиболее его стабильной составной частью был индекс достигнутого уровня образования населения. По индексу образования (ООН) Кыргызстан впереди Молдовы, Литвы, Азербайджана, Таджикистана, а также Египта и Монголии. По индексу гуманитарного развития (ООН) Кыргызстан обошел Армению, Грузию, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, а также Египет и Монголию.
Кыргызская Республика полиэтническое и мультикультурное общество, существующее в форме национального государства. Именно образование является фактором, интегрирующим и стабилизирующим общество, в котором сосуществуют различные традиции и ценностные системы.
Приоритеты интеграции образования обозначены в Национальной образовательной программе «Билим», принятой в 1996 году. Особое внимание стало уделяться проблемам доступности школьного образования, в связи с чем была принята Государственная программа «Доступ к образованию (Жеткинчек)» (1999). Уникальность данной программы состояла в том, что открыто признавалось наличие детей, не посещающих школу, и предлагалась система мер по всеобщему охвату детей школьного возраста образованием.
На обеспечение доступности и качества образования были направлены и другие программы: Президентская программа «Кадры XXI века» (1995), Национальные программы преодоления бедности «Аракет» (1998), «Аялзат» (1997), «Новое поколение» (2001), Национальный план действий по «Образованию для всех» (2002), Национальная стратегия сокращения бедности (2003), «Айыл мектеби (Сельская школа)» (2003).
Кроме национальных и чисто образовательных программ в республике существует еще целый ряд специализированных программ, включающих разделы по совершенствованию базового образования, по воспитательной и оздоровительной работе среди детей и молодежи. Это государственные программы «Аялзат», «Здоровая нация», «Туберкулез», «Кыз-Бала». Национальной системе образования удалось сохранить устойчивость развития; установить многообразие программ на всех уровнях образовательной лестницы; развивать альтернативные формы и новые технологии обучения; добиться многоканальности финансирования образовательных учреждений.
В настоящее время все большее число педагогов выступает за представление о качестве образования как о доминирующем, конкурентоспособном, оптимально организованном учебном заведении, с отвечающим международным стандартам квалифицированных специалистах [8].
До недавнего времени проблема качества образования в России решалась в рамках требований государственной идеологии: качество работы учебного заведения оценивалось в соответствии с тем, как оно выполняло существующие учебные планы, использовало технические средства и т. д.
В ходе реформ национальной системы образования в последнее десятилетие прослеживается четкая тенденция к децентрализации управленческих функций (включая управление качеством), которые передаются с федерального уровня в региональные и муниципальные органы, и учебное заведение ответственно за качество своего «продукта»
И, следовательно, основное управление качеством образовательных услуг осуществляется на уровне учебно-методического объединения и конкретного учреждения [9].
Качество образовательной услуги — это сочетание свойств и характеристик образовательного процесса, который дает ему (процессу) способность удовлетворять образовательные потребности конкретных потребителей.
Основой для постоянного повышения качества образовательных, научных, производственных и других процессов является система эффективной обратной связи со всеми заинтересованными сторонами.
На основании вышеизложенного сделан вывод Исследование проблемы государственного управления образованием в зарубежных странах дает возможность выделить некоторые моменты, которые могут быть использованы в процессе формирования и реализации государственной политики в области образования страны. Это стремление предоставить одинаковые возможности для получения образования всем гражданам; ориентация образования на всестороннее развитие личности, автономизация учебных заведений; быстрое реагирование на потребности времени и общества; разносторонняя финансовая поддержка развития образования.