Статья на тему Современные подходы к обучению студентов колледжа танцам в Китайской Народной Республике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Незыблемым компонентом формирования устойчивой мотивации детей к занятиям хореографией является применение педагогом различных методов преподавания, включающих как традиционные, так и инновационные методы. Важнейшей задачей преподавателя является объединение разнообразной творческо-педагогической деятельности в комплексный процесс, создание единой учебно-воспитательной и развивающей системы.
К традиционным методам относятся методы изучения техники танца, стиля танца, манеры исполнения разных танцевальных видов, методику изучения и выполнения танцевальных движений по этапам, построения и разучивания комбинаций и композиций танца, методику владения основными формами и средствами постановочной, репетиторской деятельности.
Без сомнений, традиционные методы необходимы в процессе обучения танцу, но в системе с инновационными методами. Инновации являются наиболее эффективным средством повышения качества образования. По мнению И. И. Цыркуна, «…нововведение всегда ориентировано на повышение эффективности и полезности практической деятельности…».
Хореографическое образование в Китайской Народной Республике в последние годы переживает существенный подъем. Наблюдается развитие традиционных и разработка новых программ подготовки мастеров в этой области искусства.
Танец в Китае является весьма разнообразным видом искусства, состоящий из множества современных и традиционных танцевальных жанров. Танцы охватывают широкий спектр, от народных танцев до выступлений в театре оперы и балета, и может использоваться в общественных торжествах, ритуалах и церемониях.
Изучение педагогической составляющей национальных хореографических традиций Китая играет важную роль в процессе становления теории и истории педагогики, поскольку это способствует воссозданию аутентичных условий и методов передачи мастерства, развития хореографического искусства в контексте передачи опыта художественного творчества. Благодаря этому традиция китайской национальной хореографии по многим направлениям достигла совершенства, но постоянно меняющаяся социокультурная ситуация на каждом этапе исторического развития предъявляет новые требования к ее педагогическим основам.
Структура строения хореографического образования в Китае также отягощена исторической традицией в сочетании с требованиями ориентации на передовые европейские образовательные технологии.
На протяжении веков в стране отсутствовали какие-либо методики обучения танцу. В древнем Китае танцы практиковались в популярных в то время театрализованных постановках. В театре опытные исполнители учили новичков, передавая знания основ китайского хореографии из поколения в поколение. С раннего возраста молодой танцор обучался опытным мастером и постепенно становился профессионалом. В театрах при императорском дворе исполнители передавали искусство танца из поколения в поколение, учась друг у друга, часто танцевальное искусство передавалось как семейная традиция. Современные системные методы обучения танцевальной хореографии появились в Китае в первой половине XX века.
Искусство во всех его основных проявлениях (танец, песня, игра на музыкальном инструменте, рисование) имеет большое значение для развития полноценной личности. Каждое из направлений искусства призвано развивать определенные ее свойства, качества.
Однако данная сфера слабо развивалась по причине того, что исторически находилась фактически под государственным контролем, и активное профессиональное развитие получило лишь с 1949 года. Растущая культурная жизнь в КНР выявила необходимость создания национального балета. Организацией формирования профессионального хореографического образования занялось руководство страны. Для воспитания высокопрофессиональных танцовщиков, представляющих лицо новой эпохи, требовалось сформировать профессиональную хореографическую школу.
В настоящее время характер такой зависимости несколько ослаб, поэтому, по мнению Чэня Ц., танцевальная практика динамично развивается под влиянием западных танцевальных традиций. Однако, по мнению Луна Ц., наличие контроля проявляется в том, что в Китае по-прежнему в некоторых учебных заведениях отдают предпочтение преподаванию китайского классического танца
Значительную роль в подготовке и создании первой профессиональной балетной школе в Пекине сыграли педагоги Московского хореографического училища при Большом театре, в частности Ольга Александровна Ильина.
В 1953 году Ильина командирована в КНР «для передачи опыта советского хореографического образования китайским товарищам для их ознакомления с европейским классическим танцем и для помощи в развитии их национального балета», тем самым заложив прочную основу для становления китайского балета – от разработки учебных планов по методике преподавания специальных дисциплин, а также организации ученического процесса. Прежде чем заняться разработкой методических программ, О. А. Ильиной необходимо было учесть формировавшийся веками синтетический жанр древнейшей китайской культуры танца, где актер одновременно является драматическим артистом, певцом, жонглером, акробатом и танцовщиком.
Уже в начале февраля 1954 года в Министерство культуры Китая для утверждения были представлены первые учебные программы, разработанные Ильиной. Обучение разделили на четыре специальности:
1) китайский классический танец;
2) китайский народный танец;
3) классический балет;
4) народно-сценический танец. (Программы по китайскому классическому и народному танцам были сформированы на основе двух учебников, созданных ранее, в первой половине 1953 года Министерством культуры).
Изучив содержание и методы подготовки балетного артиста в Московском хореографическом училище, рассчитанное на девять лет, обучение в Китае скорректировали до шестилетнего обучения. Составили образовательную четырехлетнюю программу средне-специальной школы (другие источники утверждали, что шестилетнюю).
Подготовили трехлетнюю репрезентативную программу для этнических групп – хань, уйгур, корейцев и тибетцев.
Совмещая теорию с практикой, советские специалисты балета тщательно изучили китайскую специфику преподавания и на базе русской хореографической школы, с её накопленным ценным теоретическим и преподавательским опытом, создали серьезную базу для профессионального развития балетного искусства, заложили основы для создания и развития собственной системы подготовки балетного артиста в Китае.
Основные особенности процесса обучения народной хореографии в Китае связаны со спецификой историко-культурного развития. Так, в основе образовательного процесса лежит индивидуально-личностный подход, подразумевающий учет уровня реального физического потенциала детей. Поэтому содержание, методы и принципы обучения народной хореографии не должны превышать индивидуальные возможности детей: как физические, так и психологические.
В.Ю. Ермохина утверждает, что подростковый возраст является переходным состоянием от детского организма к взрослому, поэтому китайские методисты и педагоги опираются на медицинские исследования, отражающие характеристики здоровья детей подросткового возраста. Особенность составления учебных программ объясняется и тем, что в этот период развития важно создать творческую среду, которая способствует развитию самовыражения и формированию основных танцевальных навыков.
Педагогические основы китайской национальной традиции хореографии формировались на протяжении более чем четырех тысячелетий и включили в себя комплекс фольклорно-бытового, идейно — символического, религиозного, официально-этикетного материала, что делает педагогическую систему национальной традиции хореографии Китая уникальной формой национального культурного наследия. Идейно-философские основы педагогической системы национальных традиций хореографии Китая формировались под воздействием даосизма, буддизма и конфуцианства, что определило комплексный культурно -смысловой пласт традиции, сохранившийся неизменным до наших дней. Нравственные принципы конфуцианства, воплощенные в данной педагогической традиции, требуют уважительной и полной передачи опыта предыдущих поколений, что стало решающим фактором сохранения национальных традиций хореографии в Китае.
Классическая хореографическая педагогика в китайской национальной традиции хореографии синтетически соединяет элементы собственно танцевального тренажа, боевых искусств и акробатики, что делает подготовку танцовщиков классического национального танца Китая качественно отличной от любой другой национальной педагогической системы хореографии.
Первый курс обучения в колледже является базовым, так как закладывает первоначальные танцевальные знания. Основными задачами этого года обучения являются:
– развитие координации,
– постановка рук, ног, пальцев рук,
– изучение правильной постановки корпуса,
– формирование чувства ритма, изучение первых композиций под музыку.
Второй курс обучения в хореографическом училище Китая посвящен развитию гибкости, плавности движения. Задания усложняются, и основной их задачей уже является не только изучение техники самого движения, но и отработка связанности этих движений, их плавности. Все навыки, изученные на первом курсе, все элементы неоднократно отрабатываются для повышения качества исполнения.
Именно на втором курсе добавляются элементы артистизма (подростков учат управлять мимикой, взглядом). К уже имеющимся навыкам исполнения танца Шэнь Юнь, шагу Юань Чан (на втором курсе развивается их скорость) добавляется изучение движений народных танцев Нин Цинь.
На третьем курсе уровень обучения более сложный, так как организм подростков становится выносливее, развитым с медицинской точки зрения, а значит – способным к интенсивным нагрузкам. На третьем курсе уже не вводятся в обучение лишь отдельные танцевальные элементы или техники, на этом этапе появляется сразу большое разнообразие танцевальных элементов и техник. Это объясняется тем, что основные навыки ритма, шага, пластики, гибкости уже отработаны и отточены. На третьем курсе также активно изучаются элементы Шэнь Юнь (например, Тиэ).
На четвертом курсе обучения ученики уже создают самостоятельно небольшие танцевальные комбинации, развивают максимальную точность индивидуальной хореографии. Небольшие и несложные танцевальные номера (до 6 музыкальных фраз) обязательно должны включать элементы народной пластики, Шэнь Юнь. Поскольку после окончания училища подростки могут работать хореографами и профессионально выступать в танцевальных коллективах, то именно на четвертом курсе педагоги начинают активно работать над тем, чтобы ученики точно передавали свои эмоции через танцевальные движения.
Пятый курс имеет много общих черт с обучением на четвертом курсе. Ученики создают более сложные танцевальные комбинации, совершенствуют артистичные навыки. Новым элементом является изучение простых акробатических элементов (например, прыжков).
Интересным является тот факт, что только на пятом курсе обучения педагоги могут обращать внимание на индивидуальность каждого ученика и работать с учетом таких особенностей.
Шестой курс обучения является завершающим, поэтому весь год ученики лишь занимаются усовершенствованием полученных знаний, создают индивидуальные и групповые номера, необходимые для показа на экзамене. Как видно из представленных задач, они составляют единую взаимосвязанную систему, и каждый год обучения основан на предыдущем.
Помимо этого, преподаватели должны главной целью ставить пробуждение у учеников интереса к классическому танцу, развитие у них элементарных представлений о красоте этого танца. Методики преподавания должны быть направлены на то, чтобы научить более вдумчиво и ответственно подходить к заданиям. Отмечается, что преподаватели должны приветствовать инициативу учеников в привнесении чего-либо нового в танец или в методику его преподавания.
К примеру, для существующих на данный момент методик преподавания классического танца в Китае не характерны ни свобода хореографии, ни наличие элементов импровизации. Кроме того, преподавание классического танца в КНР не индивидуализировано, преподаватель не уделяет достаточно внимания личности каждого учащегося.
Кроме того, в колледжах КНР уделяется мало внимания общему культурному образованию учащихся. Студентов учат бездумно повторять те или иные танцевальные движения, не обучая их пониманию того, что они делают. Помимо этого, мало часов посвящено изучению смежных дисциплин: музыки, литературы, психологии, другими словами — развитию общего кругозора. Однако, чтобы передать эмоции своего героя, танцор должен прочувствовать их сердцем, а не просто выполнить те или иные движения.
Таким образом, можно видеть, что в хореографическое образование Китая не включены дисциплины, которые позволили бы смотреть на культуру чуть шире, чем в рамках культуры китайского народного танца. Китайский традиционный танец и китайская культура вполне воспринимаются в их целостности, в то время как европейский танец воспринимается только технически, без проникновения в ткань культуры, даже без систематического изучения наследия и исторического контекста классического европейского балета.
Отчасти поэтому китайские артисты балета и хореографы, которые ориентированы на изучение европейской хореографии, чаще всего выбирают варианты обучения за рубежом.
Таким образом, проведя краткий анализ хореографического образования подростков в Китае, можно прийти к следующим выводам:
– хореографическое образование подростков достаточно распространено в Китае, постоянно развивается, разрабатывается большое количество образовательных программ,
– на современном этапе хореографическое образование, прежде закрытое для нововведений, направлено на заимствование зарубежных хореографических техник,
– на каждом этапе хореографического образования подростков ставятся различные задачи, которые зависят от возраста, уровня подготовки, физических особенностей,
– обучение китайскому национальному танцу является приоритетным направлением образования, зарубежные хореографические техники изучаются не во всех образовательных учреждения и фактически факультативно,
– несмотря на подчиненность культурной сферы государству, в Китае отсутствует единая программа хореографической подготовки подростков.
В настоящее время Китай является одной из самых стремительно развивающихся стран, одним из направлений в развитии становится все большая международная интеграция. С одной стороны, глобализационные процессы способствуют увеличению количества людей во всем мире, интересующихся китайской национальной хореографической традицией. С другой стороны, сами китайцы все активнее осваивают культуру других стран. Данные факты носят как позитивный, так и негативных характер. Позитивным моментом является сама возможность интеграции самобытной и уникальной национальной хореографии в мировую танцевальную культуру. Негативным же является невозможность эффективной реализации интеграционных процессов в силу множества причин социокультурного характера.
В целом, обучение народному хореографическому искусству Китая представляет собой один из возможных вариантов в реализации потенциала обучающихся в народном творчестве, усиление его творческого начала, позитивной самореализации в свободном творческом самовыражении. Развитие интереса к народному искусству Китая должно стать результатом целенаправленной деятельности педагогов, в ходе которой необходимо обеспечение условий для учащихся: их участия в разнообразных видах творческой деятельности и общении, результатом чего должно происходить обогащение субъективного духовно-нравственного опыта, приобретаться знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития и самосовершенствования в сфере народного хореографического искусства. Народные китайские танцы являются эффективным средством развития познавательного интереса учащихся и приобщают школьников к великой китайской культуре.